Вовка

-Дай три рубля! Есть у тебя? – спросил Вовка, поминутно озираясь и как то странно дёргая плечом.

На его опухшем лице не отразилось никаких эмоций. А ведь мы не виделись уже лет пять. Вовке я дал бы и тридцать, и больше, если бы были. Начинаю шарить по карманам:

-Вот трояк. Погоди, вот мелочёвка ещё есть. Может пригодится.

Вовка трясущимися руками жадно схватил деньги. Рассыпал мелочь в снег. Долго шарил там голыми руками. Собрал. И, не говоря больше ни слова, поспешно двинулся своей дорогой.

Встреча эта состоялась посреди Волги. Я шёл по льду, заваленному толстым слоем снега, в Верхний Услон. Вовка попался навстречу – направлялся в Аракчино, а там, по-видимому, – в Казань.

Позднее я узнал, что Вовка окончательно спился и умер.

А раньше, это было ещё, когда я учился в седьмом классе, судьба нас свела с ним на год, даже больше. Вовку я очень уважал.

Высокий, плечистый, весёлый парень, он вернулся из армии и сразу включился в колхозные дела. Ему дали новый трактор МТЗ-52. Таких было мало, с ведущим передком. И вдогонку добавили ещё новый комбайн, СК-4.

-Давай ко мне помощником,- крикнул Вовка, вытирая руки от солидола. Он ковырялся с комбайном, а я проезжал на велосипеде по своим делам.

-Давай, заводи трактор. Комбайн надо дёрнуть.- я ещё не успел ничего ответить на его предложение, а уже оказался помощником.

Залезаю в кабину. Трактор новенький, пахнет  краской. Завожу. Сдаю задом. Вовка уже торопит, держит конец троса в руках:

-Давай, давай, что ты там копаешься!

Дёргаю комбайн, он завёлся «с полтыка». Новенький. Только ещё аккумуляторов не было.

-Давай, гони в мастерскую, там мои аккумуляторы заряжаются,- суетился Вовка, цепляя к трактору прицеп,- мужики помогут там погрузить. Давай, гони!!!

Вовка всегда торопил. Сам быстрый, как ртуть, хваткий. Технику свою очень берёг:

-Давай, давай, вон те подшипники прошприцуй как следует. Скользящие,- кричал он мне в боковой лючок.

Я лежал спиной на «клавишах»,  внутри комбайна, подложив фуфайку. Но всё равно хорошо чувствовал их острые зубья. Боялся всегда при таких операциях, что кто-нибудь включит молотилку, и от меня останется котлета. Рубленая.

Уже само собой так вышло, что я оказался помощником у Вовки. Сезон мы отработали. Комбайн поставили на хранение.

-Ну, Сашка, на следующий год мы дадим жару. Хрена с два кто нас обгонит по намолоту.

Ну и правда, новый комбайн надо было обкатать, устранить кучу всяких заводских недоделок. Протянуть весь крепёж - гайки были накручены и кое-как, и кое-где. Новые ходовые ремни быстро вытягивались, их постоянно надо было регулировать.

Зима пролетела быстро. С Вовкой вместе играли в хоккей. Ещё больше сдружились за это время. Вовкиным трактором по очереди чистили хоккейную коробку от снега.

Ну, вот и лето. Июнь. До уборочной далеко. Школа позади, надо отдохнуть. Порыбачить, поплавать. Лошади уже заждались.

А Вовка как заведённый:

-Давай, давай, пора комбайн на ход ставить.

Никто ещё и не чешется, а мы уже выкатили своего красавчика. Всё проверили. Машина на полном ходу.

Отец, проезжая на  уазике, спросил:

-Что? Готовы уже? С понедельника тогда пойдёте валить люцерну. Ставьте жатку шестиметровую.

И добавил, уже мне:

-Давай, сгоняй в Юматово, там студенты, стройотряд. Скажи, чтоб завтра перебирались сюда, новый коровник строить.

Отец вылез из уазика и пошёл куда-то пешком, а я обтёр руки, сел за руль и поехал к студентам.

Вечером обсуждаем с отцом стратегию, как валить люцерну.

-На люцерне то, оказывается, хорошо платят,- сказал мне наутро Вовка. Мать его работала бухгалтером и знала всю нормировку.

Выезжаем. Работа пошла как по маслу. Загонку за загонкой, идём полным ходом. Никаких заминок. Вовка в очередной раз разворачивает комбайн. Я сижу внизу, рядом с его сиденьем. Вдруг он начинает валиться мне на голову и падает через меня вниз. Глушу мотор. Ничего не понимаю. Вовка закатил глаза, потерял сознание.

Залезаю на бункер, машу рубашкой. Все шофера знают этот сигнал.

Летит газончик. Дядя Юра:

-Чего?

-Вовка.

-Ёлы палы. Дела,- сказал дядя Юра, увозя Вовку.

Завожу комбайн.

Уже месяц работаю один. Вовки всё нет. Увезли сначала в районную больницу, потом в республиканскую. Говорят, плохи у него дела.

Больше с Вовкой мы с тех пор не виделись. И вот она, встреча.

  2009


Рецензии