Брыся

Клавдия, худенькая, с девичьей фигурой  и пышной копной волос, возвращалась домой с работы. Возле калитки заметила что-то шевелящееся. Время было позднее, но она всё же   рассмотрела  грязный  маленький клубочек. Она присела и увидела серого дрожащего котёнка. Он  был совсем маленький, недели две отроду. Клавдия в сердцах заругалась:
– Ах, паршивцы! Кто же это выбросил живое существо на мучительную смерть?! Он же с  голоду умрёт! Но не сразу, когда утопляют, а будет страдать. Ну, иди ко мне. Видать тебе живому суждено быть.
Клавдия взяла котёнка на руки. Он был мокрый, дрожащий.
– Ты откуда взялся-то, из какой воды выскочил? Неужто из ведра, в котором кто-то топил котят? Вот оказия...
Клавдия прошла в дом, посадила котёнка в таз, приказала строго:
– Сиди! Купаться будем.
Она быстро разделась, набрала в ковш тёплой воды, взяла шампунь. Посмотрела на котёнка недоумённо:
– Толи купают вас, толи нет, кто знает… Но ты же грязный, значит, надо купать.
Она решительно плеснула на него тёплой водой,намылила и быстро смыла пену. Завернула в махровое полотенце и вытерла осторожно, как ребёнка.
– Смотри-ка, а ты красавец у нас! Ну-ка, ну-ка, покажись во всей красе. – Она вертела его на ладони и улыбалась. – Ты глянь-ка, и звёздочка на лбу, и ушки с чёрными кисточками. А лапочки, лапочки! Да они все в чёрных сапожках!. Ой, на хвосте-то тоже кисточка.
Ой, да что это я?! Хозяин скоро придёт! Он же предупреждал меня, что с первой живностью в доме выгонит нас обоих.  А ну-ка, открывай рот, молочка тебе волью. И пошли в постельку.
Клавдия в пустую обувную коробку постелила старый шерстяной платок, закутала в него котёнка и поставила в угол под  вешалкой.  Посмотрела – коробку не видно. Она спокойно стала готовить ужин. В какой-то момент почувствовала прикосновение к ноге чего-то тёплого. Она глянула и  обомлела – котёнок тёрся об ногу.
– Брыся! Ах ты, паршивец! Ты зачем выполз из коробки?! Вот хозяин зайдёт, что будет тогда мне? Брыся в коробку!
В этот момент в сенцах послышался стук закрываемой двери и в комнату вошёл хозяин. Он был грузный, высокий, плечистый и напоминал обрубок скалы. Подозрительно посмотрев на жену, строго спросил?
– Ты с кем это разговаривала? Опять дверь не на запорке была?
– А с кем я могу говорить кроме как не с собой?  Хотя бы какое живое существо в доме было.
– А кто сейчас перед глазами мелькнул? Мыши завелись?
– Какие мыши?! Они боятся тебя.
– Ладно, Клавдя, не шуми. Я не буду есть. Пойду, лягу. Желудок ножами режет. Ты мне дай твой старый платок, от него тепло исходит. – Хозяин прошёл в спальню, лёг на диван.
Клавдия поспешно взяла платок из коробки, уверенная в том, что котёнка там нет, и прошла вслед за  мужем. Она подняла рубашку и положила платок на голое тело. Когда стала расправлять, то с ужасом поняла, что котёнок сидит в платке! Она хотела незаметно его вытащить, а он под платком прополз и улёгся на самое больное место. А Фёдора начинало корёжить, он извивался, всё тело покрыла испарина.
– Федя! Я за медичкой побегу! – испуганно крикнула  Клавдия, вставая со стула.
– Не надо, видно отмучился я. Что-то шевелится на животе  и тепло так. И в сон клонит. Видать, болезнь прорвалась наружу.
Ты прости меня за грубость мю. Боялся потерять тебя. Думал, что строгостью удержу. Прости, непутёвого. – Он громко захрапел.
Клавдия сбегала на кухню, выключила плиту и опять уселась на стул рядом с диваном. Муж спал. Котёнок  лежал, не шевелясь, прильнув животом к больному желудку Фёдора. Он был такой крохотный, что занимал мало места. Клавдия улыбнулась: «Надо же, меньше ладошки, а сила какая в нём – боль снял!» Она знала, что кошка у соседки особая, и котята такие же. Поэтому их и разбирают. Как же так получилось, что они оказались в ведре? Ну да, Верка же в город к дочери уехала, а кошка без неё окотилась, вот Семён и шарахнул их в ведро. Но это же надо умеючи делать.
Незаметно Клавдия задремала. За окном уже брезжил рассвет, когда она почувствовала  прикосновение руки и очнулась. Федор гладил её плечо. Это было так неожиданно. Она тихо спросила:
– Как желудок, Фёдор? Сильно болит?
– Утих. Боюсь пошевелиться. А кто это у меня на животе-то лежит? Дышит, ворочается.
– Котёнок.
– Веркин,  пропащий?
– А ты откуда знаешь?
      – Да зашёл я к ней. Зазвала она меня полечится. А там переполох – кошка вместе с котятами пропала. Семён сознался, что котят побросал в ведро с водой, а кошка их вытащила и двоих куда-то спрятала, а третий пропал.
– А третий к нашей калитке приполз. Вот я его и подобрала, жалко стало, замёрз бы он.
– Хорошо, что взяла. Не верил я в эти сказки, что животные могут лечить. Думал, что Верка просто обирает людей. А оно вон как получается. Ты его лучше корми, а то, наверное, съёмное молоко даёшь.
– Ой, да что ты такое говоришь?! Я только и успела одну ложечку молока дать.
