На пороге прошлого века очерк

Наш мозг устроен так, что плохое часто забывается, а все новое быстро становится нам привычным и обыденным. Потому кажется, что раньше деревья были выше, трава зеленее и т.д.
Подобное случается и с исторической памятью целых народов. Мне стало интересно, чем и как жили наши пра-прабабушки на пороге двадцатого века.

Обряды касались и внешнего вида девушек. Например, девочкам с малолетства волосы заплетали в одну трехлучевую косу — это символизировало объединение жизненных сил. Коса располагалась строго вдоль позвоночника и считалось, что все светлые силы через волосы переходят в позвоночник (хребет) и наполняют человека жизненными силами, подготавливая ее к будущему материнству. Когда девушка выходила замуж, косу расплетали и заплетали уже две косы, ибо с этого времени она получала силы не только для себя, но и для будущего ребенка.

Во взрослении девочек важным этапом был обряд вскакивания в понёву (полотнище ткани, которое женщины Древней Руси использовали вместо юбки). До 15-16 лет девочки носили длинные рубахи и лишь затем приходил день, когда в присутствии всей родни и соседей проводился специальный ритуальный обряд. Девушка забиралась на лавку и начинала ходить по ней из стороны в сторону. Мать девушки следовала за ней с раскрытой поневой в руках и упрашивала дочь: «Вскочи, дитятко, вскочи, милое». Самой девице, по обычаю, следовало сердито отвечать: «Хочу — вскочу, не хочу — не вскочу!» Свершение этого обряда означало, что она объявляла себя девушкой на выданье и давала право женихам присылать сватов.

Если в семье дочка, то ею очень дорожили, так как она была важным помощником дома и старались рано замуж её не выдавать. Возраст, когда выходили замуж —18-20 лет. Парней, наоборот, старались женить как можно раньше, чтобы заполучить помощницу в дом.

За невесту жених должен был заплатить выкуп. Частично деньгами, а частично одеждой, обувью или другими ценными вещами.

В качестве приданого тоже могли быть деньги. Чем больше у невесты недостатков (физически или психологически), тем больше приходилось давать денег.

После недолгих свадебных гуляний начиналась тяжелая домашняя работа. Невестка, даже будучи на последних месяцах беременности, молотила, вязала снопы, огородничала и готовила еду для семьи и для животных. Про роды в поле — это не басни, так частенько и выходило. Работали до последнего.

После родов на работу выходили на третий или четвертый день. От чего часто страдали различными заболеваниями.

Зимой женщины зачастую много времени посвящали тому, что выделывали и обрабатывали лён для изготовления ткани. Часть ткани и деньги с продажи льна шли на покупку одежды себе, мужу и детям. Мужчина денег женщине на одежду не выделял.

Если некоторые мужчины могли бездельничать и работать только тогда, когда нет еды. То женщины такого позволить себе не могли и зачастую копили деньги с малых лет. Собирая грибы-ягоды, продавая ткань, подрабатывая, женщина всегда откладывала немного на “черный день”, на наряды и на одежду для всей семьи. Кухонную утварь женщина покупала за свои деньги. Кур женщина тоже покупала за свои деньги, а вот корову и овец покупали совместно. Шерсть, которая с овец весной, шла женщине, а осенняя — мужчине.

У каждой женщины была неприкосновенная собственность.
Часто эта собственность хранилась в сундуке. Брать из него не смел даже супруг. Если он брал оттуда что-то без разрешения, то это считалось воровством и такие действия подлежали судебному разбирательству.

Мужчина на свои деньги строил дом, хозяйственные помещения, чинил и покупал инструмент, телегу, лошадей, свиней, дрова, пищу для скота, соль, мясо и прочее. Обеспечить себя и семью обувью должен был мужчина. Обувью служили лапти и валенки.

В среднем семья владела одной лошадью и коровой и двумя овцами.
Работа в поле и вообще изнуряющий труд приводил к тому, что женщины внешне старели раньше. В 30-ть лет это могла быть уже "глубокая старуха".

Случались и разводы. Желающие разделиться обращались к деревенскому старосте, он собирал собрание на котором происходила оценка имущества. Затем оно делилось по жребию и в конце составлялся договор, закрепленный волостным управлением.

Тяжелый труд и болезни всю жизнь сопутствовали крестьянам. В летний период часто простужались от того, что разгоряченные пили холодную воду. Часты были кишечные инфекции от некачественной воды, которую могли взять из реки или ближайшей колеи.

Осенью простужались от того, что не было хорошей обуви или, например, женщина могла простудиться, вымывая овец перед стрижкой в холодной воде. Некоторые заболевания в тот период не могли диагностировать, потому умирал пациент от неведомой хвори, которую могли списать от незнания на порчу, сглаз.

Старикам тоже приходилось работать, но по немощи полноценно выполнять работы они не могли. Совсем немощные оставались дома, могли присматривать за малыми детьми или животными.

Если в молодости религия особого значения для большинства крестьян не имела, то в старости многие начинали задумываться о загробной участи и становились более набожными.
Времена были весьма тяжелые. Низкая грамотность населения, в том числе и в аграрных вопросах приводила к тому, что земли обрабатывались неправильно, малоэффективно. Ко всему, развитию мешало общинное землевладение.

Конечно, ощутимый контраст по отношению к сегодняшнему дню, но не следует забывать, что это были нелегкие времена для крестьян даже в Европе,  развитие и культуру которой так принято сейчас восхвалять.


Рецензии
Интересные философские размышления и бытовые традиции
русского крестьянства прошлого века. Это все то,
что давно ушло в прошлое, и тем ценнее.

Татьяна Татьяна 3   27.01.2021 20:39     Заявить о нарушении
Признательно, что читаете!

Ольга Ковалёва 6   02.02.2021 20:00   Заявить о нарушении
У Чехова описан в рассказах быт крестьян. В овраге и Мужики. В рассказе где мост строили крестьяне изображены с очень неприглядной стороны. Повальное невежество и пьянство

Картасов   02.11.2021 22:30   Заявить о нарушении