Выбери рай!

Суета изгоняет
из сердца рай

– Патерик



Марго была девушкой южных кровей: высокая, гибкая, черноволосая, со жгучими черными глазами и ресницами, не по возрасту удлиненными тушью.

Влилась она в наш школьный поток в девятом классе, оставив по непонятным причинам престижную спецшколу. Английским и немецким языками Марго владела блестяще, то и дело сыпала в разговоре иностранными словечками, держалась в новом коллективе независимо и непринужденно, одевалась шикарно! Все у нее было: и невиданные заграничные наряды, и золотые украшения, и французские духи, и прочие чудесности, о которых простая школьница в то время и мечтать не могла.

Наших мальчишек Марго демонстративно презирала, а девчонок и вовсе не замечала. Только на меня она почему-то обратила внимание.

– Все свободны!

В один из первых дней своего пребывания в нашем классе Марго разогнала стайку одноклассников, толпившихся на перемене возле меня в ожидании интересных историй. Я их сочиняла на ходу, иногда вплетая в придуманный сюжет известных книжных героев: индейцев, ковбоев, инопланетян, средневековых рыцарей и волшебников. Моя фантазия была неистощима. Глаза ребят горели от восхищения, и их чистые детские сердца сладко постанывали в ожидании продолжения очередной волнующей истории.

– Свободны! Свободны! – Марго буквально локтями растолкала мальчишек, и покровительственно, как старшая, взяла меня под руку. В ее глазах светились веселые озорные огоньки, и в тот же миг я прониклась симпатией к этой яркой и необычной девушке.

– Всем в классе заправляет она? – Маргарита кивнула на Юльку Суворину. – Верно? Ну, теперь ее песенка спета! Беру власть в свои руки! Ты со мной?

– Да! То есть, нет… – я немного растерялась. – Рита! Я рада дружбе, но зачем нам власть?

– Там видно будет, зачем! – хохотнула Ритуля. – Для начала прижму хвосты волчицам; они мне не нравятся.

Марго имела в виду всю вредную компанию Юльки, состоящую из недалеких, но злобных девчонок-подпевал. (Читать «Посмотреть в глаза»).

– Не обращай на них внимания, – посоветовала я, – зато мальчишки у нас нормальные, можно общаться с ними.

– Прости, а где ты видишь мальчишек? – Марго артистично подняла брови. – Эти? – она кивнула на ребят, зачарованно смотревших на смелую экзотическую красавицу. – Не смеши меня! А, впрочем, разберемся…

Девчонки сдались без боя! Сжались. Притихли. Главная интриганка Суворина повесила нос. Ей ли было тягаться с королевой Марго? Яркая Маргарита блистала красотой, умом и темпераментом на уроках и на всех школьных вечеринках.

Мальчишки буквально сходили от нее с ума; они восхищались Ритулей и боялись ее одновременно.

В пятнадцать лет Марго была полна сокрушительной женственной силы, смешанной со странной жестокостью. В молодых людях она пробуждала далеко не романтические чувства, а неукротимую энергию пола. Еще в школе она разбила не одно сердце, легко сходясь, и в скорости бросая свою жертву, как надоевшую игрушку.

– Эх, Светик! – говорила она. – Наши с тобой мальчики сейчас в аспирантуре учатся, а эти, мелкота… так, для разминки.

– Опомнись, Рита! Ты же калечишь живые души! Это грех!

– Святая, да?! Святая? В рай хочешь? – хохотала мне в лицо Марго. – Да я их, может, осчастливила на всю жизнь. Они меня еще не раз вспомнят с благодарностью.

Я обожала Марго! Восхищалась ее талантами и искренне считала ее необыкновенной девушкой, во много раз лучше и превосходнее меня самой. Она была насквозь пронизана сияющими творческими энергиями, умела, как никто другой чувствовать и понимать красоту слова и музыки! Умела и тонко и страстно наслаждаться творчеством! Марго писала стихи и потрясающие песни, которые сама же исполняла под гитару и фортепиано. Импровизировала она на музыкальных инструментах замечательно! Без труда подбирала самые популярные мелодии!