– А что же ты сидишь?! Иди, подогрей сливки и принеси в мисочке.
Клавдия выбежала в кухню и быстро вернулась, неся в руках  чайную чашку и тарелку с кашей рисовой со сливками. Фёдор привстал, одной рукой придерживая котёнка под пледом. Он заглянул в чашку со сливками, посмотрел сурово на жену и сердито произнёс:
– Клавдя!
Клавдия  быстро поставила тарелку с кашей на стул и отошла в сторону.
– Федя, а ты выпусти котёночка и покорми его с ладошки. Он же не знает как самостоятельно есть. А мало будет, я ещё добавлю. Я целую кружку подогрела.
Фёдор недоверчиво посмотрел, осторожно вынул котёнка, посадил на колено.
– Да что ж он  маленький такой, взять в руки страшно.. Давай с тобой завтракать………..– Он несколько капель налил на ладошку и котёнок сам слизнул сливки. Фёдор ещё капнул, но уже  больше. Котёнок слизал всё и полез по рукаву Фёдора вверх. Клавдия погладила его:
– Брысенька, что же ты мало поел?
Котёнок посмотрел на неё, как будто поблагодарил, и полез дальше до плеча. Там он нырнул под лохматые волосы Фёдора и улёгся на шее. По телу Фёдора пробежала дрожь.
– Ты что, Федя? Тебе плохо? – испуганно спросила Клавдия.
– Ты мне скажи, как эта козявка может чувствовать, где у меня болит? Вот что, мать, поеду я  за Мишуткой. У него такие головные боли, что он орёт по-звериному. А дочка наша непутёвая лекарствами да разными аппаратами до психушки доведёт его. А ты коробку с котёнком поставь в комнату Мишуткину, и следи за ним. Да дверь держи на запоре. Поняла?!
– Всё я поняла, Федя. Поезжай спокойно. – Клавдия любила внука и радовалась, что он приедет в деревню. А то уж пять лет по разным заграницам его  возят, а толку мало. Да это же подумать только - в четыре школы бегает, да ещё в два кружка!  Да какая голова такое выдержать может! Но не докажешь его матери. Вот муж её, отец внука, не выдержал, сбежал к себе в Сибирь. А Мишутка  здоровьем расплачивается.


БРЫСЯ.  Часть 2

Двое суток Клавдия не выхолила из дома, не отвечала на стук соседки, хотя и видела её в окно. К вечеру второго дня приехал Фёдор вместе с внуком. Посмотрела на Мишу Клавдия и чуть не завыла в голос – страшнее покойника вид был у него. Но сразу взяла себя в руки.
– Ужинать будете или Мише отдохнуть с дороги надо?
– Уложить его надо. Разбери постель.
– Всё уже готово. Проходите.
Фёдор разулся, а Миша в грязных ботинках пошёл в свою комнату. Клавдия промолчала, только про себя порадовалась, что он ещё не забыл, куда идти. Значит, не всё потеряно. А Фёдор вообще  как будто окаменел.
Клавдия прошла за внуком. Он одевши и в грязной обуви лежал на диване. Она осторожно сняла один сапог, потом второй. Хотела снять куртку, ио он перевернулся на бок, свернулся в клубок и затих. Клавдия присела на край дивана, потёрла ладошки одна о другую,  согревая их, и приложила к голове внука. Он вздрогнул, но не сбросил руку. Клавдия улыбнулась – значит, найдёт она дорожку к сердцу внука. Неожиданно для себя запела:
Ох, тихо, тихо, тихо,
Мы прогоним Лихо,
Во далёкие леса,
Там, где рыжая Лиса,
И за чёрны горы
Мы прогоним боли.
Ой, люли, люли,  люли,
Боль в овраги увели.
Брыся - маленький коток,
Лёг он к Мише под бочок
Песни нежные мурлычет,
Все болезни он разыщет,
И разгонит по углам,
Помогай же, Брыся, нам.
Ой, люли, люли, люли,
Спать мы с Мишенькой легли.

Вдруг до неё долетел, тревожный писк, похожий на плач, Брыськи.. Она пулей промчалась в комнату Фёдора. Тот сидел на полу,  Брыська вцепился ему в палец, и похоже, что прокусил его, так как всё было в крови. А рядом лежала верёвка.
– Ты это чего задумал,  дед? Ты для какой цели верёвку взял? Вот отхожу этой самой верёвкой, сразу поумнеешь.
– Да меня Брыська уже вразумил: так вцепился в палец, что всё из головы вылетело. Залей чем-нибудь рану.
-– Да Брыся уже зализал всё. Иди ко мне , маленький. С Мишей спать будешь,  только не разбуди его.
Котёнок спрыгнул с рук Клавдии и выскочил из комнаты.
– Вот, шустрик, как будто слова  наши понимает.
– Если бы слова, а то в мыслях наших копается. Я сам ещё ничего не решил, а он понял, что нехорошее у меня на уме. Клавдя, страшно мне, – Фёдор виновато смотрел на жену.
– Пойдём на кухню, там поговорим. Ужин готовить надо.
Фёдор сел к столу, опустил голову., руки безвольно лежали на коленях.
– Что пригорюнился? Нет такой беды, которую пережить нельзя. Нам бы внучка поднять на ноги.
– Вот в том-то и беда. Приступы у него какие-то страшные.
– А ты видел их? – голос у Клавдии стал тревожным.
– В Москве был один. Вызывали «скорую»,  сделали укол.
– А в дороге?
– Нет,  всё спокойно было.
