Великие полководцы России. Часть первая

Великие полководцы России. Часть первая

Князь Хельге (Олег) (855-913 г.г.)

Князь Хельге (Олег) завоевал славянские племена от Новгорода до Киева, а также ходил походом на Византию.
После смерти Рюрика  в 879 году новгородскими землями стал управлять его зять  Хельге.  Он начал свое правление объездом вместе со своей дружиной славянских земель,  вовлекая в свои дружины для похода много славян, кривичей, веси, мери и води.  С помощью сильной дружины Хельге в 880 году захватил Смоленск у кривичей и пошел по Днепру к Киеву. Там он послал гонцов к Аскольду и Диру сказать, что варяжские купцы, идущие в Грецию, хотят их видеть. Аскольд и Дир, не подозревая обмана, пришли на берег Днепра, где были убиты. Хельге вошел в Киев, жители которого под страхом смерти  признали его законным государем.
 
В том же 882 году киевский князь Хельге перевел столицу из Новгорода в Киев и стал называться славянским именем Олег, а Инвара стали называть Игорем. В последующие два года Олег освободил от хазар северян на территории нынешней Черниговской области,  завоевал радимичей в нынешней Витебской области, а также древлян. К 885 году Олег соединил воедино все земли от Новгорода до Киева. Надо помнить, что тогда не было территорий, сплошь заселенных людьми, леса и степи разделяли селения, построенные на берегах рек и озер.

В 907 году киевский князь Олег (Хельге) пошел походом на столицу Византии Константинополь. У него было около 2 тысяч парусных кораблей и 80 тысяч воинов, берегом их сопровождала конница. Византийцы перекрыли бухту Золотого Рога цепями, чтобы корабли не прошли в город. Князь Олег применил хитрость, приказав поставить все корабли на колеса, чтобы при попутном ветре по земле отправиться в город.  Греки, поняв опасность со стороны руссов, согласились на заключение с ними мирного договора. Олег потребовал заплатить  по 12 гривен на каждого русского воина, греки согласились и выплатили дань.
 
Олег  направил в Царьград  (Константинополь) своих послов. Они  во вторую неделю сентября заключили с Византийской империей первый письменный договор, составленный  на греческом и славянском языках. Договор 907 года был выгоден для Руси, он обеспечивал ежегодную дань, как плату за ненападение. Таким образом, князь Олег добился от Византии выплаты руссам дани и права беспошлинной торговли на Черном море русских купцов.

Киевский князь Олег (Хельге), как варяг, не крестился в христианство, но он был доволен мирным союзом с греками, и терпимо относился к жителям Киева, принявшим христианскую веру.
Олег умер в 912 году в возрасте 57 лет, по предположению от укуса змеи, откняжив в Киеве 32 года.

 
Князь Инвар (Игорь) (877-946 г.г.)

После смерти Олега в Киеве стал править сын Рюрика Инвар (Игорь), он княжил с 913 по 946 годы, совершил два похода на Византию.
 Инвар (Игорь) еще в 904 году обратил внимание на девушку - весянку из Выбужской веси. Она родилась и жила в деревне Выбуты, что на реке Великой в 12 км выше Пскова, в семье перевозчика. Имени этой девушки летописец не указал, в том же году она вышла замуж за Игоря, ей было 20 лет, Игорю – 27 лет. Женившись на ней, в знак уважения к своему дяде Олегу, воспитавшему его, Игорь назвал жену Ольговой девой или Ольгой. Так простая весянка в истории стала        известна, как святая Ольга.

Игорь с женой Ольгой 16 лет ждал наследника, до этого рождались дочери,  в 920 году у них  родился наследник сын Святослав, первый князь, получивший славянское, а не шведское имя.
 
Ко времени правления в Киеве князя Игоря (Инвара) к 912 году в городе было некоторое число христиан. К 936 году в Киеве уже была построена христианская церковь Святого Ильи. Сам Игорь и его жена Ольга оставались язычниками. После смерти Игоря, расправившись с его врагами, княгиня Ольга в возрасте 62-х лет отправилась в Константинополь, где крестилась в христианство.

