Заветное

Заветное – село старинное и многим неизвестное. В местном краеведческом музее, что появилось во времена СССР, есть записи преданий, в которых говорится, что появилось оно еще до тех пор, как Новгород великим стал. И что основали его беглые язычники. Язычники или нет – судить не нам. Но вот, то, что даже православие здесь на особицу, это так.
Располагается Заветное в нешироком ущелье, разделенным рекой Заветной. Озеро, из которого она вытекает, тоже Заветным зовется. На его берегу стоит многовековая церквушка, с каменным высоким фундаментом и деревянным строением. Относятся к ней заветинцы с почтением и любовью: по весне старательно осматривают стены и фундамент, чистят, по мере необходимости, иконы и стены натирают воском. Когда, после войны, загнил первый венец, всем народом вышли поднимать церковь и менять венец. Так же и с печью: изразцы реставрировали и ставили на место. И возможно, именно от этого, в церкви было уютно и душевно спокойно – теплело на душе, когда даже рядом стоишь. А еще, заветинцы гордились тем, что никогда не было у них крепостничества.
Все дело в том, что Заветное надо знать – где искать. Со стороны озера, его не видно совсем: изгибается ущелье дугой, закрывая северным склоном проход и реку. На северном склоне, более узком и высоком, находится усадьба – так называют заветинцы жилой массив, состоящий из одной длинной улицы в один ряд домов и огородов. В верховье, в прорыве скал, находится Афоня. Так сельчане называют зимник для скота, склады, силосную башню и водопроводную систему, построенную Афоней Заветным еще в конце 19 века. Заветный, потому, что подкинули его к церкви, едва он на свет народился. Дело было на Ивана Купалу, под самое утро. Кто подкинул – не известно. Летом купцы с баржами ходят, товар собирают, да в город, что за губой Великой находится, возят. Видать, с ними и прибыла несчастная, чтобы родить в тайне ребенка. Мальчика назвали Афанасием, чьим именем церковь была именована, фамилию дали по селу. Мальца принял отец Эпифаний. Малец рос мирным и смышлёным. Рано начал учиться ремеслу у мастеров. Когда исполнилось ему 10 лет, отец Эпифаний, с помощью сельчан, отправил его учиться в город. Да, в селе была приходская школа, но Афоня выучил все науки за пару лет. И очень стремился к знаниям. Вот и отправили его всем миром учиться. И не прогадали!
Вернулся Афанасий мастером на все руки! И много для села сделал. Взять, хотя бы, хитрую систему водоснабжения села! Это ж, какая голова нужна, чтобы из камня сделать чашу, в которой вода собирается! Даже в 20 веке, когда колхоз появился, ученые приезжали и восхищались! Дело в том, что вода в реке Заветной, мало подходила для питья и приготовления пищи. Сельчане ходили через пролом к Белой реке, что за северным отрогом находилась. А это не ближний свет, особенно для тех, кто в низовье жил. А здесь: пара чаш, хитрые винты в каменных трубах – и вода уже наверху! А всего трудов, в свой срок коня на колесо поставить! Конь колесо крутит, винт воду поднимает, второй конь, воду в чашу на самый верх гонит! И бежит вода чистая по желобу вдоль улицы. Надо налить: поднял заслонку, подставил ведро – и вода течет! А со временем, вместо желоба, поставили трубы чугунные, с кранами крепкими. Тоже и с зимником для скота: стоит, каменный, больше века! Внизу коровы и козы с овцами, вверху – сеновал. Покрутил колесо большое – посыпалось сено вниз. Всех забот – по яслям разнести. И навоза никакого под ногами: тоже колесо работает, сгребает в отверстие, гонит в навозную яму. А там, с соломой перемешали, в бурты заложили, мочевиной полили – вот и удобрение на весну! Вот поэтому, зона хозяйственная, называется Афоня. Да и в селе народ не глупый живет: когда колхозы стали строить, приехали из города люди: «Давайте, менять название!» Смекнули люди, как название сохранить: назвали колхоз «Завет Ильича». Тут и название в строку пришлось!
Южная сторона села, более широкая, с тремя террасами: нижняя, заливная, отдана под поля. Испокон, были в Заветном общественные поля, поэтому, и колхоз для них новиной не был. На второй – было пастбище и летники для скота. Это тоже издавна было придумано: в усадьбе скот по домам только зимой держали – попробуй, погоняй скот каждое утро через мост на пастбище! Легче хозяйке на лодке переправиться, скотину подоить! Тем более, «река в два гребка», как говориться, а брода через нее нет. Зачем по пусту ноги топтать да время терять? Летом время, час – год кормит. Переправятся, подоят, обиходят скотинку, тут же излишки молока сдадут – вместо платы пастухам. А от продажи молока, колхоз пастуху деньги выплатит. Тут же, на кухне, еду приготовят: пастухам и детишкам, что после заката коней в ночное поведут, а днем – заботы с огородами малые, да вольница заречная. На третьей, самой высокой террасе, пасутся козы овцы да свиньи. Да стоят клетки с кроликами и норками. Так уж выходило, что чужаки в селе не задерживались – не сподручно им было, не вольготно. Только свои. А свои всегда возвращались назад – не могли они иначе жить, в крови был дух вольницы местной. Вроде, и в столицу уезжали, и выучились – но нет! Не отпускает Заветное, исконное! Ну, где вы еще найдете такие праздники? Когда всей усадьбой столы накрывают, когда перед зимовкой коров обмывают да наряжают? А где вы еще увидите, как хозяин прощения у скота просит, когда на бойню ведет? А деревья, что для нужды вырубают, где лесоруб поклон отдает, да хвалу лесу поет? Где по осени семена собирают, в доме проращивают, да по весне на вырубки высаживают? Забыли заветы исконные люди, перестали к матушке Земле с уважением относиться. Только в таких, Заветных, остались истинные сыны Земли. И пусть, электричество появилось, пусть телевиденье и радио есть, пусть дорогу проложили по суше – а дух земной, заветный, остался в этих малых селениях. И пока живы они – жив и род человеческий!


Рецензии
Уважаемая г-жа Варвара Беляева! Какую прелестную новеллу Вы написали! С таким удовольствием прочла, как будто рано утром парного молока напилась. Так свежо, так искренне всё описано, как будто сама там побывала, всё своими глазами увидела.

Один только вопрос у меня возник - как же это село, такое старинное, смогло от крепостного права увернуться? Это же близ Новгорода Великого, и Пскова, наверное, раз река Великая упоминается? Это же историческое сердце народное.

Вот на Севере поморы от крепости уклонились, это можно понять: климат, суровый морской промысел, и люди, и весь образ жизни подстать. А тут - очень интересно! Хотелось бы даже узнать подробности. С уважением, А. Б.


Алина Боковая   01.03.2021 18:02     Заявить о нарушении
Не река губа. Так на Онежском озере называются заливы. Губа Великая - на севере Онеги. Там тоже была новгородская страна. Таких заветных поселений, по всей Карелии множество. Я родом из Карелии. В детстве я была покорена сказами и преданиями, что рассказывала мне баба Вайна. Потом, в юности, я любила ездить по заветным деревням, встречаться с бабушками сказительницами. У меня и сейчас еще остались нерасшифрованные записки. Да и здесь можете почитать. Хотя бы "Беловодье", "Колыбельная лесному батюшке". Спасибо за хорошие слова!
С уважением. Варвара Беляева.

Варвара Беляева   01.03.2021 20:48   Заявить о нарушении