– Так может это от нервов? Ты посмотри, на кого он похож?! Скелет ходячий. Ставить на ноги его надо. А ты справку из школы не взял?
– Взял. Ты знаешь, что они вначале написали? Заниматься в школе не пригоден.  Ну, я им показал такую пригодность, что они сразу выдали справку по успеваемости. Нам это и надо. Экономка говорит, что за всё деньги бешеные платят.
– Да то ли в школу платят, то ли она себе их берёт. Беспризорное дитя, одним словом. А два года назад ездил, тогда не было заметно болезни у Миши?
– А кто меня до него допустил? В коридоре постоял, да уехал. Дочь, как цербер стояла в прихожей. Это сейчас на счастье её не было дома. С каким-то новым ухажёром укатила на юга. Уж месяца три нет дома. Только деньги присылает. Вот такая у нас дочь беспутная.
– Так вот почему ты бесновался, на мне зло срывал. Дурень. А если бы по - доброму рассказал мне, я бы её приструнила враз.  Ладно, назад ничего не вернёшь.  Пойду, гляну, как он. – Клавдия вышла  и быстро вернулась вместе с Мишей.
– Я-то думала, что он спит с дороги, а он с Брыськой играет. Отдай котёнка деду, а сам вымой  руки и садись к столу. Поесть надо. Правда, Брыся? Иначе он играть с тобой не будет.
– Бабуня, а он кусается.  Ухватил меня за штанину и тащит. Я опустил руку, хотел его взять, а он как куснёт. А потом сел на колени и давай зализывать рану.
– Брыся, ты чего это хулиганишь? Ишь, кусаться повадился. Ты глянь-ко, у деда за пазухой спрятался. Ты что, отец, или опять желудок болит? Ну, посиди так, Брыся полечит. Всё хорошо будет, поверь мне.
В это время раздался стук во входную дверь. Миша побледнел, из рук выпал кусок хлеба. Он стремглав бросился в свою комнату. Фёдор направился вслед за ним.
– Миша, да что ты так испугался, дитёнок?! Это  соседка тётя Вера пришла. Ты помнишь её?  –  Клавдия говорила растерянно. Она вышла в сенцы, распахнула дверь, сердито произнесла:
– Ну чего тебе?  Не до разговоров мне сейчас, мальчонку больного привезли. Приходи через неделю.
Соседка решительно отстранила её, проговорив:
– Поздно будет тогда.
Она прошла в комнату, Клавдия шла следом, всем нутром предчувствуя беду. В комнате Миша лежал на полу, его корёжил приступ, а Фёдор с трудом удерживал его голову на своих коленях. Верка опустилась на колени, тихо сказала Фёдору:
– Ослабь руки, а то шею сломаешь ему. Миша, Мишутка, что ты так испугался?! Я соседка ваша, тётя Вера. Помнишь, я тебе твои сбитые коленки лечила? Спокойно дыши, спокойно. – Соседка говорила, а сама  над головой и грудью водила руками, будто собирала боль и выбрасывала в сторону. Приступ постепенно затихал.
– Клавдия, бери его под мышки, а я  под колени. Осторожно клади на диван. Дайте ему немного попить, и не отходите от него. А я побегу на конец села, там  к новосёлам в отпуск врач приехал, уговорю его прийти. – Она выбежала из дома. Мимо проехала машина, затормозила и  помчалась вперёд. А минут через десять у калитки заскрипели тормоза и в дом вбежали мужчина средних лет и Верка.  Клавдия встала с дивана, взглянула на  мужчину, и невольно отступила назад и за Фёдора.
Мужчина сразу присел возле Миши, стал слушать,  измерять давление, шевелить руки, ноги.  А Клавдия, увидев его, непроизвольно отступила назад и в сторону, за спину Фёдора. А в это время доктор посмотрели в их сторону, сказал строго:
– Ребёнка надо немедленно везти в  больницу. Кто поедет с ним?
Клавдия, забыв обо всём на свете, выступила вперёд:
– Я поеду! Я его бабушка!  – решительно произнесла она.
Доктор удивлённо посмотрел на неё, Как будто пытаясь вспомнить что-то. Но так и не вспомнив, сказал:
– Не забудьте взять его Медицинский полис и свой паспорт. Смена белья нужна, кружка, ложка, постельное бельё.
Клавдия метнулась в другую комнату, быстро вернулась оттуда с большой сумкой в одной руке, а во второй осторожно держала полиэтиленовую сумку с Брыськой в коробке.
– Я готова… Ой, Федя, что с тобой?!  – Она подбежала к Фёдору, который сидел на стуле, согнувшись в три погибели и раскачиваясь из стороны в сторону.
Доктор приподнял его кудлатую голову, посмотрел в мутные глаза:
– Он что, пьяный?
Верка, как ужаленная, подскочила к доктору:
– Да вы что говорите-то?! Он запаха спиртного не переносит. Язва у него. Желудок больной. Может уж там всё прорвалось. Возьмите его с собой, доктор. Места в машине хватит.
– Придётся. Не оставлять же его умирать. Давайте грузиться. Вы с ребёнком на заднее сиденье, а Фёдора на переднее. – Он подхватил Мишу, а Клавдия и Верка вели Фёдора.
У машины Клавдия отдала ключи Верке, обречённо произнесла:
– Держи ключи. Видать судьба такая – тебе тут хозяйничать.
– Ты чего? Ты чего городишь-то?! – испуганно произнесла та, догадываясь о смысле слов, но не готовая к такому исходу.
Подбежала соседка напротив.
– Клавдия, ты не беспокойся о доме, мы все присмотрим. А вас в область? Так я приеду к вам. Поезжайте, в час добрый.
