Вечно ускользающее Присутствие Божие

Как и Моисей, Илия приводится для Богоявления на гору Хорив, или Синай. Там, на Хориве, Илью-пророка настигает большой, сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы. Потом землетрясение. Потом огонь и, наконец, веяние тихого ветра.

А видение так и не наступает.

И до того, пока пророк не удалился из глубины пещеры, вокруг молчаливое живое Присутствие, превосходящее всякое слово. Трансцендентный Бог. Слова Божии будут уже там, у входа. А в пещере Илия, услышав... закрыл лице свое милотью своею. Что услышал?

Он слышал молчание Бога.

Молчание в присутствии Бога.

Шекина.

И простер Ягве на земле над потомком Авраама Моисеем шатер Свой, Шекину, и вознес на небо другого потомка его, Илью-пророка, на огненной колеснице, Меркабе Божией.

Учение о славе Ягве (кэвод Ягве) приняло в иудейской мистике таинственный образ Шекины.110

Шекина, ;;;;; – это производное слово от корня ;;; (шакан), что значит «пребывать под шатром». Изгнанный по грехопадении из рая человек лишился присутствия Божия. Но Бог в милости Своей не оставил человека вовсе, избрал Авраама и над потомством его простер шатер Своего присутствия, Шекину. Шекина – это вечно ускользающее Присутствие Божие. Только укрывшийся под сенью Всевышнего вновь простирает руки, ища Его.

Он есть и Его нет.

Святая Земля, народ земли Израиль – Боговидец и Богоборец, святой град Иерусалим, скиния, несомая по просторам пустыни, Соломонов храм, Святая Святых в нем и святой капорет (очистилище) над ковчегом, облако славы Ягве и таинственное Имя Его – всё это видимые знаки, являющие и скрывающие невидимое присутствие Божие.

Ягве живет со Своим народом, странствующим по этой земле.

Шекина – это брачный шатер или чертог любви Ягве.

Моисей – друг Жениха.

Тора, Божественный Закон – песнь песней любви Ягве и Израиля.

Но вместе с Моисеем есть еще одна личность, которая вновь появляется на святой горе рядом с преображенным Христом – Илья-пророк.

Илья, наряду с Моисеем, второй великий образ иудейской мистики. Даже Самого Христа-Мессию принимали за вернувшегося Илью.

Моисея похоронил Бог, и никто не нашел его. Илью Бог забрал к Себе живым, и вновь никто не нашел его.

Шекина.

Но, собственно, мистическое значение Илии-пророка в другом событии – во взятии его на небо на огненной колеснице, на колеснице Израиля и коннице его.

Илья и ученик его Елисей по ту сторону Иордана. Елисей чувствует, что необыкновенное нечто произойдет сегодня с его наставником и не отстает от него и не оставляет его.

Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо. Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! И не видел его более (4Цар.;2,;11–12).

;;;;; (меркаба) означает по-русски «колесница». На таинственной Меркабе, на колеснице Израиля, колеснице огненной, вознесся на небо пророк Илия.

Раввины сближали огненную колесницу Илии с огненной колесницей Иезекииля. Этот пророк так говорит о своем видении:

И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако, и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из средины его как бы свет пламени из средины огня;

И из средины его видно было подобие четырех животных...

Подобие лиц их – лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех...

И вид этих животных был как вид горящих углей, как вид лампад; огонь ходил между животными, и сияние от огня и молния исходила из огня...

И смотрел я на животных, и вот, на земле подле этих животных по одному колесу перед четырьмя лицами их...

И когда шли животные шли и колеса подле них; а когда животные поднимались от земли, тогда поднимались и колеса (Иез.;1,;4–5.;10.;13.;15.;19).

А над этой таинственной колесницей пророк видел подобие свода, как вид изумительного кристалла. Над этим сводом на престоле было как бы подобие человека вверху на нем... и видел я, говорит пророк, как бы некий огонь, и сияние было вокруг него... Такое было видение подобия славы Ягве (Иез.;1,;22–2,;1).

Над огненной колесницей присутствие Божие.

С еврейским словом ;;;;; (шекина) явно однокоренным является и греческое ;;;;; – «шатер» или «палатка над повозкою». Можно сказать: шекина на меркабе!

Явление Иезекииля действительно указует на Шекину, летящую на Меркабе. Шекина нисходит к человеку лишь для того, чтобы овладеть им и вырвать его на Меркабе из среды земных противоречий.

Псалмопевец Давид поет:

Наклонил Он (Ягве Бог) небеса и сошел, – и мрак под ногами Его.

И воссел на Херувимов и полетел,

и понесся на крыльях ветра.

И мрак сделал покровом Своим,

сению вокруг Себя... (Пс.;17,;10–12).

Бог наклонил небеса и сошел, и стал мрак. Этот мрак стал покровом и сенью вокруг Него. Божественный мрак и сень Его присутствия. Это тайна и мистика Шекины, тайна и мистика закона.