Князь Игорь с войском совершил два известных военных похода на Византию.  После смерти князя Олега в 912 году Византия посчитала себя свободной от обязательств по заключенному в 907 году мирному договору и перестала платить руссам дань. В 941 году князь Игорь объявил Византии войну и пошел на нее походом. У него было 10 тысяч парусных кораблей или в 5 раз больше, чем ранее у князя Олега. Но греки, предупрежденные Херсонесом,  успели собрать большое войско и одержали победу над руссами на суше. Одновременно греки поджигали русские корабли на море зажигательной смесью. Русские во главе с князем Игорем были вынуждены вернуться в Киев.

В 443 году князь Игорь организовал новый поход на Византию. У него было еще больше войска, чем два года назад, в него входили: славяне, финские племена, варяги и печенеги. На этот раз греки, не дожидаясь сражения, предложили заключить новый мирный договор, он был заключен в 944 году.

В договоре 944 года были предусмотрены условия проживания 50 руссов в селении Святого Мамонта за стенами Царьграда. Руссы обязывались не зимовать ни в Греции, ни в устье Днепра. За невольников, приведенных руссами в Грецию, греки обязались платить за юношу и добрую девицу по 10 золотых, за среднего человека - 8, за старика и дитя – 5 золотых. Руссы же платили за невольников, приведенных греками по 10 золотых без разбору или цену, объявленную их хозяином под присягой.
После заключения мирного договора военные походы на Византию князем Игорем были прекращены.


Князь Святослав (920-972 г.г.)

Сын Игоря и Ольги киевский князь Святослав княжил с 946 по 972 годы, совершил походы в Болгарию и Византию.
В 967 году Византия вела переговоры со Святославом о совместном походе на болгар, обещая Киеву богатые дары. Святослав принял предложение греков, собрал 60-тысячное войско и повел его в Болгарию. Болгары сдались без боя, Святослав привел войско в Преславу, что неподалеку от современного города Варна, грабя  на пути богатства болгар.
Но в это время Киев осадили печенеги, и Святослав с войском был вынужден вернуться домой. Воспользовавшись этой ситуацией, болгары напали на оставшихся в Преславе русских и захватили город.

Через два года князь Святослав с войском жестоко наказал болгар, подчинив себе всю страну. Оттуда он пошел на юг, но был встречен большим войском византийцев, которые также пытались закрепиться в Болгарии. Войско Святослава было в несколько раз (по летописи в 8 раз – А.Г.) меньше византийского, но сумело одержать над ними победу. Греки предложили заключить мирный договор и дать богатый выкуп.

Князь Святослав 14 июля 971 года заключил письменный договор с греками: «Я, Святослав, князь русский, как клялся, так и подтверждаю договором эту клятву мою. Хочу вместе со всеми подданными мне русскими, с боярами и прочими иметь мир и полную любовь с каждым великим царем греческим, с Василием и Константином, и с боговдохновенными царями, и со всеми людьми вашими до конца мира. И никогда не буду замышлять на страну вашу, и не буду собирать на нее воинов, и не наведу иного народа на страну вашу, ни на то, что находится под властью греческой, ни на Корсунскую страну и все города тамошние (Херсонес и его владения – А.Г.), ни на страну Болгарскую. И если и иной кто замыслит против страны вашей, то я ему буду противником и буду воевать с ним.

Как уже клялся я греческим царям, а со мною бояре и все русские, да соблюдаем мы прежний договор. Если же не соблюдаем мы чего-нибудь из сказанного раньше, пусть я и те, кто со мною и подо мною, будем прокляты от бога, в которого веруем – от Перуна и Волоса, бога скота, и да будем желты, как золото, и пусть посечет нас собственное наше оружие. Не сомневайтесь в правде того,  что мы обещали вам ныне и написали в хартии этой и скрепили своими  печатями».
 
Однако в 972 году греки напали на Преславу, уничтожили значительную часть войска Святослава. После продолжительного боя русская армия отступила в крепость Доростол, которую греки осаждали с суши и моря более двух месяцев. В 972 году Святослав был вынужден запросить у греков мира и уйти с территории Болгарии. По пути в Киев русское войско подкараулили печенеги, побили много русских и отрубили голову князю Святославу.


Князь Владимир Святой (948-1015 г.г.)

