Поход

За окном был март. Погода стояла достаточно теплая, несвойственная для небольшого городка Бурятии с его резко континентальным климатом. Зима, вопреки своим древним традициям, обещала длиться не полгода, как это бывало раньше, а гораздо меньше. Это событие как раз и натолкнуло Нинку на мысль о походе, в который так любил ходить ее дружный класс. Решив сообщить эту мысль классной руководительнице, она с нетерпением ждала окончания занятий. 

Как только уроки закончились Нина подошла к Лидии Николаевне, чтобы предложить свою идею. Она дождалась, когда все ребята выйдут из класса и начала говорить.

— Лидия Николаевна, погода в этом месяце такая теплая и обещает быть такой на протяжении всей весны! Вы знаете, что раньше - (раньше - с прежним классным руководителем) - мы часто ходили в походы. Может быть, мы могли бы отправиться на каникулах или на выходные? 

— Поход?.. — Учительница сдвинула брови и закатила губы в трубочку, ее постоянную привычку, указывающую на долгие раздумья. — Нет, Нина, погода хоть и стоит теплая, но для похода ещё слишком рано. Кроме того, успеваемость класса оставляет желать лучшего... — Прибавила она тихо, будто бы для себя.

— Ну хорошо, пускай хотя бы не в марте. Но мы непременно должны сходить! — глаза девочки волнительно-умоляюще заморгали. 

— Это, конечно, можно. Например, в мае, с окончанием учебного года… Но только если ребята хорошо закончат год. Если оценки класса будут неудовлетворительны, то...

Глаза Нины волнительно заблестели, она перебила Лидию Николаевну и произнесла очень серьезно:

 — Тогда мы точно пойдем в поход. Я сама прослежу за тем, чтобы ни у кого из класса не оказалось тройки по всем предметам в этой четверти. 

 — Ты готова взять ответственность за весь класс? 

 — Да! Но мы точно-точно пойдем? Вы обещаете?

— Да, обещаю.

На этом девочка и учительница сошлись. Домой Нинка возвращалась в глубоких раздумьях, ей предстояло решить самую главную проблему - как поднять оценки ребят.

***

На следующий день Нина радостно прибежала в школу. Утренние лучи ещё зимнего солнца ярко блестели в ее очках. Аккуратно заплетённые косички растрепались от суеты девочки, но это никак не портило ее и без того идеальный внешний вид. Потихоньку вокруг стали собираться ее друзья-одноклассники, с любопытством наблюдая за тем, что она делала. Когда вокруг нее собралось больше половины класса, она решила рассказать в чем дело. 

Все ребята с энтузиазмом поддержали идею с походом, хоть это и требовало больших усилий со стороны каждого. На недоумение кого-то из ребят - как сможет весь класс закончить безупречно четверть, Нина ответила просто, придавая некоторую незначительность такому вопросу: 

— Будем помогать друг другу. 

С этого дня все началось. Нинка была круглой отличницей на протяжении всех семи лет обучения в школе, поэтому с полной готовностью приняла мысль о том, что станет "репетитором" для тех, кому учеба даётся тяжело. Она собрала вокруг себя ребят хорошистов из класса и рассказала им задачу на будущие три месяца (за тот вечер она не только придумала, как решить проблему, но и все обязанности распределила на листочке). Успех зависел от абсолютно каждого в классе. Так и началась эта трудная, но очень плодотворная четверть. Отличники и просто те, кто хорошо ориентировался в определенных предметах, помогали тем, у кого были проблемы или кто совсем не понимал тему. Ребята с плохой успеваемостью обращались к более успешным товарищам, и те выполняли роль своеобразного учителя. Все могло получиться только от предельной искренности ребят. Было бы несправедливо отдать всю работу отличникам и хорошистам, поэтому многие ребята усерднее работали на уроках и дома, читали учебники и подтягивали себя по предметам как могли.

