Размышления на исповедание грехов повседневное

Размышления о вечернем молитвенном правиле христианина, на «исповедание грехов повседневное».
Всемогущий Творец мира наградил человека пятью чувствами. Зрением. Слухом. Обонянием. Вкусом. Осязанием. Другие живые существа имеют схожие дарования, хоть и не все. В вечернем молитвенном правиле есть покаянные строки за согрешение человеком этими пятью чувствами и прочими душевными и телесными.
Зрение.
Господь даровал нам зрение, чтобы мы созерцали величие созданного Им мира, ориентировались в пространстве, пользовались им как частью сознания. Доверяя зрению, человек часто ошибается, бывает так, что зрение искушает, но оно лишь инструмент. Оно не создано для нарушения Заповедей Господних, но наоборот, для их исполнения. Но часто человек пользуется зрением, чтобы нарушать Божьи Законы, впадая в давно известные всему миру зависть, вожделение, корысть, ненависть и другие грехи. Зрение — это не-кий руль корабля по имени человек. Куда повернёт твоё зрение, туда повернут твои помыслы, а за ними и сердце. Если водитель за рулём будет кидать свой взор куда попало, а не на дорогу, он совершит аварию. Если монах не будет убирать взгляд от искушений, он нарушит обеты. Если ты, имея красивую жену, увидишь чужую и остановишь на ней свой взгляд, пытливый ум придумает тебе развлечение и наслаждение твоими помыслами. Если ты, имея желание поститься ради усердной молитвы, смотришь на жареную курицу или шашлык и задерживаешь на них взгляд, рано или поздно пытливый ум расскажет тебе, какого они вкуса и тело последует за помыслами. Если ты воздерживаешься от алкоголя, имея пристрастие к нему, отводи взгляд от алкоголя. Здесь уже твой пытливый ум направляет твой взгляд туда, борись ради награды от Господа. Грех любопытства возникает из неприкаянного взгляда. Через ваше зрение заходят в вашу душу строки Евангелия или жёлтой прессы, духовное здоровое чтение или измученная ложью правда этого мира… Зрение есть первое, после помыслов, что ближе к душе. Это тот барьер, преодолев который, грех прорывается в сердце. Это стена, которая колеблется под натиском врага в бесконечной борьбе против похотей и соблазнов…
Слух.
Слух – это ров у стены. Дар слуха от Бога для исполнения Слова Божьего. Именно слыша Слово Божье, мы опускаем врата через этот ров, чтобы принять Дорогого Гостя в наш город души. И ограждаемся от неприятеля, поднимая их. Для христианина видеть врага уже можно за этим рвом. Если гость вашей души говорит непристойности, матершину, это враг, не пускай его через свой дар, уготованный лишь для Бога. Если гость лжёт, клевещет, радуется неправ-де, смеётся над нищим или убогим, над ошибками ближнего, это враг, поднимай врата и не пускай его даже до стен, не только не слушай, но и не смотри, чтобы он не соблазнил тебя ничем. Если гость искушает тебя словом, отвратись от него. Если предлагает тебе нарушить Заповедь Господню, отвергни его и не смотри на него, чтобы даже не вызвать в городе своей души гнева на него. Иначе это будет вызов для сильных воинов твоих, для твоих убеждений и утверждений. Смотри, как бы они не вышли на бой с неприятелем и не проиграли. Тогда ослабнет защита стены города твоего и может пасть. Пусть слово неприемлемое христианину остаётся за рвом.
Обоняние.
Это великий дар, который является помощником нашему уму и нашему телу. Но согрешить обонянием очень просто. Часто, имея привязанность к питию алкоголя, мы, даже не по своей воле, вдыхаем ароматы прекрасного вина, который может разносится от накрытого стола во дни поста теми, кто его не соблюдает. Обонянием мужчина искушается женщиной, ароматом духов, гормонами тела. И ум начинает бродить помыслами, как молодое вино. Это чувство приглушается с болезнью или травмой, но всегда остаётся дополнением к образу, к дару зрения. Часто согрешая ка-ким-либо грехом, в голове остаётся не только образ, но и запах того, с чем связано это согрешение. Но являясь лишь инструментом ума, согрешает лишь с согрешением ума, с греховными помыслами от соблазнов.
Вкус.
Это дар Божий, чтобы мы могли различать полезное. Не даром переводя в образ, говорят, что у человека плохой или хороший вкус. На самом деле это чувство не может быть плохим или хорошим, оно также лишь инструмент нашего ума. Но и согрешить через это чувство очень не сложно.  Злоупотребляя этим даром, человек ударяется в гортанобесие (жевание жвачки, щёлканье семечек, постоянно держать во рту вкусное или даже безвкусное) или чревоугодие, а оно есть начало других грехов, пьянства, лени, разврата и даже сребролюбия. Любишь сладкое? Солёное? Кислое? Жирное? Мучное? Безвкусное? Вся проблема в том, что ты любишь, то есть прилепился к нему душой и сердцем через своё тело, а именно через это чувство. Чтобы не согрешать этим чувством, святая Церковь, как безстрастное Тело Христово, предлагает пост и послушание. Вкушай постное. Кушай что есть. И когда страсти отходят от этого чувства, они перестают мучить человека через него. И тогда любая простая пища, просто кусочек хлеба, благословенный Богом, даст тебе наслаждение через этот дар...
Осязание.
Осязание есть дар Божий, чтобы человек, подражая Творцу, созидал во славу Божию. Подчёркивая важность этого чувства, Господь подвигает нас на духовный труд, говоря: (Откр. Ст. 15-16) «Знаю твои дела, ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, извергну тебя из уст Моих». Так как Бог есть Дух, то говорится, несомненно, об осязании духовном. И так, как можно согрешить этим чувством? Несомненно духовно. Касаясь женщины со сладострастием и вожделением, согрешаешь, и разжигая вожделение от касания – согрешаешь. Касаешься денег с корыстными помыслами, согрешаешь. Касаешься пищи помыслами невоздержания, согрешаешь. Касаешься другого с гневом – согрешаешь. И это чувство есть инструмент нашего ума. Либо через ум оскверняешь этот дар, либо пользуясь этим чувством, приходишь ко греху.
Что же означают прочие душевные и телесные дары? Дар слова (дар убеждения), пользуясь которым с дурными помыслами, согрешаем. Дар голоса, через который может войти грех самолюбования и праздности. И прочие, и прочие дары. Ведь любой христианин есть частичка тела Христова, частичка Церкви, если Причастен к Церкви через Таинство Причастия. И у каждого есть свой дар. Дар быть хорошей заботливой мамой, любящим отцом, дар лечить, дар успокаивать, дар приводить к миру, дар прощать и многие дары… В вечернем молитвенном правиле указаны, конечно же, не все дары Божьи, данные человеку. Да и человек часто не осознаёт своих даров, он принимает это как данность, обыденность, естественность. И часто читая вечернее молитвенное правило лишь со вниманием, уже получает от Господа прощение в своих ежедневных согрешениях через свои чувства, дарованные Творцом….
10.11.2019


Рецензии