Машина тронулась и стала быстро набирать скорость по пустынным просёлочным дорогам, приближаясь к городу.

БРЫСЯ. Часть 3

В больнице Клавдия металась между двумя отделениями: хирургическим и терапевтическим.  Фёдору срочно сделали операцию, и он лежал в реанимации. Верка оказалась права: его старая язва прорвалась, и не сделай сейчас операцию, пришлось бы собирать его в путь дальний. И сейчас не было полной уверенности, что организм выдержит, победит болезнь. Но  Сергей, доктор, доставивший их в больницу, сказал, что у Фёдора железное здоровье. Оказалось, что они с Фёдором вместе служили в одной роте, да пути их разошлись:  Фёдор демобилизовался через полгода и  уехал  на родину, в деревню, а Сергей после службы уехал учиться в Москву.
А вот у Миши дела были плохие – врачи разводили руками и не знали, что делать. Надо было срочно везти в Москву. Клавдия встретила Сергея в коридоре, ухватила за руки, простонала с мольбой в голосе
– Сергей, спаси Мишу! Внук он твой!
– Какой внук?! Вы о чём?! – Сергей ошарашенно смотрел на Клавдию, но вот она  усмехнулась презрительно и он от неожиданности сел на кушетку,  возле которой они стояли. Клавдия села рядом.
– Это ты… Я столько лет тебя искал.… А ты как в воду канула…
– А ты угадал: ещё бы чуть-чуть и канула навсегда. Да Фёдор спас: вытащил из воды, укутал в бушлат и отвёз в избушку лесника, где жил в ту пору. Вот с той минуты и держит возле себя. А что ж не спросишь, кто у тебя? Ты же дочку хотел, вот и подарила я Светочку, только подарок некому было вручить.  И непутёвая вся в мать: если бы я умной была, не пошла бы с тобой в рощу в тот вечер,  – Клавдия говорила с такой болью, что слушать её было невыносимо. Сергей  крепко сжал её руку. В это время подошла к ним Верка с  сумкой в руках. Сергей вскочил с дивана и побежал по коридору.
– Чего это он? Вскочил как ужаленный. Держи сумку, я вещи тебе привезла. Переоденься, а то на тебя, как на допотопную свинарку будут ходить смотреть. Как Фёдор-то?
– Доктор сказал, что выживет…
– А чего же тогда горюнишься?
– Мишенька плохой…
– А ты не печалься, а то твоё настроение передаётся ему. Я вот сейчас заходила в храм к батюшке. Говорят, что он прозорливый. Знаешь, что он сказал? Что Мишка выздоровеет, но только далеко отсюда. Почему он так сказал, не знаю.
– А тебе он что сказал? Чего это ты сияешь вся, как самовар начищенный? Молчи, не хочу знать твои тайны. – Клавдия взяла сумку  и пошла в конец коридора, где была ванная комната. Она и сама понимала, что похожа на чучело, но жизнь так крутила, что ей было не до нарядов. Раскрыв сумку, увидела синее в горошек платье, в котором она выступала на концертах и в котором решила уйти из жизни. Верка, того не подозревая, вернула её в юность. Слёзы полились градом, и ей стоило больших усилий, чтобы не разрыдаться. Переодевшись, она взглянула в зеркало и увидела там худенькую, стройную девчонку с уставшим, пожилым лицом. Вошла санитарка Надя,  у которой остановилась Клавдия, посмотрела на неё и сердито произнесла:
– Что это вы тут делаете, гражданочка? Посторонним сюда нельзя заходить.
– Надя, да это я, Клавдия.
– Ой, а я тебя не узнала. Надо же, как одежда преображает человека. А чего это ты вырядилась?
– Да Верка привезла переодеться. Говорит, что всю деревню позорю.
– Уж так и позоришь. А я тебе своё принесла,  я думаю, оно тебе подойдёт. – Она показала светло-зелёное платье с  нежными незабудками по всему полотну.  Казалось, что по нежному лужку  расцвели молодые цветочки.
Клавдия быстро переоделась. Ей не хотелось показываться Сергею в синем платье, слишком о многом оно напоминало.
– Ну вот, в этом ты скромнее. Иди, простись с Фёдором. Вы скоро поедете в Москву.
Клавдия вышла в коридор и столкнулась с Сергеем.
– Ты где пропала? Ехать надо… А ты прекрасно выглядишь в этом наряде. Пошли быстрее к Фёдору, попрощаться надо. У нас десять минут,  машина ждёт.
Они вошли в послеоперационную палату, куда перевели Фёдора. Верка сидела рядом с кроватью.  Первым подошёл Сергей.
– Ну что, братишка, опять расстаёмся. Мишу везём в Москву, а там видно будет. Приложу все силы, чтобы вылечить его.  И ты выздоравливай. Вот тебе моя визитка, там все мои данные. Покупай хороший мобильник и будем держать связь. Прости,  у нас мало времени. Прощайтесь, а мы подождём в коридоре. – Он взял Верку за руку и вывел её из палаты.
– Федя,  спасибо тебе за всё, – заспешила Клавдия, – и прости ты меня, что не смогла сделать тебя счастливым. Видно холодная вода реки так заморозила душу, что она не отогрелась до сих пор.
– Это ты меня прости, что не нашёл подход к тебе. Видно первая любовь твоя слишком сильной была. Я-то с тобой был счастлив. Да что это мы, как будто навсегда прощаемся? Мишеньку поцелуй и береги его. Иди, а то как бы не опоздать. Нагнись ко мне. – Фёдор притянул  к себе Клавдию, поцеловал в губы и оттолкнул. – Иди. Удачи вам.