Но не успели наклониться небеса, как только сошел Бог, чтобы устроить во мраке и тени шатра Свое присутствие, как уже воссел на херувимов, на небесную колесницу и полетел, понесся на крыльях ветра... Понесся туда, где ветер и Он! Это тайна и мистика Меркабы, тайна и мистика пророков.

Шекина Ягве Бога, Его присутствие, летит на Меркабе херувимов, летит к бездонному вечному небу.

Предельная надежда Израиля – Ягве посылает огненных всадников Меркабы тому, кому Он уже благоволил даровать Свое присутствие в Шекине.

Надежда и упование – это внутренний источник движения. Если Меркаба– колесница, то надежда– это ее движущая сила, ее мотор, двигатель.

Бог являет Своему народу Свое присутствие, но Божественное присутствие всегда неуловимо, едва устремишься, чтобы возобладать им, а оно уже проходит мимо и возносится. Шекина, шатер присутствия Божия, всегда движется, что и есть Меркаба.

Бог проходит подле Авраама, и это становится откровением Его и источником веры праотца.

Бог проходит перед Моисеем, он видит задняя Божия, и на него изливается любовь Ягве Ревнителя.

Бог проходит и перед Илией, и он, увлекаемый вихрем прохождения Божия, в огне возносится на небо – то ветер надежды, окрыляющий народ Божий.

Когда Бог проходил мимо Авраама, то от чресл его зачат был в Исааке народ Божий. Когда Бог проходил мимо Моисея, то народ сей был рожден. Израиль родился, как сын Божий, в пасхальную ночь. ;;; (Песах), что значит «миновать», «пройти мимо» – это ангел-губитель прошел мимо домов израильтян, косяки домов которых помечены были кровью пасхального агнца. Но это дало и источник движения исхождения, произошел исход Израиля из Египта. Исход – это народ Божий, движущийся со скинией к Обетованной Земле. Скиния, движущаяся в пустыне на плечах сынов народа Божия к земле отцов из дома рабства – это Шекина, летящая на Меркабе!

А потом Самуил и пророки. И ярчайший из пророков – Илия. Огненные кони уносят Илию к Богу, Который не живет в шатрах человеческих. Шекина неуловима.

Тема Шекины находит свое последнее и высшее откровение в Иоанновом учении о боговоплощении. Святой апостол благовествует:

И Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его... (Ин.;1,;14).

И обитала с нами по-гречески: ;;; ;;;;;;;;; ;; ;;;;. Слово ;;;;;;;;; от «скиния», от «шекины». И обитало с нами – это значит было с нами в одном шатре (;;;;;;;;;). Святое Святых было пусто. Когда римский завоеватель Помпей вошел в него, он ожидал увидеть всё, что угодно – ужасное или прекрасное. Но не увидел ничего. Там было пусто. Грубый язычник, потрясенный, вышел молча, он впервые ощутил Присутствие Незримого. Но в том святилище, в той скинии Присутствие было одно и одиноко. И только во Христе не просто обитало, а обитало с нами! Это когда Слово стало плотью. Плоть– это наш шатер, и вот – в нем обитает Слово, сияние славы Отчей!

Мистика Меркабы предельно восходит к Иоанновому учению о восхождении, или вознесении Богочеловека к Отцу.

Уже призываемому к служению апостольскому Нафанаилу Христос, как о чем-то чрезвычайном, говорит не о том, что Он увидел его под смоковницей, хотя сам там и не был, а о том, что отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому (Ин.;1,;50–51). Сын Человеческий – это воплощенное Слово, это Шекина. Открывающееся небо и восходящие и нисходящие к Сыну Человеческому ангелы – это небесные всадники, это готовящаяся колесница Меркабы. Это намного больше, чем ясновидение, поразившее Нафанаила.

Иисус вновь говорит о Шекине, Он говорит ученикам и иудеям о хлебе живом, который есть Плоть Его. Это потрясает и смущает многих, они уходят от Него. Но Иисус имеет и еще нечто более поразительное.

Многие из учеников Его, слыша то (о вкушении хлеба, который есть плоть Его), говорили: какие странные слова (о Шекине!)! кто может это слушать? Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли соблазняет вас? Что же, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде?.. (Ин.;6,;60–62).

Странно и даже соблазнительно для падшего ума новозаветное домостроительство Шекины Божией, воплощение Предвечного Слова, да еще пребывание Его с нами через вкушение таинственного евхаристического хлеба. Но что же тогда говорить о Меркабе? О вознесении на облаке Сына Человеческого туда, где Он был прежде, и сидении Его одесную Отца. Если непостижимо и соблазнительно воплощение Бога, то каково обожение плоти?! В обожении твари тайна новозаветной Меркабы. Это колесница церкви и конница ее!

Сын Человеческий восходит к Отцу, чтобы приготовить в обителях Его нам место. В доме Отца Моего обителей много, – говорит Иисус. А если бы и не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я (Ин.;14,;2–3).

Вознесенный на Меркабе, Он вернется с огненными конями, которые восхитят нас и вместе... восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе (1Фес.;4,;17). Это будет наша Меркаба. И так всегда с Господом будем – снова Шекина. Шекина летит на Меркабе, а Меркабу вновь приемлет Шекина. Но потом будет снова Меркаба, ведь Присутствие Божие неуловимо...