Нинка полностью полагалась на совесть ребят. Несомненно, она работала больше всех. Кроме того, что она больше всех помогала остальным с оценками, она контролировала весь процесс "репетиторства". Была директором их негласной школы. Ею даже была составлена таблица с ростом успеваемости в классе, которая повышалась ближе к концу весны. Конечно, не все шло так гладко, как хотелось бы. Ребята, непривыкшие столько работать, тем более ради успеваемости и оценок, начинали уставать и, как следствие, лень начинала настигать их. Отличники в свою очередь начинали жаловаться, что ребята пользуются тем, что им могут помочь, поэтому только списывают и ничего не учат. Положение было критическое, одним нужна была мотивация, другим справедливость. И эту проблему Нинка взяла на себя. Решив первую задачу, вторая разрешилась сама по себе. Как только ребята вновь стали работать, им уже не нужно было так много списывать на контрольных - они готовились самостоятельно. Конечно, на проверочных работах не обходилось без списывания, все выручали друг друга, но ни у кого не было ощущения того, что его знания используют. В такой работе и прошли три месяца весны. Все были довольны результатом, но больше всех была довольна, конечно же, Нинка. Оценки не просто улучшились, знания ребят повысились и это не могло не составить повода для гордости, которое девочка чувствовала в этот момент. Огромный трёхмесячный план был выполнен и выполнен идеально, под ее строгим надзором - в классе не было ни одной тройки в четверти. 

Год заканчивался, ребятам выдали предварительные оценки, и все ждали, когда Лидия Николаевна определится с датой похода и прочими организационными мелочами. Но речь об этом учительница не заводила, хотя времени до конца года оставалось все меньше и меньше. Тогда после уроков Нина решила подойти к Лидии Николаевне. Учительница, как всегда, сидела за своим столом в кипе бумаги и что-то писала. Не отрываясь от занятия, она спросила:

 — Что такое, Нина?

— Лидия Николаевна... — сказала девочка и запнулась. Какое-то тревожное чувство закралось в ее душе, не позволявшее ей говорить. — Лидия Николаевна, мы закончили год без единой тройки в четверти и... Вы говорили, вы обещали, что если в классе будет хорошая успеваемость, то мы все вместе пойдем в поход. А успеваемость вышла такой, как никогда прежде.

Лидия Николаевна молчала. Она продолжала что-то писать, но потом оторвалась от своего занятия и посмотрела на девочку. Молчание учительницы было непонятно долгим для Нины. Наконец она заговорила.

— Знаешь, Нина, думаю, что не в этот раз. Мы обязательно отправимся в поход в следующем году. 

—  Но как же так? — Нотка негодования послышалась в голосе Нины.

— У меня много дел, конец года, много ребят идут на летнюю школу. Посмотри на всю эту кучу бумаг. — Она указала рукой на стопки бумаг на ее столе, которые, к слову говоря, были у нее не только в конце года, а на протяжении всего времени. 

Нинка не поверила Лидии Николаевне. Ей казалось, что это оправдания руководительницы, которая не очень любит свой класс. Это действительно могло быть так, поскольку их предыдущий учитель все время ходил с ними не только в походы, но и проявлял активное участие в жизни их класса. Лидия Николаевна или не любила походы, или не любила их с ними. 

—  Одной мне с вами не справится, придется звать родителей, а отвлекать их от работы будет так неправильно...

Нина попрощалась с Лидией Николаевной холодно. Она злилась, но чувство это сменилось на огорчение. Конечно, ей хотелось в поход, но больше всего ее огорчало то, что она подводит ребят, которые так старались ради него. Настоящие мотивы отказа Лидии Николаевны от похода так и не стали ей ясны, но и бог с ними. Что было делать с ребятами? 

***

На следующий день Нина пришла в школу с выражением лица угрюмой решительности. Ребята, как только Нина появилась в коридоре, сразу же обступили ее и начали нетерпеливо задавать вопросы. Среди них уже прошел слух об отмене похода, но им не терпелось услышать правда это или нет от нее. Вот один мальчик задал этот вопрос громче всех, и ребята замолчали.

— Это правда, что Лидия Николаевна не поведет нас в поход?

— Да, это правда. 

Громкий гул неодобрения послышался вокруг девочки. Кто-то расстроено смотрела на Нину, кто-то ворчал, злился, но больше всего было вопросов почему. Тогда Нина продолжила: 

— В поход мы идём! Но без нее.

Дети радостно завизжали, некоторые облегчённо вздохнули, но большинство из них остались в некотором недоумении. Они вопросительно смотрели на Нинку, ожидая пояснений. Девочка вздохнула, с секунду помолчала и начала рассказывать в чем дело.