Клавдия пробежала по коридору, спустилась вниз. У  машины стояла Надежда с её сумкой и Верка. Сергей  был уже в машине рядом с носилками Миши. Машина тронулась сразу же, как только дверца закрылась за Клавдией.  Всю дорогу до Аэропорта и в самолёте она сидела недалеко от Миши, но не мешала медикам.  С ними ещё ехали врач и фельдшер. В Москве прямо у трапа их встретила  машина Скорой из Института питания. Сергей заведовал одной из лабораторий этого института. Как только Мишу определили в палату интенсивной терапии, Сергей спустился вниз и отвёз  земляков в свою квартиру:
– Отдохнёте здесь, а я съезжу за билетами на вокзал, завтра поездом уедете. Женщины, вы тут на кухне, похозяйничайте,  приготовьте поесть.  Внизу магазин, если чего не хватит.
Сергей уехал, а Клавдия с фельдшерицей спустились в магазин. Клавдия растерянно смотрела на прилавки, стеллажи, заполненные красочными упаковками.
– Ой, мамочка родная, да тут и затеряться недолго. Милок,– обратилась она к молодому продавцу, - вот этот кусочек мяса сколько стоит?  А мясо-то свежее?
– Да вы что, гражданочка, мы марку фирмы высоко держим, с обидой ответил продавец.
– Ну что марка высокая, видно по ценам: вот этот кусочек на два укуса стоит дороже целого барана.
– Где это вы таких баранов дешёвых видели? – усмехнулся продавец.
– В глубинке, милок, в глубинке. Там и люди, как бараны: у них за дарма скупают мясо, а  они и тому рады. Ты мне положи три кусочка получше мяса и три кусочка жареной рыбы. Да вон тот пирог красивый. Посчитал? Я так и думала, что корову стельную за один ужин купить можно.
В квартире они сварили гарнир, всё разогрели и к приходу Сергея стол был накрыт. После сытного ужина  потянуло в сон, а утром разбрелись кто-куда: сельчане уехали на вокзал, а Сергей с Клавдией в институт. Сергей был рядом с Мишей или в кабинете, а Клавдия сидела в коридоре до той поры, пока её не отвозили на машине на квартиру Сергея. Через несколько дней Сергей повёз её по каким-то учреждениям, где оформляли бумаги, она что-то подписывала, а нутром чувствовала, что Мишутка угасает. И вот ей было объявлено, что Мишу везут за границу, там будут делать сложнейшую операцию. До самого отъезда она так и не увидела Мишу. И осталась она одна с ворохом бумаг и Брыськой в корзине. Он подрос, освоился в квартире, но далеко от Клавдии не отходил.

БРЫСЯ. Часть 4

Однажды она решила посмотреть бумаги, которые оставил Сергей, и с  изумлением увидела, что все документы  на квартиру оформлены на её имя. А где же Сергей, где Миша? Еле дождалась утра и поспешила на квартиру дочери. Домоправительница Алевтина встретила её упрёками:
– Дочь по всей Москве её разыскивает, а она и носа не кажет. Вот телефон, звони ей. Нажми на тройку и она ответит.
Клавдия взяла мобильник, нажала на тройку  и услышала голос дочери. Он был непривычно тревожный.
– Алло! Неужели мама не нашлась?
– Света, дочка, это я. Что случилось у тебя?
- Мама, мамочка, где ж ты пропала? Ты так мне нужна.
– Не волнуйся так, дочка, все вопросы можно решить. Я могу к тебе приехать. Ты где находишься?
– Да ты смеёшься. Я же за границей.
– Ты совсем не знаешь свою маму. Десятого числа мы можем встретиться  возле оперного театра в Париже. На сцене театра пройдут гастроли хора Пятницкого. Вы же там, в Европе свободно раскатываете по всем странам. Тебе будет оставлена контрамарка на девичью фамилию, а после концерта мы встретимся с тобой. Там и поговорим обо всём. Нам надо к Мишеньке попасть. До встречи, доченька.
Клавдия положила телефон на стол, посмотрела на удивлённую Алевтину:
– Что так смотришь на меня, как на приведение? Ты лучше помоги подобрать мне одежду к поездке.  Понимаешь, затянула меня сегодня песня в здание, когда проходила мимо. Оказалось, что там хор Пятницкого. Зашла, слушаю. А молоденькая исполнительница не тянет песню, фальшивит. Я даже не заметила, как запела. Все повернулись ко мне, а потом велели на сцену подняться, спеть эту песню, потом вторую, третью. И объявили, что я принята в хор, и что в конце недели едем в Париж. А паспорт заграничный мне Сергей выправил, так что и хлопот для них не  так много было. А мне главное – до Мишеньки добраться. Я уж всё уточнила с директором хора.
Десятого Клавдия встретилась с дочерью и повела её  в клинику, где лежал Мишенька и где работал Сергей. Отец с дочерью встретились впервые, но они быстро нашли общий язык.
- Пошли к Мише, он с самого утра ждёт.
Миша был в зелёном саду, на веранде, превращённой в зелёный сад. Он стоял у окна и вертел головой из стороны в сторону.
-Миша! – окликнула его Светлана и быстро направилась к нему.
-Мама! – Миша повис на шее матери.
_ Миша, а ты со мной не хочешь поздороваться? – ревниво спросила Клавдия.
Миша растерянно смотрел на Клавдию, не узнавая её.
- Миша, а помнишь Брыську? Я тебе его привозила.
Миша рассмеялся:
- А он у меня.
--Как это у тебя? – Клавдия посмотрела в сумку – там было пусто.  Она быстро подошла к Мише, посмотрела на шею – Брыська, весь вытянувшись, лежал на позвоночнике Миши.