Я владела инструментами значительно слабее, хорошо играла только по нотам и не умела импровизировать. Но даром слова Небеса одарили меня щедро! Королева Марго буквально млела и таяла от поэтических строк, которые приходили ко мне в отрочестве.

– Это поэзия, Светик! Волшебная поэзия! Ты хоть сама понимаешь, что ты пишешь? – она буквально стонала от эстетического наслаждения, которое дается испытывать немногим ценителям прекрасного. – Это чудо, девочка моя! Вот тут ты меня переиграла! Сдаюсь!

Марго была горда, но не лишена благородства, и ей не доставляло труда признать за мной право первенства в словесном искусстве.

Наша привязанность друг ко другу крепла день ото дня, но…  Очень скоро в душе моей прекрасной подруги открылась еще одна бездна. Марго не только портила и развращала мальчишек, дело не в этом… Она слишком откровенно проповедовала эстетику зла; ее влекли инфернальные сферы, темный мистицизм, оккультные и магические практики занимали ее гордый ум.

– Когда мы умрем, – говорила она мне, – ты, конечно же, будешь в раю… и поэтому мне тебя жаль. Скукотища ваш рай и ничего больше! У нас же в аду будет куда интереснее! Ведь все самые значительные люди соберутся именно там! Сливки цивилизации, так сказать! А это немаловажно, согласись!

Меня поражало то, с какой легкостью Марго говорила об аде. Она мечтала о нем! Предвкушала его, как некий подарок! И всячески смаковала свою инфернальную мечту, превознося ад на все лады!

– Пожалуйста! – пыталась я возражать. – Постарайся туда не попадать! Выбери рай!

– Ни за что! Вопрос решен и тема закрыта! И потом… Мы уже договорились обо всем… с ним… Знаешь, какой он красивый! Первые бонусы я уже начинаю получать. То ли еще будет!

Продать душу дьяволу? Добровольно? В столь нежном возрасте? И уже получать по договору какие-то бонусы? Тогда, в детстве, я не поверила услышанному, сочтя слова подруги выдумкой, страшной сказкой, фантазией извращенного ума… Но сейчас я думаю об этом иначе…

После школы мы с Ритой стали терять друг друга из вида. Я сразу же начала работать и учиться на вечернем отделении. Нашей детской привязанности друг ко другу не было суждено развиться, окрепнуть и перерасти в настоящую дружбу. В какой-то момент я поняла, что ветреная Маргарита отдаляется от меня… Да и немудрено! Ведь я никогда не разделяла ее интересов, не поддерживала ее взглядов на жизнь. Меня всегда отвращал разврат в любом, даже самом тонком и эстетичном виде. Отвращали и пугали меня также оккультные практики, которыми Марго страстно увлекалась в последнее время. Единственное, что нас объединяло – это творчество. Но мой хрустальный источник поэзии иссяк, затих, затаился где-то в душе, уснул подо льдом навалившихся невзгод. Стихов я больше не писала, а боролась за выживание.

Марго окружила себя новыми друзьями; ее все глубже затягивало в трясину разврата, оккультизма и изнеженной праздной жизни. Она не захотела поступать в музыкальный институт, и нигде серьезно не работала. Так, пела иногда в каких-то музыкальных коллективах, ни в одном не задерживаясь надолго. К девятнадцати годам на ее счету было уже несколько прерванных беременностей. Она водила знакомство с иностранцами, грезила мечтой о Европе, чтобы там повыгоднее вложить в дело свое тело.

Несколько лет мы не виделись. И вдруг… Это случилось поздней осенью в самом центре столицы, в одном из старых, тихих переулков. Я разыскивала какой-то офис по объявлению, с целью найти немного подработки, а блистательная Маргарита совершала ураганный шопинг, опустошая прилавки модных и дорогих парфюмерных бутиков.

– Светик!

– Марго!

Да, судьба снова столкнула нас лицом к лицу с бывшей школьной подругой.

Расцветшая, повзрослевшая Маргарита была чудо как хороша! Короткие прежде, по-мальчишески подстриженные кудри теперь отросли, и струились каскадом черных локонов по плечам из-под широкополой шляпы. Отдохнувшее, румяное личико и веселые глаза лучились благополучием и беззаботностью. Одета она была очень элегантно, как с обложки модного журнала.

