Биографики

2000 лет назад Плутарх положил начало жанру художественной биографии. Много было потом на свете разных биографов. Но, пожалуй, замечательней всех оказались биографы советской поры. Ими написаны тысячи и тысячи биографий, похожих одна на другую как две капли воды. Это не удавалось никому ни до, ни после Плутарха. В представляемой книжке автор постарался «сжать» в руке приемы написанных в советское время биографий известных людей. Так сжимал в руке камень герой сказки братьев Гримм – чтобы из камня аж вода потекла, а вернее, вытекла. В результате биографии превратились в биографиКи. Вода из них, действительно, вытекла, но что осталось – то осталось.
Биографии составил и укоротил скромный поклонник Плутарха – Юрий Кружнов. 
Портретами и шаржами книжку сопроводила художница Елена Эргардт, за что низкий ей поклон.

 ***

АРХИМЕД

Жизнь Архимеда сложилась удачно – он родился в Сиракузах и умер в Сиракузах, что не каждому удается. Архимед был греком, причем довольно древним, но это не мешало ему быть в то же время аристократом. Причем аристократом он был не только духом, но и телом, поскольку являлся родственником сиракузскому царю. Несмотря на это, он часто оставался голодным. Не потому, что мало зарабатывал, а потому что, задумавшись над какой-нибудь задачей, забывал поесть.

Архимеду везло постоянно. Например, однажды он забыл закрыть кран в ванной. Событие оказалось экстраординарным, потому что благодаря этому Архимед открыл первый закон гидростатики. Он так обрадовался, что выскочил на улицу голый и закричал: «Эврика!» – что значит «нашел!» С тех пор всегда кричат «эврика!» когда что-то находят, причем не обязательно закон гидростатики. Архимеду же повезло не потому, что он открыл закон, а потому, что его не забрали в отделение, когда он бегал голым по улице.

Чтобы уладить дело, Архимед пошел к сиракузскому царю и с помощью только что открытого им закона определил, сколько серебра подмешивает ювелир в золотую корону царя. При этом Архимед, разумеется, был одетым.

Спустя некоторое время Архимед открыл закон рычага и снова закричал: «Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю!» К счастью, никто ему этого не дал, иначе неизвестно, чем бы все это кончилось. Можно считать, что тогда повезло не одному Архимеду.

Архимед был настолько великий математик древности, что использовал математические методы в механике и в других науках, хотя было принято обратное. Тут много напортил Платон, потому что был философ. Еще до Архимеда Платон исключил из математики все, что не было арифметически точно, а в геометрии разрешил пользоваться только циркулем и линейкой. Архимеду это не понравилось, и он предвосхитил аналитическую геометрию, а также теорию бесконечно малых и еще систему счисления с бесконечно большими числами. Еще он открыл много других полезных вещей, например, интегральное и дифференциальное исчисления, которые только 2000 лет спустя откроют Ньютон и Лейбниц – Ньютон дифференциалы, а Лейбниц интегралы, или наоборот.

Вообще жизнь Архимеда была спокойной, но поскольку он жил до новой эры, то там всякий день жди неприятностей. Вот и в этот раз – вдруг разразилась вторая Пуническая война, хотя Архимеду было уже за 70. Карфаген и Рим схватились насмерть. Римский полководец Марцелл плыл в Карфаген и по дороге осадил Сиракузы. У Марцелла был сильный флот, а у сиракузского царя – только Архимед. Однако к приходу римлян Архимед построил гигантскую катапульту с ядрами весом в 250 кг и гигантские щипцы для потопления вражеских кораблей. Но Марцелл решил взять Сиракузы с суши. Архимед этого не знал и продолжал чертить на песке еще одну катапульту. Когда римский солдат наступил на чертеж, Архимед его обругал, и солдат ударил его мечом, не зная, что с этим ударом началось падение классической утонченной Греции.

Да и Архимеда жалко.



 


Рецензии