- Когда он объявился у тебя? – Клавдия удивлённо смотрела на Мишу.
 - Перед вашим приходом и прямиком ко мне на шею. И сразу стало тепло и легко.
- Вот вам и лечение, а вы резать хотите. - Клавдия с укоризной посмотрела на Сергея.
-А ты считаешь, что я зла хочу внуку? –Сердито произнёс Сергей. – Какая же ты недоверчивая, Клавдия. Ведь ты знаешь, что моей вины нет в том, что я не нашёл тебя. И всё- таки не простила.
-Ты  не прав. Я тебя не виню. Так распорядилась жизнь. А сейчас всё навалилось на меня, я ещё не приду в себя.
- Вот мы с дочкой и поддержим тебя. Нечего ей одной мыкаться в чужой стране. Все вместе переедим в Москву, там у нас жилья на всех хватит. И мой институт не хуже Лионского. Правда, внук?
- Деда, а в Москве институт твой?
-Я в нём работаю, значит мой. Вот ты после института придёшь в него работать, и он тоже будет твоим.
- Бабуля, ты чего раздумываешь, ехать надо с дедом, пока  он не передумал! – Миша возбуждённо бегал от деда к бабушке, не зная как помирить самых дорогих для него людей.
Сергей взял Мишу под мышки, посадил к себе на колени.
- Миша, ты чего так разволновался? Бабушка у нас не любит торопыг. Она всё решит правильно, только торопиться с этим не надо, вопрос серьёзный, сложный. Я тебя из клиники заберу и вместе с мамой съездим к ней. Уверен, что многое уже там решиться. А за это время  у бабушки её выступления подойдут к концу, и мы все поедем домой.
Через месяц вернулся Сергей со Светой и её детьми. Сергей был очень доволен поездкой и радовался, что дочь  теперь будет вместе с ними.  А больше всех радовались дети – они висли у деда на шее и делали что хотели.  Клавдии это не нравилось, а Сергей останавливал её:
-Не трогай их. Они сами привыкнут к порядку, глядя на взрослых. Ты с лаской к ним и они тебя поймут. Мишутка говорит, что бабушка  нас всех любит, но больше всех любит порядок и Брыську. Я рад, что у Мишутки со здоровьем наладилось.
- Сергей, а ты разрешишь мне съездить к Фёдору, узнать о его жизни. Одно дело по телефону говорить, а другое – повидать живого.
- Я не против, поезжай. Пригласи его к нам в гости. Столько лет вы вместе прожили, вы совсем близкими, родными стали. Это понимать надо.
На следующий день, купив гостинцев, Клавдия отправилась в путь. С вокзала до дома Фёдора она добралась легко, с попуткой. Когда подошла к дому, сердце защемило - дома ли? Дверь оказалась приоткрытой она даже вздрогнула.
Она тихо постучала – никто не ответил. Решительно открыла дверь и вошла. Фёдор сидел за кухонным столом и обедал. Один.
- Здравствуй, Федя! Ты чего при открытых дверях  сидишь? – Клавдия смотрела на Фёдора и не могла понять, какая перемена произошла, но он был совершенно другим. Или просто забывать стала?
Фёдор посмотрел на неё удивлённо и в то же время радостно.
- Здравствуй, здравствуй, Клавдия! А ты как всегда к столу попадаешь. А ты одна? Мишутку не привезла?
- Рано ему разъезжать. Операции не было, Брыська его лечит,  да от деда не отходит, друзья с ним  закадычные. Света с нами живёт со всеми детьми.  Так что у нас там так весело, что к вечеру в голове гудит. А деду нравиться, говорит, что устал от тишины. Вот видишь, я все новости наши и выложила тебе. А как ты? Почему один сидишь? Где Верка? На работе?
-Не знаю где она. Мы не живём вместе. Я один. Вон котёнок веселит меня. Умный, но до Брыськи ему далеко. Утят завёл, хожу с ними к воде. Подолгу сижу там, вспоминаю  нашу первую встречу… Платьице в горошек, сама как тростинка и лёгкая как пушинка… и я рядом бирюк неотёсанный. Как ты столько со мной жила? Как я-то первый раз лёг к тебе?! Постоянно думаю об этом и не могу себя понять. Тебе-то деваться некуда было. А я-то каков!
 Клавдия, да что же ты стоишь, садись, поешь, ты же в свой дом пришла, не на минутку же ты приехала. Радость ты мне большую доставила,  праздник у меня большой. – Фёдор смотрел на Клавдию и не верил, что то она перед ним.
- Фёдор, а  что же мы за все эти годы ни разу не поговорили на эту тему, не вспомнили первую встречу. Может быть сейчас по-другому было  бы.
- О чём ты, Клавдия, другого быть не может, я это твёрдо знаю. Сергей хороший человек и он достоин счастья.
- А он велел тебя привезти, погостить у нас. Может быть, поедешь?
- Нет, Клавдия, я вас всех буду ждать на осеннюю рыбалку. Тут столько рыбы! Правда и рыбаков собирается много, но всем хватает, никто не в обиде. Ты давай поешь, да отдохни с дороги. Где какие диваны, ты знаешь, ничего не изменилось. Ты ложись, а   я к соседке напротив, молока принесу.
Клавдия прошла в Мишину комнату, легла на его постель. И мысли сразу перенеслись в Москву
Как там без неё  управляются? Светланка, поди, работу ищет, Сергей на работе, а детвора одни в доме, взаперти. Нет, завтра надо домой.