Внук Игоря, сын Святослава от ключницы Малуши Владимир известен в истории тем, что крестил Русь в христианство. Он завоевал Полоцкое княжество,  греческий Херсонес, покорил финские племена  эстов, сетголов, ливов, водь, ладожан, образовал четыре очага русской государственности.
Владимир родился в 948 году, о нем имеются сведения в русских, скандинавских, немецких, византийских и арабских летописях. Он княжил в Киевском княжестве с 980 по 1015 годы.

В 970 году Владимир стал новгородским князем и правил там 7 лет. Узнав о том, что киевский князь, его родной брат Ярополк, с которым он враждовал,  убил другого своего брата Олега, Владимир пошел за помощью к варягам.  Он два года жил у варягов, после чего вернулся на Русь с многочисленной варяжской дружиной.

В 980 году Владимир пошел с варягами  и новгородцами войной на полоцкого князя Рогволода.  К началу правления Владимира старых варяжских уделов на Руси уже не оставалось, кроме Полоцка. Полоцкий князь Рогволод, родом из города Бергена,  был независим как от Новгорода, так и от Киева.

Убив его и двух сыновей, Владимир взял силой в жены дочь убитого князя Рогнеду.  Являясь язычником, князь Владимир был многоженцем. К тому времени он был уже  женат  на Богемской (Чешской) княжне Олаве, она родила ему сына Вышеслава.

  От Полоцка Владимир пошел с войском в Киев, убил своего брата Ярополка и стал киевским князем. Беременную жену убитого родного брата Ярополка Преславу Владимир взял себе в наложницы. Она от Ярополка родила сына Святополка, которого Владимир усыновил.

У Рогнеды от Владимира родились сыновья  Изяслав, Мстислав, Ярослав, Всеволод, а также две дочери Преслава и Мария, но своего мужа она ненавидела. Однажды во время сна попыталась убить Владимира ножом,  он вовремя проснулся и схватил ее за руку, в которой был нож. Приказал Рогнеде одеться в брачный наряд и ждать в нем своей смерти, сказав, что он собственноручно убьет ее. Рогнеда велела малолетнему сыну Изяславу взять в руки обнаженный меч и выйти навстречу отцу. Владимир при сыне не стал убивать жену, передал ее на суд бояр, которые просили  не убивать ее. Владимир отпустил Рогнеду вместе с сыном Изяславом в полоцкую землю, с тех пор ее потомки княжили в Полоцке.

Третьей женой Владимира стала Богемская (Чешская) княжна Мальфреда,  которая родила ему сыновей Святослава и Мстислава. Четвертой его женой была Болгарская княжна Милолика, родившая сыновей Бориса и Глеба.

В 987 году против византийского императора Василия II выступил с войском его же военачальник Варда Фока, который объявил себя императором. Василий II попросил помощи у киевского князя Владимира. Тот поставил условие о крещении жителей Киева в христианство, а ему в жены передать сестру императора Анну. Василий согласился на эти условия, Владимир выступил к Константинополю с войском в шесть тысяч воинов и разбил отряды Варды Фоки. Наступил 988 год, но Василий не сдержал свое слово и не отправил сестру Анну в Киев.
 
Тогда Владимир, нарушив договоры с византийцами, заключенные дедом Игорем в 944 году и отцом Святославом в 971 году, собрав многочисленное войско, пошел к Херсонесу. Этот город тогда еще сохранял свою славу, несмотря на великие опустошения от скифов, сарматов, готов, гуннов и других диких народов, приходящих на эти земли. Херсонес признавал над собою верховную власть византийских  императоров, но не платил им дани. Здесь избирали своих начальников и повиновались своим установленным законам.

Завоевав Херсонес, князь Владимир написал послание византийским императорам Василию и Константину, что желает взять в жены их сестру Анну, 13 марта 963 года рождения. В случае отказа он силой возьмет город Константинополь. Те ответили, что согласны, если Владимир сам примет христианскую веру. Тот согласился и крестился в церкви святого Василия, которая стояла на городской площади Херсонеса.

После венчания с Анной Владимир велел построить церковь на том месте, куда жители города сносили из-под стен его крепости землю. Он назвал город Херсонес русским именем Корсунь и возвратил его византийским императорам в благодарность за их сестру.

Наставленный Херсонеским митрополитом, крещенный в христианскую веру, захватив с собою греческих священников и необходимые принадлежности для христианского богослужения, князь Владимир возвратился в город Киев. У него была твердое желание крестить свой русский народ в христианскую веру. Владимир велел объявить в городе Киеве, чтобы весь народ шел креститься на берег Днепра.