Я смотрела на Маргариту, дорогой читатель, и в какой-то летящий миг мне стало ужасно стыдно за себя, за свою неустроенность и неприкаянность в этом мире, за свою загубленную на офисной работе юность, за свою неухоженную красоту, на которую давно махнула рукой.

Худенькая и бледная, похожая скорее на подростка, чем на взрослую девушку, вечно уставшая, не выспавшаяся, внутренне взъерошенная, словно маленький дикий зверок, ощетинившийся в ответ на человеческую злобу и несправедливость… Я много работала и постоянно училась, прокладывая дорогу в жизни, позабыв мечтать о том, чтобы реализовать свое подлинное призвание. Отчаянно сражалась за свое человеческое достоинство… Жестко держала дистанцию с мужчинами, уставшими от семейных юбилеев…  Счастье мое было еще очень далеко от меня… За синими морями и дремучими лесами… Для встречи с ним мне еще предстояло взрослеть, крепнуть личностно, набираться жизненных сил и мудрости, и сохранять нравственную чистоту. Как ни странно, я всегда это понимала, и никогда не теряла присутствия духа. Но тогда! В тихом столичном переулке! Столкнувшись с роскошной Маргаритой и увидев себя на ее ярком фоне жалким гадким утенком, в поношенной куртке и старых сапогах, я не выдержала и просигналила в Небо отчаянным: «Почему?!»

Думаю, что многие из нас иногда задаются подобным вопросом. Действительно, почему?! Почему людям, необремененным совестью и высокой моралью, живется легче и удобнее? Без напряжения, без борьбы, без лишних энергетических затрат? То, что другим только грезится в волшебном сне, любимцы фортуны получают, походя, без труда и томительного ожидания, как бы само собой разумеющееся. Все самое лучшее из того, что может предложить блистательный мир, все блага земной жизни, словно золотые рыбки, плывут стаями в неводы счастливчиков, хотя это далеко не лучшие в нравственном плане люди.

Итак, почему?! Ответ пришел без промедления. Я расслышала его раньше, чем Марго успела меня затащить в ближайшее кафе.

– Как ты живешь? Ну, как ты живешь?! Ах, молчи! Я все вижу сама!

Она что-то обещала мне… Помочь устроиться на денежную работу… Посодействовать изданию поэтического сборника…  Кому-то позвонить… Куда-то отвезти… С кем-то познакомить… Я едва ли слышала ее, погруженная в незримое… Мне до мельчайших подробностей вспомнился наш давний разговор о рае и аде. А ведь это была не просто беспечная детская болтовня, это был реальный выбор каждой из нас – свободный выбор сердца, ума и воли.

– Мы уже договорились обо всем… с ним… Знаешь, какой он красивый!

Именно так сказала мне когда-то Маргарита. Нетрудно догадаться, дорогой читатель, кого она имела в виду. Да, я вспомнила, как она грезила адом, мечтала о нем, как могла бы мечтать девушка прошедшей эпохи о первом бале! Вспомнила, как неодолимо манила ее воображение своеобразная эстетика зла.

– Мы уже договорились…

Как это произошло в действительности? Не ведаю! Но одно остается несомненным – главный вектор жизни был задан! И очертания теней, как сказал бы Диккенс, определены!

Мне же Маргарита в детстве пророчила рай, сканируя с чуткостью творческого человека мой внутренний, однозначный и бескомпромиссный выбор. А рай никому не дается даром, без труда… Он скуп на бонусы и обещания… Напротив, путь туда неудобен, тернист и опасен. Именно об этом мне и напомнило Небо в ответ на мое отчаянное «почему?!» Как знать! Может быть, именно тогда, нежданно встретившись с королевой Марго в тихом переулке, испытав и преодолев в своем сердце тяжелый искус, именно тогда я сделала свой первый, серьезный и вполне осознанный шаг навстречу своему сокровенному раю?! Думаю, что так… Именно с этого дня Небо стало для меня чуть ближе… Уныние и недовольство судьбой отступили…  И где-то в глубине моей души, согретый благодатью, стал просыпаться и звучать хрустальный источник поэзии.