Она слышала, как вернулся Фёдор, стучал дверцей холодильника, гремел сковородками. Клавдия незаметно уснула. А когда утром проснулась, то увидела Фёдора возле кровати, сидящим на стуле.
- Что случилось, Фёдор?
- Ты кричала во сне, вот я и прибежал, а потом так спокойно заснула. Приснилось что страшное?
- Да, увидела речку и как я бросилась в воду. Как будто  кто тянул или толкал. Так я и не поняла. К чему это приснилось?  Первый раз за все годы увидела такое. А ты что  не спишь? Рано ещё, поспи.
- Да нет, я уже встал. Уточку одну зарезал, ощипал. Тушить буду с рисом.  А ты знаешь, катавасия  какая произошла. Вышел во  двор, стою среди уток, смотрю на них и  вслух рассуждаю:  какую же мне выбрать? Чтобы и побольше была и пожирнее.
Смотрю, они все в кружок  собрались, гоготали, гоготали  и одну из круга вытолкали. Я не поверил своим глазам. Прямо как Брыська, всё понимают. А она голову опустила, подходит к моим ногам, клюёт в тапок и смотрит на меня. Будто говорит: «Ты чего стоишь? Я готова». Даже жутко стало. Подумал: Клавдия не разрешила бы брать её. А утки будто поняли меня, окружили и гогочут Пришлось поднимать уточку. А она такая тяжёлая. И представь, она же не сопротивлялась и даже голоса не подавала .Что это? Обречённость или выполняла приказ молчать? Задали они мне задачу. Ну ладно, пойду готовить. К завтраку может успею.
Клавдия смотрела в окошко на тропинку, по которой утки гуськом одна за другой шли к реке. Было видно, что они сытые, так как еле переваливались из стороны в сторону. Видимо Фёдор с избытком насыпал им зерна в благодарность за хорошую уточку.
    Клавдия встала, расчесала волосы, убрала в комнате и пошла в другую комнату, навела порядок и там. На кухне  Фёдор хлопотал возле   чудо-печи. 
-  А утки  ушли к реке. Ты их не провожаешь? -Клавдия села к столу.
- Они сами дорогу знают. Это они сегодня после сытного завтрака припозднились. Обычно они рано уходят.
  Ты  когда собираешься уезжать? А то тебе с собой надо будет и уточку взять, и рыбки поймать. Сейчас после завтрака пойдем к реке, посмотришь, как мы рыбу ловим. На отмели сачок подставляешь, и она сама заплывает. Но не  всё время, надо знать нужные моменты.
    - А мелочь чья за ними пошла? Такие шустрые
     -  Мои. Одна утка с выводком задержалась у соседки. А она сама к дочери уезжает. Вот я и взял их. Надо же соседей выручать. Они меня, я их. Так кругооборот и идёт.
Я куда-то в сторону ушёл. Тебе ничего особого не надо к завтраку?
  - Да нет, ничего не надо. Давай, утку показывай.
   Фёдор вытащил жаровню, открыл её и по комнате поплыл аромат мяса.
   Клавдия с улыбкой смотрела на Фёдора, умело расправлявшегося с мясом.
   - Ты когда наловчился кухарить? При мне ни разу не подходил к плите.
   - Да это ещё с армии осталось. Мы с Серёгой на кухне заправляли. Застава наша в отдалении была, вот мы там и вымудрялись. Хотя там всего хватало.
   - Фёдор, скажи, почему я когда здесь жила, то я как будто во сне жила, а не на яву. Почему так?
- Моя вина. Не смог тебя разбудить. Да что про это сейчас? Жизнь прошла мимо.
   Давай, кушай утку. А ты на рис посмотри. Он каждое зёрнышко по отдельности и весь светится от жира. Давай, налегай на мясо.
К вечеру Фёдор с Клавдией пошли к реке. На  отмели рыбы не боясь, проплывали мимо. Клавдия все эти годы не ходила на рыбалку. А тут с любопытством смотрела на проплывающих рыб. Порой казалось, что они тоже на неё смотрят и спрашивают: «Чего смотришь? Поймать нас хочешь? Попробуй!». А Фёдор приготовил сачок, корзинку и вступил в воду. Рыбы проплывали почти рядом с его ногами. Он посмотрел вперёд, выбрал одну рыбу и ждал, когда она поплывёт к нему.  Вот он ловко взмахнул сачком и рыбина вплыла в сачок. Фёдор поднял  его, быстро перенёс в корзину и вышел из воды.
-Вот она, красавица, попалась нам.
- А как же ты теперь её из сачка освободишь? – Клавдия с неподдельным любопытством наблюдала за Фёдором.
- А вот мы сейчас поставим корзину в воду, и потихоньку будем стаскивать сачок с рыбы. Тут главное не упустить момент и когда рыба будет свободна, чтобы она не выпрыгнула из корзины. Сразу  надо будет накрыть плёнкой. Клавдия приготовила плёнку и стояла, нагнувшись над корзиной, приготовившись закрывать рыбу с головы.
   - Да. Клавдия, а ты бы могла стать заядлой рыбачкой. Упустил я многое в своей жизни. И всё равно я все эти годы был счастлив с тобой.
   - Не надо об этом, Фёдор. Зачем душу травить. Исправить ничего нельзя. Федя, а маленьких рыбёшек можно поймать, чтобы сейчас зажарить?
   - Вот тебе сачок лови сама. Ты можешь даже в воду не заходить. Видишь. Они группами идут у берега.
    Клавдия взяла сачок, нацелила его на приближающуюся стайку рыб. Она осторожно подвела его под середину и выхватила  из вводы. С ликованием завопила:
   - Федя! Три рыбки поймала!