  К 985 году киевский князь Владимир  покорил все финские племена на  южных берегах Балтийского моря и Ладоги: эстов, сетголов, ливов, водь, ладожан. Его чиновники ездили собирать дань  со всех земель, где жили эти племена. Вся Ливония платила дань князю Владимиру. Непокоренными ему оставались финские племена, проживавшие севернее реки Невы: корела, емь,  сумь, саамы  и ижора.

К концу Х века образовалось четыре основных очага будущего Русского государства. Основой формирования территории русской государственности вокруг Новгорода до Балтийского моря и Ладоги стали славянские племена словене, кривичи и полочане, финские племена весь, водь, ижора и ладожане, а также боевые дружины шведов-варягов.

Очагом формирования государственности от города Ростова до Белоозера были завоеванные шведами-варягами территории проживания финских племен весь, меря и мурома.

Вокруг Киева объединились славянские племена древлян, полян и северян. Древляне закрепились на территории нынешнего украинского Полесья, в основном – Житомирской и Киевской областях.

Четвертый очаг  русской государственности вокруг Волыни  сформировали  волыняне, которых до Х1 века называли «бужанами», и дулебы. Киевский князь Владимир в 982 году захватил польские города Червень вблизи Хелма, Перемышль и другие, которые с тех пор стали русскими городами. В 988 году он посадил на княжение во Владимире-Волынском своего сына Всеволода, образовав Волынское княжество. В западной части княжества проживало славянское племя дулебов. Но в 1263 году Галичское княжество перешло к Венгрии, от нее – к Польше, один из очагов русской государственности Русь потеряла.

Постепенно сложился церковный культ князя Владимира, с 1240 года началось его широкое почитание. Из убийцы, насильника и многоженца – язычника, с приобретением веры, Владимир стал для православных людей святым. По инициативе новгородского князя Александра Невского произошла канонизация Владимира, ему была посвящена ежегодная отдельная новая служба в церкви в день его памяти 15 (28) июля.


Князь Ярослав Мудрый (982-1054 г.г.)

Сын Святого Владимира от полоцкой княжны Рогнеды князь Ярослав Мудрый правил Киевским княжеством с 1017 по 1054 годы, покорил финские племена эстов и сетголов, угорские племена печору, пермь и югру.

В 1019 году киевский князь Ярослав Мудрый женился на дочери шведского короля Олофа Ингегерде.  От своего отца она получила в приданое город Альдейгоборг (Ладогу) с прилегающими землями. С тех пор проживавшие там финские племена стали называть земли по берегам Финского залива и Ладоги «Ингермаа», то есть земли Ингегерды. На землях Ингермаа проживали финские племена:  корела, ижора, ладожане, водь.  Уже позднее, при императоре Петре ;, когда вошли в моду названия на германский лад, эти земли стали называться не Ингермаа, а «Ингерманландией».

В 1030 году Ярослав Мудрый вновь пошел походом на эстов и сетголов, чтобы покорить их. На их землях  он построил город Юрьев (сейчас Тарту), и стал  вновь собирать дань с проживавших там эстов, сетголов и латышей.  Эсты и латыши неоднократно пытались свергнуть власть Руси, но безуспешно.

При своем правлении Ярослав Мудрый, расширяя владения Руси на восток, захватил земли угорских племен печоры, перми и югры. С той поры на длительное время северный Урал стал своего рода границей древней Руси.
Военные походы давались Ярославу Мудрому тяжело, но он много раз достигал победы численным превосходством войска, хитростью или дипломатией.


Князь Александр Невский (1220-1263 г.г.)

Александр Невский – князь Новгородский, князь Киевский и великий князь Владимирский, один из выдающихся полководцев. Его победы в Невской битве над шведами и битве на Чудском озере над немцами принесли ему посмертную славу.
Князь Александр Ярославич, позднее названный Невским,  был посажен в возрасте 16 лет с 1236 года в Новгороде. В 1240 году немцы овладели Псковом, а в Новгород с объявлением войны прислали послов шведы. Шведский король  намеревался выгнать славян с устья Невы и дойти с войском до Новгорода, направив войско во главе с ярлом (воеводой) Биргером. Борьба Новгорода с немцами за веру в Ливонии была неизбежной, как и борьба его со Швецией на Карельском перешейке и Приладожье.