Больше я не видела Маргариту, да и она не искала встречи со мной. Наши пути разошлись окончательно и диаметрально. Тогда, в кафе она хотела показаться мне значимой и даже влиятельной светской львицей… Рассказывала о каких-то крутых тусовках… То и дело сыпала в разговоре звездными именами, причисляя их обладателей к числу своих поклонников. Что ж, может, так оно и было на самом деле? Только за всей этой похвальбой угадывалась откровенная и страшная пустота! Темный, зияющий провал, и тот, кто в нем затаился, подобно гигантскому пауку, поджидающему свою жертву. Пока Марго торжествовала, подсчитывая бонусы, паук готовил ей счет!

Вышла ли она замуж за иностранца, как ей мечталось? Покинула ли Россию? Не знаю. Не знаю так же, жива ли она? Вполне может быть, что нет…  В реальности мы, действительно, больше не встречались, но за ее пределами, в тонком мире сновидений мы однажды встретились снова.

Элегантная, яркая, влюбленная в саму себя до упоения, Марго ворвалась в мой дом во сне. Держалась она высокомерно, долго и красочно рассказывала мне о каких-то своих успехах, достижениях и блистательных триумфах… Хвасталась без меры, пытаясь произвести на меня впечатление, вызвать восторг, услышать в свой адрес бурные овации… И снова, как тогда, в кафе, от ее слов веяло страшной, леденящей пустотой… липкой и цепкой, ядовитой паутиной.

Я молчала. В то время во мне уже вырос и окреп мой новый внутренний мир – сокровенный рай моей души. Созидаемый прежде с долгим и напряженным трудом, он теперь дарил мне незыблемую опору и надежный покров. Для помпы сатаны в нем не было места!

Радость моя – тихая и понятная немногим избранным – не нуждалась во внимании и восторженных рукоплесканиях аудитории; а неутоленное тщеславие Марго требовало подпитки, ее амбиции жаждали удовлетворения. Может быть, именно поэтому она и напомнила мне о себе, из своей липкой, навязчивой пустоты, из потустороннего или внутреннего, личного ада, к которому стремилась с детства, и который годами взращивала в своей душе.

Да, наши пути разошлись… Незваная гостья была бессильна увлечь мое воображение красочными соблазнами хрупкого, переменчивого внешнего мира. Кажется, она и сама это поняла… сникла, обмякла, сидя в кресле, и пригорюнилась…

Сон растаял, но его грустная нота продолжает иногда звучать в моей памяти. Королева Марго… Мне жаль ее, как было бы жаль каждого, кто выбрал бы вместо Истины – ложь, вместо Жизни – смерть, вместо Любви – тридцать сребреников, вместо Царства Света – суету!

Суета крутится, вертится, сверкает, но ничего подлинного не создает! Все ее миры иллюзорны, лишены жизненной правды и силы. Они манят, влекут воображение и распаляют жажду счастья, наслаждения, но никогда этой жажды утолить не смогут!
А Вечная Любовь хочет подарить нам подлинное, реальное, насыщенное жизненными энергиями и высокими смыслами бытие! Неограниченную временем, преображенную реальность и всеобъемлющее счастье, которое на языке святых называется блаженством! Счастье не зверя, но Ангела! Она смиренно ждет, какой выбор готовы сделать мы сами, ибо рай всегда начинается с нашего сердца!

© Copyright: Светлана Новомлинская


Рецензии
Светлана! Прочла "Выбери рай!". Философская тема через образ Маргариты, героини произведения. Много размышлений, но они не утомляют - это на фоне повествования. Мне, как читателю, не хватило законченности судьбы Марго. Она ещё молода, и всё может измениться: она тоже может выбрать рай.

Нина Де Рябина   12.07.2022 06:13     Заявить о нарушении
Нина, добрый вечер!

"Рай - это вещь трудная..." - говорит Федор Михайлович Достоевский устами своего героя - князя Щ. в романе "Идиот".

Я согласна. Много званных, но мало избранных.

Благодарю за прочтение и отклик!

Светлана Новомлинская   13.07.2022 19:49   Заявить о нарушении