Наследование ментальности

                При  спорах  политологов, философов  и  других  представителей  гуманитарных  наук  часто  возникает  вопрос  о  Приверженности  русского  народа  обычаям,  существовавшим  еще  в  эпоху  Ивана  Грозного.   Трудно  понять  рабскую  ментальность  народа  в  эпоху  развития  цифровых  технологий  и  социальных  сетей.   Но  что  связь  древней  и  нынешней  ментальности  народа  существует  это  общепризнанный    факт. 
                И  хотя  многие  знают  из  генетики,  что  приобретённые  свойства  не  наследуются, гуманитарии    вынуждены  констатировать    наследственность.  Так  как  подходящих  объяснений  не  находится,  культурная  наследственность  (ментальность)   приписывается   генам.   Это  полная  чушь.   
               Я   писал  ранее,  что  для  развития  социума  существует  определённый  канал  или  колея,   вызванная  культурной  эволюцией.   Культурная  колея  образована  последовательностью  культурных  онтогенезов, последовательностью  этапов  культурной  эволюции.   Можно  объяснить  наличие  культурной  колеи  исходя  из  исследований  биологической  науки  и  объяснить  тот  факт  почему  некоторые  черты  ментальности  русского  народа   прослеживаются  с  давних  времен  образования  сначала  московской  Руси,  а  потом  и  Российского  государства  со  времен  Орды.   
            
             Индивидуальное развитие (онтогенез) каждого животного начинается с образования зиготы (оплодотворённой  яйцеклетки)  и продолжается до конца жизни. Характеризуется оно происходящими в теле животного количественными и качественными изменениями, обусловливаемыми наследственностью и условиями существования.  Надо  понимать,  что  хотя  путь  онтогенеза  не  прописан  явным  образом  в  клетке,  но   каждый  последующий  этап  онтогенеза  задается  предыдущим  и внешними  условиями. Нет  плана,  чертежа  или  графика, онтогенез  это  процесс   самосборки  структур  в  определённых  условиях.
                К основным формам развития относятся индивидуальное развитие  живых  существ (онтогенез), и филогенез — историческое развитие класса, рода, вида и других систематических групп.
                Представление о значении изменений онтогенеза для эволюционного процесса животных было развито в теории филэмбриогенеза А. Н. Северцова.  Им и его учениками были проведены обширные сравнительно-эмбриологические исследования, на основании которых была сформулирована версия теории филэмбриогенеза как попытка решения вопроса о том, «как происходят и в какой период индивидуальной жизни возникают те изменения органов, которые ведут к филогенетическому преобразованию строения взрослого организма» (Северцов, 1949).
                А.Н.Северцов различает три основных способа филогенетического изменения органов в ходе индивидуального развития.
                Изменения, происходящие в конце периода морфогенеза, он называет надставкой конечной стадии онтогенеза, или анаболией (от греч. — удлинение).
                Другой способ филэмбриогенеза — девиация (от лат. deviatio — отклонение от пути) состоит в изменении развития органа на средних стадиях онтогенеза.
               Третий способ  филэмбриогенеза состоит в изменении начальных стадий морфогенеза. Этот способ был назван архаллаксисом. Он  приводит  к  наиболее  капитальным  изменениям  онтогенеза.  В результате архаллаксиса могли возникнуть различные типы развития животных.
               Северцев  писал  о  филэмбриогенезе,  т.е.  о  эволюционном    изменении  онтогенеза  органов, тканей и клеток, связанное,   как с прогрессивным развитием, так и с редукцией.  Но  это  представление   следует   расширить,  имея   в  виду,  что  онтогенез  это  развитие  организма  от  зиготы (оплодотворенной  яйцеклетки)  до   самой  смерти.  В   понятие  онтогенеза человека  следует  включить   и  этап   культурного  развития  человека,  на  котором  изменяется  поведение.    Наследование  культурных  компонентов  развития    происходит  не  с  помощью  генов,  а  с    помощью  структур  мозга МЭМов.
                Изменения  на  этом  этапе  относятся  к  анаболии  по  Северцеву  т.е  удлинению  активного  периода  онтогенеза.  Эти  изменения  в    постэмбриональном  периоде    изменяют  и   сам   онтогенез.  Поскольку  онтогенез   наследуется,  то  наследуются  и  его  отдельные  этапы  и  в  частности  процесс  культурного развития.  Просто  наследование  этого  процесса  происходит  с  помощью других  механизмов.  Следует  отметить,  что  наследуются  не  только  прогрессивное  развитие,  но  и   периоды  редукционизма.
                Учитывая,  что  каждый    этап  онтогенеза    влияет  на  последующий,  и таким  образом, образуется  колея  развития,   как  наиболее  вероятное    направление    развития  или  регресса. Это  же  относится  и  к  последнему  этапу  онтогенеза  человека, этапу  культурного  развития.
                Образование  культурной (социальной)   колеи  есть  следствие  сохранения  традиций  в  поколениях   и  образования  институтов,  которые  эти  традиции  поддерживают. Иными  словами  условия  для  наследования  культурного  онтогенеза  создал   сам  человек.
                На   тренд  развития   последующего  этапа  влияют  и  условия  культурной  среды,  сложившиеся  к  рассматриваемому  моменту.  Учитывая,  что в  социумах имеет  место  манипулятивное  воздействие  на  людей   со  стороны  как   властной  элиты,  так  и  других  субъектов,   понятно,   что  манипуляции  сознанием  людей  позволяют  в  некоторой  мере  влиять  на  тренд   культурной  колеи  в  будущее,  корректировать  её  направление.  Когда  же  такого   изменения  культурной  колеи  оказывается  недостаточным   для  решения  проблем  адаптации,  то  возникают  бифуркационные  развилки,  или  иными  словами  революционная  ситуация.

                Вывод:  Ментальность  наследуется  в  онтогенезе,  но  не   с  помощью  генов,  а  с  помощью  привычки  сохранять  традиции.  На  наследование  ментальности  можно  влиять,  создавая  определённые  институты.
               Но  защищая  ментальность  от  изменений  с  помощью  железного  занавеса   или  манипуляций  при  помощи  СМИ  и  других  инструментов  с  большой  вероятностью  можно  попасть  в  точку  бифуркации,  которую  классик  описывал  так:  "верхи  не  могут, а  низы  не  хотят".
              Сюда  легко  можно  попасть,  если  армия  откормленных  пропагандистов через ТВ  ящик будет  ежедневно, навязчиво доказывать,  что  только  в  России  можно  достойно  жить. Люди  старшего  поколения  выросли  с  песней: "Я  другой  такой  страны  не  знаю, где  так  вольно  дышит  человек"   
         Но  увлекшись  манипуляциями в  обществе, не  замечаешь  как  общество  скатывается  к  застою  и  стагнации,  когда  элита  сибаритствует.
           Страна  в  которой  все  хорошо  в  телевизоре, не   выпускает  достаточное  количество  доступных товаров и  услуг для  простого  человека.   Тогда  и  возникает  знаменитое  противоречие  между  холодильником  и  телевизором.  ответственной  за  это  является  не  пятая  колонна,  не  иностранные  агенты  в  СМИ,  а  безответственная  элита.
Ответственной  можно  назвать  такую элиту,  которая  не  доводит  ситуацию  до  точки  бифуркации.



               


Рецензии