 В июле 1240 года  шведы вошли в Неву и бросили якоря в устье  Ижоры. Они хотели отдохнуть, после чего напасть на побережье Ладожского озера, затем  идти по Волхову на Великий Новгород. Шведы расположились на берегу Невы для отдыха, разожгли костры, готовясь к дальнейшему походу.
В «Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра» сказано, что старейшина Ижорской земли Пелгусий три дня и три ночи наблюдал за передвижениями шведов. Он сообщил сведения о неприятеле подошедшему с войском новгородскому князю Александру Ярославичу.

15 июля 1240 года в устье реки Ижоры при впадении в Неву произошла битва новгородцев во главе с 20-летним  князем Александром Ярославичем со шведами. Шведы не ожидали нападения русских, поставили свои шнеки у берега, раскинули шатры. В одиннадцать часов утра новгородцы вместе с ижорцами, карелами и ладожанами внезапно появились перед шведским лагерем, бросились на противников и начали их рубить топорами и мечами. После битвы, в которой шведы потеряли много убитыми, они под прикрытием ночи уплыли на шнеках вниз по Неве в море.

А в это время рыцари ордена Меченосцев немцы, завоевав Псков,  вместе с эстами, латышами и сетголами пошли на новгородские земли. К весне 1241  года они завоевали Лугу, Тесово, Копорье, к ним присоединилась часть вожан, другие убежали в леса и там скрывались. Немцы были уже в 30 км от Новгорода, когда князь Александр Ярославич, собрав войско новгородцев, пошел им навстречу, освобождая от них новгородскую землю. Летом 1241 года он подошел к городу Копорье вместе с новгородцами в его войске были ладожане, корела и ижора. Взяв город, князь привел в Новгород пленных немцев, других пощадил  и отпустил на свободу, но перевешал изменивших Новгороду эстов, сетголов и вожан. От Копорья Александр Невский пошел на Псков, освободив его от немцев.
В начале апреля новгородцы узнали, что к немцам идет помощь, и двинулись ей навстречу. Пятого  апреля 1242 года на льду Чудского озера произошла битва, которая в истории получила название «Ледовое побоище». Немцы по льду реки Эмбах пришли к Чудскому озеру. Александр Невский сосредоточил свое войско на мелководном заливе Узмень между Чудским и Псковским озерами. В любом случае, если враг пойдет по льду на северо-восток к Новгороду или на юг к Пскову, войско Александра Невского было способно встать на пути противника.

Неприятель пошел на русское войско своим строем «свиньей», в средине которой была пехота, а по бокам – конница. Вражеский натиск   встретили пешие отряды новгородских и псковских лучников, которые, отступая, втянули немцев в клин. В это время русская конница обрушилась на  врага слева и справа. Немцы побежали на северо-восток по слабому льду Чудского озера, проваливались под лед. Под мечами и копьями русских, карел, ижорцев и ладожан погибли и утонули в озере более 500 тяжело  вооруженных немецких рыцарей. До того времени такого поражения они еще не знали. Когда Александр Невский возвращался с победой в Псков, 50 пленных немецких рыцарей вели рядом с их конями.
В 1245 году войско Александра Невского отразило несколько набегов литовцев, нападавших на новгородские города Бежецк и Торжок. Зимой 1256-1257 годов он вместе с новгородской дружиной отбил от шведов захваченную им крепость Копорье и гнался за врагом до земель племени емь, что севернее Финского залива.

Александр Невский умер 14 ноября 1263 года в Городецке по пути из Орды во Владимир, похоронен во Владимире. Он был канонизирован русской православной церковью в 1547 году.


Князь Дмитрий Донской (1350-1389 г.г.)

Князь Дмитрий Иванович (Донской) начал править Московским княжеством в 1359 году. Он первым из московских правителей начал борьбу за освобождение русских земель от зависимости Орды. Главным событием в его биографии было сражение 8 (21) сентября 1380 года с монголо-татарским войском хана Мамая.

