Killing Them Softly Франкфурт 1974

Эта статья Питера Харви была опубликована в Record and Popswap Mirror 14 декабря 1974 года

4 декабря 1974 года

Jahrhunderthalle


Это было, сказал высокий и образованный Брайан Мэй, как будто играешь в пылесос.

«Мы просто выплескивались, а они (аудитория) всасывали все это, ничего не отдавая. Честно слово, впервые за много месяцев я чувствовал себя измочаленным, сходя со сцены».
Мэй, вместе с остальными участниками группы, сидит за столиком Франкфуртского клуба «Why Not» и рассуждает о втором выступлении в Германии. Настроение неплохое, но я чувствую подспудную суровую решимость дать оценку сложностям, с которыми они столкнулись на том выступлении.

А произошло следующее – группа поддержки Lynyrd Skynyrd оказались именно тем, что нужно было обкуренному в хлам Франкфурту. Как в Англии с Golden Earing, так и в Германии с Queen Lynyrd Skynyrd удивительно успешны. Здесь во Франкфурте английская группа столкнулась с еще большими сложностями. В аудитории большинство составляют американские солдаты, выглядящие как питомцы исправительного заведения – с бритыми головами и поигрывающие мускулами.

Когда заходишь в зал, вмещающий 1100 зрителей, воздух пропитан запахом наркоты – смесь анаши, травки и пота толпы, численностью как минимум на 200 человек больше допустимого. Это странное место, бывшая биржа для фермеров, с балкончиками и окруженное тропической растительностью.

Сверху на балконе группа преданных фанатов Queen сознательно топают ногами в ритм музыке Skynyrd. Вечно улыбающийся Роджер Тейлор появляется, чтобы проверить, как идет выступление, отмечает шквал аплодисментов и исчезает – без сомнения, чтобы спланировать стратегию.

Между двумя выступлениями очень длинный антракт, и из-за него толпа рассеивается. Хайди, специалист EMI Germany, объясняет проблему с солдатами – «Они должны вернуться в казармы к 11.00». Поэтому, когда наконец начинает звучать рок-н-ролл Queen, в зале значительно меньше людей, а энтузиазма и того меньше.

Подача себя

Фредди Меркьюри, самопровозглашенный рок-вожак, выглядит невозмутимым, в то время как группа открывает шоу, преподнося себя с немыслимой импозантностью. Прожектора и орущие динамики пытаются противостоять апатии аудитории. Первый наскок высоко профессионален. Procession, Now I’m Here и Ogre Battle знаменуют многообещающий старт, который встречен теплыми аплодисментами. Но в отличие от многих других выступлений, это не доходит до точки кипения. Толпа практически остается в растерянности, когда Queen уходят со сцену после энергичного выступления. Почти две минуты спустя приглушенные аплодисменты все же превращаются в старое доброе топанье ног и песни в зале. Тут-то ребята и возвращаются на сцену, чтобы отыграть головокружительный финал.

Фредди мечется по сцене с контролируемой агрессией, затем звучит Big Spender. Тогда становится понятно, что перед нами рок артисты, которые могут петь, двигаться и писать песни с почти небрежным превосходством. Он классическая рок-звезда – с переодеваниями и обнаженной волосатой грудью. Кажется, что его единственная цель – это воплотить вызывающую экстравагантность вне сцены в сценическое действо. Он как королева-жеманница. Однако на сцене эта вполне естественная игра прерывается фразами типа– «как раз сейчас нам хотелось бы исполнить...» Роджер Тейлор, убедительный в роли демона на барабанах и очень хороший музыкант, приказывает толпе поднять задницы с сидений. Тем не менее нашлись такие, которые сочли, что Queen были чересчур агрессивны в сравнении с апатичной публикой в зале.

Что бы там ни было, но в гримерке после концерта разразился колоссальный скандал. С криками «Не дайте им побить окна!» туда прибежал представитель EMI.

Совершенно очевидно, что шведская аудитория такая же безумная, как и английская. Но в Германии все по-другому.

Следующая остановка в Гамбурге, Skynyrd в последний раз будет выступать в роли группы поддержки.

Недоступные

Разговоры по пути в отель дают понять, что группа в отеле будет недоступна для общения. Поговаривают даже, что они проведут остаток вечера вместе со Slade, которые случайно оказались в том же отеле. О Queen идет молва, что они самая дотошная группа, неважно, насколько хорошим оказалось выступление. Они (или Фредди в особенности) все равно найдут промахи.

Наконец-то Брайан и Джон заходят в бар. Они выглядят отдохнувшими и собираются идти по клубам.

