Рационально о служении

Насколько же легче было жить в прошлом, когда мыслительная деятельность человека еще не расползлась подобно неким насекомым в разные стороны. Мы вроде бы знаем всё обо всем, но без понимания и без связи познанного с переживанием … Ведь в прошлом для того чтобы что-то объяснить, достаточно было сослаться на некое матричное понятие или символ – гнев Кали, благоволение Иштар, могущество Геры, силу Пачамамы… Здесь не присутствовало толкование и осмысление этих образов, это было универсальное переживание того объема, который заключался в конкретной божественной силе в целом или в ее аспектах в частности.
И если мы говорим о служении, которое для наших далеких предков было естественным понятием их жизни, то для них главный вопрос заключался не в уточнении сути этого слова, а в определении его практической реализации. Служение Изиде или Секхмет, Фемиде или Гестии, Мельпомене или Терпсихоре, Фрейе или Бригиде – им важно было лишь правильно определить изначальную склонность ребенка, юной души, чтобы сориентировать ее в дальнейшей жизни.
Мы же сегодня заблудились в определениях и своих чувствах… «Правильно ли я понимаю слово служение?», «а тому ли я служу?», «а вдруг это неверно, и я трачу время напрасно?», «а вдруг мной воспользуются в моем служении?», «кто должен научить меня этому?»… Это вполне адекватные вопросы для анализа для современного европейского ума, но они совершенно неуместны для тех, кто реально находится в потоке/силе/поле служения. Для меня это созвучно, например, просьбе перепрыгнуть яму или канаву медленно… Это просто невозможно: вы либо прыгаете, мобилизовавшись и проживая момент, либо нет. Либо вы в служении, либо только рассуждаете…

Если же все-таки попробовать посмотреть в корень проблемы, то я думаю, что тут можно обозначить несколько моментов в порядке исследования.

1. Человек может служить только какой-то концепции, высшей идее, чему-то трансцендентальному по отношению к своей жизни. Это явное поле философии и метафизики, где сострадание, например, проявляется не в помощи больным или животным, а реализуется как феномен универсального порядка. (Подсказка: изучать надо не философов и их школы, а те концептуальные вопросы философии, над которыми все они бились, пытаясь найти для себя ответ).

2. Подобно разным уровням любви у греков, я бы ввела отдельные понятия для разных уровней служения. Возможно, так это и было в прошлом, но мы утратили знание об этом. Служение родителям, детям, мужу и обществу отличается от служения своему духу, своей душе, своему богу.

3. В своем истинном служении человек понимает, что он не инициатор процесса и не тот, кто задает правила игры. Он проводник, инструмент, посредник. Он тот, кто заступил на вахту тысячелетней службы, где до него уже трудились в своем служении сотни тысяч других людей и существ. Это требует изрядной доли адекватности и смирения, особенно в сложные моменты жизни.

4. Утратив концептуально саму суть понятия, общество предложило нам его утилитарный эрзац. Так служение превратилось в обслуживание и в способ манипулировать человеком в быту и общении. Такое усердие обслуживания «по горизонтали» практически полностью заменило усилие служения «в вертикали».
 
5. Имея вроде бы замечательную идею создания универсального человека, общество сегодня уводит всех от пренатально-природных склонностей и подтягивает нас под шапку востребованных временем вершин. Так появились более «ценные» ниши жизни и менее «ценные». Зачастую эта ориентация полностью забивает в ребенке способность слышать то, чему он действительно рад и что его реально питает. Все, условно говоря, рвутся в Москву, в университеты, в стеклянные офисы, в высоко оплачиваемые специальности, в прибыльные проекты. Какие уж тут поля и закаты…

6. Особенность людей последнего столетия – большой перекос в сторону рационального и уход от природного, когда человек умел правильно проживать важные циклы своей жизни. Какими бы «упакованными» мы сегодня себя не считали, но мы сильно проигрываем нашим предкам в способности обрабатывать жизнь: мы не умеем приглашать будущего ребенка в свою жизнь (зная о том, когда можно, а когда нельзя зачинать), вынашивать и выводить его в этот свет, мы не знаем, как инициировать подросшего юношу или девушку, как собрать невесту, помогая ей изменить свой женский статус, как становиться зрелыми и старыми, как хоронить наших близких, проживая горе и потери. Все это висит непрожитой энергией десятилетиями и скатывается от наших родителей нам. Поэтому зачастую мы служим им и этим полям, спинным мозгом чувствуя эту связь и свою несвободу.   

7. Служение объективно невозможно без понимания особенностей своего личного ритма – дыхательного, телесного, эмоционального, ментального… Иногда сильно «разогнанному» человеку требуются годы для того, чтобы разрешить себе выдохнуть, остановиться, заметить красоту какого-то дерева или напитаться солнцем. Это помогает почувствовать ту высшую силу, с которой мы гармонично резонируем, и попробовать перенастроиться на нее (принимая, безусловно, что это может очень сильно изменить все устоявшиеся параметры нашей жизни).

8. Ну и самое главное для меня – это вопрос силы духа человека. Если вы уже выбрали свою силу по совести и притягательности, верьте себе и ей. Не изменяйте этой силе, какое бы воздействие на вас не оказывали. (Это не обязательно баррикады и митинги; скорее наоборот, это внутренняя устойчивость и адекватная сдержанность, когда вашу лодку раскачивают). Ведь служение – это не только «плюшки» и «плюсики в карму», это еще и испытание, закалка личной силы и разумности, постоянное совершенствование самого себя для того, чтобы быть по-настоящему достойным выразителем высокого поля. 

Когда стоит вопрос «Как мне определить свое служение?», я бы рекомендовала сначала посмотреть в двух направлениях: где сейчас мое внимание с позиции служения? (вы в горизонтальном или вертикальном фокусе служения?) и каков мой истинный, природный ритм жизни? Это базовые вещи, определив которые, человек обретает важную опору на себя самого и может дальше двигаться в этом вопросе.

aka Ольга Рунна для проекта Perfect.one


Рецензии