   - Да тише ты, громкогласая! Всю рыбу распугаешь. Дай- ка сачок.
Он ловко подвёл по двух окуньков и подал Клавдии.
   - Складывай всё вместе и пошли домой.
  Дома Фёдор стал чистить мелкую рыбу, а Клавдия всё смотрела на крупную.
   - Федя, а давай я эту отвезу домой, очень она мне понравилась. 
- Вези, коли понравилась.  Поймать другую недолго. Сейчас тряпку заморожу в морозилке, вот и будет тебе как холодильник. А мелкая уже замороженная в холодильнике.
  Можно было бы ещё кое-что положить, да тебе не поднять.
    -Вот сам поедешь и привезёшь. Я ребятишек порадовать везу. А так-то иди в магазин и бери, чего хочешь. Были бы деньги в кармане. Это не прежние времена, когда деньги были у всех, а  товара днём с огнём не найти. Но опять чем – то недовольны. А всё потому, что нет постоянства: работы, жилья. Вот  и мечется народ по другим городам. А сколько семей из-за этого распалось?! А ведь были хорошие, положительные семьи. И винить некого,  ни одни мужья виноваты. Легче всего свалить всё на одного. Пойду ка я лучше лягу, перед дорогой отосплюсь.
Утром Клавдия собрала сумку, Фёдор нашёл попутную  машину до станции  и они уехали.
Дома она была через шесть часов и застала всех домочадцев в сборе. Сергей сразу приступил с  расспросом: - почему не привезла Фёдора?
- А какая срочность его везти?
- А ты у дочери спроси. Она тебе точно расскажет.
- Опять что-то произошло без меня, - Клавдия смотрела вопросительно  на дочь.
- Почему без тебя? Как раз при тебе дело было.
 - Вот что Светлана, отправь детей в детскую, я  чувствую, что не для их ушей этот разговор.
Когда в детской закрылась дверь, Клавдия строго приказала дочери:
- А теперь спокойно рассказывай, всё что было.
- Мама, ну так получилось…
 Сергей не дал ей договорить, вскочил как ужаленный: Это называется так получилось?  Залезть в постель к женатому мужику, переспать с ним и это –так получилось? А ты знаешь….
-  Голос-то свой командирский поубавь. Знаю, о чем ты хотел сказать, вернее догадывалась. Да вот не получалось поговорить, расставить всё по местам. А Света, она сама себя наказала - мечется как непристалая, места себе не находит. И замуж выходила, да всё не те попадали. Вот приедет Фёдор и тогда закончим эту тему. А сейчас что лить из пустого в порожнее? Бес толку. Пошли рыбу смотреть, с ней что-то надо  делать. – Она встала и ушла на кухню.
- Света, позови ребят, без них мы ничего не сделаем.
На кухню забежали ребята, восторженно уставились на рыбу и загалдели:
   - Вот это да-а! Вот это рыба! А что с мелкой будем делать?
- Мелкую жарить будем, - Клавдия была за командира. – Кто будет чистить?
   - Мы! А как?
   =А вот вам дедушка подскажет. – Клавдия с улыбкой смотрела на Сергея, зная, что он никогда не чистил рыбу. Она молча подала ему рыбочистку в упаковке. - Дед, почитай инструкцию ребятам, чтобы они знали, как с этой штукой обращаться.
Под голову большой рыбины она подложила  толстую доску, взяла секач и почувствовала, как к руке прикоснулась рука Сергея:
  -Ты что сама решила рубить? Кроме умения нужна ещё и сила. А когда в доме есть мужик, зачем его лишать удовольствия помочь женщинам? Согласна?
Клавдии вдруг так захотелось прижаться к нему, что она незаметно для всех головой коснулась его груди.
   - Осторожнее, а  то размахнусь и задеть могу. – Он сильно сжал её плечо и чуть-чуть оттолкнул от себя.
Голова была легко отрублена, так же как и хвост и всё это было уложено в таз. Рыбину выпотрошили, Разделили на куски, а потом принялись за мелкую. Ужин получился богатым: и уха из головы и хвоста, и зажаренная на открытом огне и в мультиварке. А под конец ужина появился Фёдор.У него из корзины торчали рыбины на вертелах.
   -Ты что, в таком виде их вёз по городу? – удивился Сергей.
  - Ну что ты, я бы их до вас не довёз. Мешок я сбросил. Вон в сумке лежит.- Фёдор был доволен, что ошеломил всех рыбой.
   - Садись поешь ухи. – Клавдия налила уху в тарелку, поставила перед Фёдором. – Давно моей ухи не кушал.
 - Да давно. Света варила, но не такая получалась. К тебе весь посёлок ходил учиться, но ни у кого, как твоя так и не получилась. Да, не разучилась  варить ушицу, всё такая же мастерица.
Он посмотрел на Светлану, взял её за руку.
   - Вот мать, решили мы перед тобой повиниться. Хватит нам друг от друга бегать. Тем более сейчас нам надо быть вместе. Я анализы из лаборатории привёз  - дочка у нас со Светой  будет. Так как она и хотела. Да и я не против. Ну как молодая бабуля, не будешь нас ругать?
   - Я рада за вас. Спасибо, Фёдор, что разрубил этот узел. Гора с плеч упала. А дальше все вместе будем. Глядишь и пробьёмся, выживем.


Рецензии
С удовольствием прочитала ваше произведение, Зинаида Алексеевна! Рада, что Вы смогли всё преодолеть и начать писать снова. И что вышли, хоть не надолго, в интернет! Новых публикаций! Доброго здоровья!

Наталья Меркушова   25.01.2021 16:04     Заявить о нарушении