***

Поход был назначен на выходные с ночёвкой. И вновь все заботы легли на плечи девочки. Ребята все время подбегали и спрашивали у Нины про необходимые вещи в путешествии, нужно было определиться с местом и другими организационными вопросами. Надо было найти несколько палаток, запастись едой, и сделать это тайно, не спрашивая у родителей. Ими было принято не говорить, что ребята собираются одни, без классного руководителя. Это было интереснее, как считали ребята. Нинке же казалось, что родители точно не поведут их в поход, узнав, что классный руководитель не идёт.   

Приближалась суббота.  Все было готово, когда внезапно выяснилось, что кто-то из одноклассников не едет. Несколько ребят из класса отказались от похода; то ли боялись того, что едут одни, то ли с самого начала не очень хотели идти. Как итог - ехали не всем составом, но общего приподнятого духа предстоящего приключения это не испортило. Место встречи и время были обговорены, пришел день похода.

Нина бодро проснулась, собралась и была готова к путешествию. Она отправилась на место встречи раньше, чем должна была. На плечах у нее висел большой рюкзак со всем необходимым (по крайней мере с тем, что она могла унести со своим небольшим весом). Со спины рюкзак казался больше ее, но она несла его так, будто бы он совсем не составлял никакой тяжести. К ее удивлению, когда она подошла к поляне, там уже стояли некоторые ребята. Остальные медленно подтягивались, поэтому пришлось задержаться и ждать опоздавших. Прошло десять минут и на тропинке показались опоздавшие одноклассники. Какого было удивление Нинки, когда она заметила позади них родителей. Она удивленно смотрела на них и ребят: "Вот же! Проболтались все-таки". Но родителей было гораздо больше, чем она ожидала. Нет, они не собрались пойти с ними как сопровождающие, они пришли, чтобы всех разогнать домой! 

К сожалению, с небольшим скандалом им это удалось. Кто-то из девочек плакал, кто-то заступался за Нину (родители узнали, что она организатор их неудавшегося похода, хотя девочка этого и не отрицала), но факт оставался фактом - кто-то их сдал. Гораздо позже Нина узнала, что это были не свои ребята, которые отправились в поход, а старшеклассники, что случайно про него узнали. Они все рассказали родителям и Лидии Николаевне, рассказали место и время встречи, после чего произошло описанное выше событие. 

Всех ребят разогнали по домам. Каждому должно было попасть от родителей, как только они перейдут порог дома, и Нина, конечно же, не была исключением. Девочка пришла домой, где ее ожидала мама, сердито прохаживавшаяся по комнате. Нина была расстроена тем, что ничего не получилось, но виноватой себя не чувствовала.

— Нина! — Грозно начала мама. — Как же это так, скажи мне на милость? Ну в какой поход вы, дети, собирались идти самостоятельно? Это все глупости, ещё и не сказать никому. А если бы вы отправились и с вами что-нибудь случилось, а старших нет? И хватило же вам наглости так собраться. Правду ли говорят, что ты всех собрала?

— Да, правда! — Произнесла девочка, упорно взглянув матери в глаза.

— Ах, что же это такое!

Долго ещё мама говорила Нине об этом, ругая ее и досадуя на всю произошедшую историю, но девочка держалась героически. Она без страха и чувства вины смотрела на маму своими крупными глазками, полными недетской решительности. 

— Горе мне с тобой. Чтобы так не делала больше, ты подумай! 

Тут Нина не выдержала и сказала:

— А я не могу иначе. И если бы я опять и опять попадала бы в такую историю, то без колебания сделала то же самое! — сказала она, сжимая свои кулачки.

Но тут нижняя губа ее зашевелилась, подбородок задрожал, и она заплакала, но говорить продолжила:

— Почему она обещала, но не сделала? Она же сказала, что сводит нас в поход, я об этом ребятам сказала! Вот мне и пришлось выполнить ее обещание. — Нинка отвернулась с чувством оскорбленного достоинства. Ей было досадно, что мама не понимает мотива ее поступка. Тогда она продолжила:

— Почему она, взрослая, этого не сделала, а мне пришлось делать это вместо нее? Потому что я ребятам пообещала! Как бы я им в глаза потом смотрела, вот и всего-то!

И, сказав это, она ещё больше зарыдала. Мама посмотрела на нее с преобразившимся лицом. Она бросилась успокаивать свою Ниночку. Мама повторяла, что дочка все правильно сделала, полностью оставаясь на ее стороне и больше не ругая ее.


Рецензии