Св. Григорий Нисский в Толковании на Песнь Песней говорит: «Подлинно подымающемуся придется подыматься всегда; бегущему к Господу нашему никогда не будет недостатка в широком пространстве. Итак, восходящий не останавливается никогда, идя от начала к началу, через начала, которым нет конца».

И сия есть жизнь вечная – Шекина, летящая на Меркабе.

А тогда, в древности, на пророческой колеснице шатер закона устремлялся к грядущему Мессии, исполнению закона и пророков. В том и раскрывалась вера, некогда открытая и данная Аврааму.(прот. Геннадий Фаст)*

* *  *
Вечно ускользающее присутствие Божие"
Явление Иезекииля действительно указует на Шекину, летящую на Меркабе. Шекина нисходит к человеку лишь для того, чтобы овладеть им и вырвать его на Меркабе из среды земных противоречий".
Знакомое чувство каждому молитвеннику - кажется достиг - ,уже в присутствии Божьем, уже на колеснице,но снова ускользает и опять ищешь, продолжаешь бег. Помню долго пыталась понять колесницу, возжи и возницу. Здесь автор все расставляет по местам - над колесницей - шатер, присутствие Бога и он неуловим, в вечном движении. Я собирала добродетели, казалось, надежно в колесницу багаж свой укладывала. Но только рванет чувство раздражения, как говорили предки "шлея под хвост", моя лошадка на дыбы. Все из колесницы и рассыпается. Заново собирать приходится. Потом поняла, что верх над колесницей должен быть. Подумала - смирение.
И была близка к истине. Над колесницей - домостроительство:
"Странно и даже соблазнительно для падшего ума новозаветное ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВО ШЕКИНЫ Божией, воплощение Предвечного Слова, да еще пребывание Его с нами через вкушение таинственного евхаристического хлеба. Но что же тогда говорить о Меркабе? О вознесении на облаке Сына Человеческого туда, где Он был прежде, и сидении Его одесную Отца. Если непостижимо и соблазнительно воплощение Бога, то каково обожение плоти?! В ОБОЖЕНИИ ТВАРИ ТАЙНА НОВОЗАВЕТНОЙ Меркабы. Это колесница церкви и конница ее!". Слава Богу за все!


Рецензии
Иисус Христос - истинный, сущий над всем Бог. Им создано всё. О Нём всё Писание - написано в Библии.

Валекий Черненко   24.01.2021 17:57     Заявить о нарушении
Да, так. Сын Божий - это Слово Божие, которое Бог говорил при творении мира. Прежде было Слово рождено, Оно Сам Бог, т.к. непрерывно произносится, но произносится с Духом Святым. Все Едино. Один Бог в Трех Лицах, как и человек по образу и подобие сотворен.А ускользающее Присутствие Божие Вы почувствовали? Особенно, в начале пути - кажется уже ухватился, все открылось... Оглянешься, а только в щелку заглянул. Так и манит Бог к Себе...

Раиса Лебедева   27.01.2021 18:28   Заявить о нарушении
Разве человек в трёх лицах?
...То что у Бога три Лица - я не читал в Писании.
Везде написано ОДНО ЛИЦО. Например: слава Божия явлена нам в лиц Иисуса Христа - 2-е Коринф.4:6 - как видим не написано, что в трёх лицах.
Или, Откровение 22:3-4 - "и ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нём, и рабы Его будут служить Ему. И УЗРЯТ ЛИЦЕ ЕГО, И ИМ ЕГО БУДЕТ НА ЧЕЛАХ ИХ"
Всё в одно лице.
Бог и Агнец - ОДНО ЛИЦО.
Иисус Христос Бог и Агнец.

Валекий Черненко   27.01.2021 18:55   Заявить о нарушении
Так и есть не делимое Лицо - Отец на Престоле, Сын - Агнец и Дух Святой. Человек как и Бог имеет три в себе самом - ум, слово и дух. И мысль рождается в уме, передается душе, от души рождается слово человека с дыханием, с духом. Без подачи духа звука не произойдет и слово не родится. И когда Иисус Христос говорит, что должно родиться от Духа и Огня - это значит, слово новое должно родиться свыше в человеке, новый человек, с новой душой и телом, обожженными Огнем Небесным, сжигающим все страстное в человеке. К кому пришел Христос в Сердце, человек сжигающий страсти в течение месяца может потерять половину своего веса. И это верный признак, что Дух Святой его посетил. Но это при условии чтения Иисусовой молитвы.ир Вам.

Раиса Лебедева   28.01.2021 08:02   Заявить о нарушении
Да, надо знать, что Отец, Сын и Святой Дух - одно лицо.
Отец - невидимый Бог.
Сын - образ Бога невидимого.
Святой Дух - Дух Божий.
Так Павел объяснил, значит так это и есть.
Спасибо

Валекий Черненко   28.01.2021 16:33   Заявить о нарушении
Все верно, так и есть.

Раиса Лебедева   29.01.2021 07:18   Заявить о нарушении