Снежный барс Дианы Арбениной

«Снежный барс» – вторая книга прозы Дианы Арбениной.
Книга по-хорошему удивила. По сравнению с предыдущей «Тильдой», это новый уровень писательского мастерства, много новых тем и поворотов. (О первой книге писала здесь http://proza.ru/2018/09/30/1786 )
Если «Тильда» – собрание всего написанного прозой к 2018 году, то «Снежный барс» – плод, в основном, последних двух лет, а эссе так и вовсе 2020 года. И поскольку тексты из одного времени, они имеют общий стиль, логику, их легче воспринимать. Возможно потому, что книга создавалась в период карантина, притушив «сизифов бег», как называет автор жизнь, она получилась менее нервной, более раздумчивой. В ней больше света и мудрости, хотя «я ничем не отличаюсь от мира, который сходит с ума» («Карантин»).
 
Построена книга, как и «Тильда», блоками. Вначале сюжетные рассказы, потом эссе, затем стихи и, наконец, тексты песен.

Сюжетные рассказы стали более драматургичными, их интереснее читать и ожидать развязки. Это уже не просто рефлексия или демонстрация жестокости. Это динамичные тексты с действительно разным настроением и темпоритмом – от апатии и умирания до лихорадочной пульсации. В них стало больше мира, разнообразных тем и персонажей, обширной географии. Главными героями выступают и семья американцев, и пражская девчонка, и московский гопник, и барабанщик, и успешный редактор топового журнала, и зверь-человек, давший название книге. Над некоторыми историями рыдала (но мне это вообще несложно, я читатель сентиментальный).

Многие тексты уже можно отлепить от автора, не ассоциировать с ним, что также свидетельствует о мастерстве. Лишь иногда прорываются знакомые дидактические нотки. Или просто узнаешь голос. Прочитал: «испанцы с их породистыми, конкретными чертами лица» и сразу представил, как интонируется это «конкретными» – любимое словечко Дианы. Рассказы воспринимаются как художественные произведения, а не только как литературное хобби известного музыканта.

В эссе также нет спешки и надрыва, свойственного «Тильде».
Конечно, чувствуется, что автор ставит себе сроки. (Пообещала же поклонникам закончить в этому году). И все же эти сроки, видимо, не такие сжатые, как в колонках для журнала «Пионер», да и время карантинное, размеренное.
В новых эссе Диана выступает писателем размышляющим, а не только бичующим. 
В них меньше литературных красивостей, хотя как же без них: «Я крошу свое сознание молотком, ловя на лету осколки, и приклеиваю их к листу бумаги».
Особняком стоит интересный опыт – эссе «O2» – созданный по инициативе «Яндекс.Музыка» рассказ о каждой песне последнего альбома.

Взамен обычного сгустка эмоций в новой книге делается попытка структурирования прожитого. Рассказ о маме «Горький» – яркая тому иллюстрация. Появилось ранее незамеченное желание говорить о себе не как исключительно об индивидууме, но поместить себя в род, протянуть нить предки–родители–я–мои дети.

Вообще удивительно, но все эссе (их в книге восемь) светло окрашены.
«Я, влюбленная в жизнь» – характеризует себя в зарисовке «Мои дети мучают Баха». И всячески демонстрирует стремление к радости и желание делать акцент на позитивном.
«С каждым вдохом наполнять себя космической гармонией и с каждым выдохом избавлять свое сердце от углекислой токсической усталости» («Кислород»).
Вещает как Будда: «Откройте свое сердце. Будьте восприимчивы, и жизнь станет прекрасной сегодня» («Вы скажете: так не бывает»).

Заодно, в тысячный раз, Диана пытается убедить себя и нас, что у нее «не было ни одной депрессии и ни одного пасмурного утра». И, как обычно, этому не веришь. Как и привычным пассажам об усталости от публичности. Уже 5 декабря 2020 года будем наблюдать, как она скачет по «ВТБ-Арене», ликуя по поводу награждения премией «Певица года» и празднуя неожиданную победу над поп-дивами. Но мы, как примерные читатели, умеем различать литературу и жизнь, намерения и факты.
Скажете автор неискренен? Нет, он искренен, если мерить мгновениями (страницами). В эту минуту он честен, но если заглянете в другую минуту (страницу), вы удивитесь… Кроме того, это еще и литературно-художественная игра. Все имеет место быть – и свет, и тень, а если их смешать…

Зазвучала в книге новая интонация – ожидание чуда, вера в самые неожиданные приятные повороты судьбы. «Как не верить в чудо, которое, возможно, ждет нас за углом?» («Вы скажете: так не бывает»). Или так: «лейтмотив моей жизни, каждого ее дня, состоит именно из ощущения, что впереди ждет чудо…» («Моменты счастья»).

Тем не менее продолжается борьба со страхами, с персональными демонами.
И один из важнейших пунктов, собственно, главный герой обеих книг – Время, его неумолимый бег. Обращением к нему пронизаны все тексты. К нему автор апеллирует не только косвенно, но и напрямую: «Кто придумал скорость времени? Кто отвечает за его качество? Кто определяет вектор движения нашей жизни?» («Она»).
С его скоротечностью связана и боязнь недовыразить себя – в жизни, музыкальном творчестве. И литература в этом контексте – еще одна возможность оставить след. «Все, что я чувствую, умрет со мной. Все, что я пишу останется после меня» («Плакса»).
Все надо успеть. И над всем довлеет перманентный страх потерять свой дар, «песни, которые когда-нибудь закончатся».
Но пока эти страхи напрасны. В книге представлены стихи и тексты песен, относящиеся к периоду 2014-2020 гг., и основной минор («по венам или с крыши») ушел в них.

«Талант требует ежедневного подтверждения, и это работа с неподъемными гирями», – пишет Диана в эссе «Карантин».
Новая книга «Снежный барс» – очередное такое подтверждение, которое мы получили (и расписались в получении). И если в процессе написания она была для сочинителя гирей, то читатель, думаю, этого не заметит.

Велимир Хлебников, создававший свои неологизмы, слову «автор» присвоил имена «словач» и «делач». Интерпретаторы дают слову «делач» негативный оттенок – как дельцу от творчества. Мне ближе другое понимание – человек, который не только творит, но и активно взаимодействует с миром. Диана Сергеевна, на мой взгляд, этим определениям соответствует – и пишет, и делает. 


Рецензии