Они рассказывают, что во время этого пока только начинающегося европейского тура, уже было несколько проблем, как тот случай, который «обезглавил» их грузовик с оборудованием. Видимо, какой-то бестолковый роуди мчался ночью по шведским дорогам и впотьмах не заметил знака, предупреждающего о низком мосте впереди. Грузовик въехал под мост, оставив позади свою крышу и половину усилителей. Два выступления пришлось отменить в ожидании другого грузовика из Лондона. который и прибыл только к концерту в Мюнхене, первому в Германии. По словам Хайди, выступление в Мюнхене было бешеным успехом. «Публика просто не поняла, что на них обрушилось». Потом она добавила, что сегодняшний сравнительный провал вообще не беспокоит ее. «Queen будут величайшими, - уверила она, - я уверена, что они будут просто супер. Надо дать им всего лишь год».

Казалось. никто из парней не принял выступление близко к сердцу, и общее настроение вечеринки (и среди приглашенных журналистов тоже) выражало пренебрежение к франкфуртской толпе. Толпа наркоманов на рок-концерте вряд ли оценит футуристические гитарные пиротехнические фокусы и меркурианские вспышки.

«Все же, - размышляет вслух Мэй, - могли бы они как-то ответить на нашу музыку. Чем больше аудитория участвует в спектакле, тем лучше мы играем – что естественно – а тут я просто чувствовал, что теряю свое время».
Электроника

Он музыкант электронной школы, он в курсе всех передовых технологий в использовании усилителей звука. На сцене он использует два американских устройства Echoplex. Свою гитару он мастерил сам в течение двух лет – «В ней нет ничего особенного или отличительного, это просто хороший инструмент». Усилители – это наследие старой доброй британской традиции. Когда-то, когда The Shadows были вдохновителями всех рок-групп в стране (их тогда называли ритм-группами), славились усилители звука Vox. А сейчас, в отличие от практически всех своих современников, Мэй использует добрый старый VOX AC30 или, точнее, целых девять (три запасных).

За салатом из крабов и безалкогольным напитком (он все еще лечится от гепатита) Брайан разбивает в пух и прах расхожее мнение, что Queen просто студийная группа, которой управляют высоко профессиональные техники. Правда становится очевидной во время выступлений. Сравнение студийного и живого звука свидетельствует в их пользу. Брайан идет еще дальше.

«Неужели люди действительно верят, что все это делается в студии?», -спрашивает он, негодуя.
Ну, э-э-э… да, Брайан. У Trident Studio такая репутация и опыт, и тебе надо признать, что очень много продюсирования вкладывается в диски Queen.

«Хорошо, - отвечает он, - но руководство в студии, большая его часть, идет от нас. Мы продумываем все идеи, нам нравится находиться в студии, мы полны идей насчет того, какими должны получаться наши песни».
Справедливо. А что насчет гастрольных туров? Ведь впереди у группы нет ничего, кроме туров? Смогут ли все они справиться? Что будут делать, чтобы не сойти с ума?

«Надеюсь, что справимся, - кажется, что мои вопросы не произвели на него впечатления, - я все равно не могу выпить больше, чем пару пинт, поэтому я не опасаюсь надорвать организм. Но, надо признать, что перед нами длинный путь. Польза от этого будет велика. Но я бы предпочел не проводить столько времени вдали от дома. Мы вернемся домой на Рождество, а затем снова едем в длинный тур по Америке».
А в это время за соседним столиком Фредди Меркьюри в своем репертуаре.

«Когда мы были в Копенгагене, дорогой, мы пошли в русский ресторан, где я, естественно, заказал фирменное блюдо. Это было пальчики оближешь. Я спросил, что это, и мне ответили, что я угощался медвежатиной. Медведь, дорогой, мне понравилось».
Фредди и Роджер Тейлор, кажется, воспринимают европейский тур, как нечто само собой разумеющееся, пара заурядных концертов не остановит развитие стиля этой группы.

Голос Фредди вот-вот не выдержит, но он все же успевает поведать, что ему просто нужно сделать что-то с волосами. Может, ему стоит послать за персональным парикмахером?

Глаза Королевы устремлены на свиту, вне всякого сомнения. Сумеет ли она правильно сделать ставки?...

P.S. На самом деле статья называется "Убить их нежно во Франкфурте". Но бдительный Дзен публикацию с таким названием не пропустил.

Странное название статьи, верно? На самом деле, в нем обыгрывается называние очень популярной песни. Отрывок из вики "«Killing Me Softly with His Song» — песня, написанная в 1971 году и ставшая фактически стандартом популярной музыки. Музыка Чарльз Фокс, слова Норман Гимбел (Charles Fox, Norman Gimbel). В основу популярной песни были положены стихи Лори Либерман[en] «Killing Me Softly with His Blues» («Своей тоской/настроением он тихо убивает меня»), на которые Лори Либерман была вдохновлена, по её признанию, выступлением на тот момент ещё неизвестного Дона Маклина в клубе Трубадур в Лос-Анджелесе в 1971 году".


Рецензии