В это время за собирание под одно начало русских княжеств боролись Москва и Тверь. Тверские князья отдавали своих дочерей замуж за Гедиминовичей, что могли привести к созданию литовско-тверского союза в борьбе против Орды. Московские князья на одно поколение отставали от тверских князей, что лишало их права на великий Владимирский престол. Осознавая это, они вступали в союз с золотоордынскими ханами, надеясь на волю монголо-татарского хана, который мог любому выдать золотой ярлык. Таким образом, Дмитрий Донской хотел победить тверских князей.

В 1367 году началась 8-летняя война между Москвой и Тверью, Московский князь Дмитрий Иванович в союзе с Василием Кашинским завоевали Тверь. Тверской князь Михаил Александрович бежал к своему зятю Ольгерду в Литву, оттуда прибыл в Москву на переговоры  с Дмитрием Ивановичем под гарантии своей безопасности, данные митрополитом Алексием, но был арестован и посажен в темницу. Ему на помощь к Москве поспешил его родственник великий князь Литовский Ольгерд.  Тверской князь Михаил Александрович был освобожден, но Ольгерд выжег все окрестности Москвы. В 1371 году Тверской князь Михаил Александрович получил золотой ярлык на великокняжеское правление, после чего он пошел походом на Москву, захватил города Дмитров, Мологу и Углич, опустошил Кострому, завоевал и сжег новгородские города Бежецк и Торжок.

Московский князь Дмитрий Иванович поехал к Мамаю с дорогими подарками, который передал  ему золотой ярлык на великое княжение владимирское. В 1375 году Московский князь Дмитрий осадил Тверь, которая через месяц осады запросила мира. Мирный договор был заключен 3 сентября 1375 года, по нему Тверской князь отказывался от прав на Новгородское, Владимирское и Московское княжества.

Монголо-татарский хан Мамай был обеспокоен растущим влиянием Московского княжества и летом 1380 года двинул свои войска на Москву. Войско Мамая встретилось с войском Дмитрия Ивановича 8 сентября у места впадения в Дон реки Непрядва, где произошла битва, получившая в истории название Куликовская.

Русские войска построились традиционным строем – орлом, оставив в засаде треть войска. Бой начался с поединка монаха, бывшего брянского боярина Пересвета и ордынского богатыря Челубея. Богатыри одновременно поразили друг друга копьями, Челубей сразу упал на землю, конь вынес мертвого Пересвета в свой стан. Татарские всадники пошли в атаку, смяв русский сторожевой полк. Князь Дмитрий Иванович сражался в доспехах простого воина в передовом полку, воины которого все были убиты или ранены.

В это время на татар обрушился из засады многочисленный полк во главе с Серпуховским князем Владимиром. Войско Мамая было разгромлено, оставшиеся в живых татары бежали с поля боя. После боя князя Дмитрия Ивановича нашли, лежащего без сознания. Русские, одержав победу, остались на поле боя, не преследуя войско Мамая. Князь Дмитрий, с тех пор прозванный Донским, вернулся с оставшимися в живых воинами в Москву.

Победа русских войск на Куликовом поле не принесла Руси освобождения от монголо-татарского ига. В 1382 году татарский хан Тохтамыш завладел Москвой и сжег в город в то время, когда Дмитрий Донской его покинул. После похода Тохтамыша на Москву русские княжества были вынуждены высказывать свою зависимость от Орды. Однако после Куликовской битвы выплата дани монголо-татарам стала нерегулярной, а золотой ярлык оставался в руках Московского князя Дмитрия Донского.

В это время сама Орда не смогла восстановить былой мощи,  и распалась на: Казанское, Крымское и Сибирское ханства,   Большую и Ногайскую Орду.
Историк Н.И. Костомаров считал, что княжение Дмитрия Донского принадлежит к самым несчастным и печальным эпохам истории многострадального русского народа. Беспрестанные разорения и опустошения, то от внешних врагов, то от внутренних усобиц, следовали один за другим в громадных размерах. Сам князь Дмитрий Донской не воспользовался временным разорением Орды, не принял мер к обороне Москвы в 1382 году. Последствием всей деятельности князя Дмитрия Донского было то, что разоренная Русь опять должна была ползать и унижаться перед издыхающей Ордой.

(В статье использованы материалы из книг  автора «Прошедшие через века», Тверь, изд. «Итака», 2017 год и «На пути в Калос-Лимен», Евпатория, изд. «Крымский Афон», 2014 год,   ссылки на первоисточники в книгах  имеются).


Рецензии