О грузинском городе Гори или как я нашла себе мужа

Приключилась эта история в конце 1980-х или даже в начале 1990-х, которые ныне частенько именуют «лихими девяностыми». Но тогда мы жили обычной жизнью, и ничто не предвещало столь крутых изменений в истории нашей страны, которые нам было суждено пережить. Хотя наши руководители государство уже начали разваливать и разворовывать. Но люди обычные жили по советским законам и ездили на экскурсии в разные регионы нашей великой и необъятной Отчизны по недорогим профсоюзным путевкам. Ну, вспоминайте, как можно было в выходные слетать в любую из столиц республик СССР (теперь уже, к сожалению, бывшего).

Да, в пятницу после рабочего дня (или после занятий) люди улетали на самолете или уезжали на поезде или на автобусе, а в понедельник – все были вновь «в строю», то есть на своем рабочем месте. А результат – интересные познавательные экскурсии и знакомство с природой, историей и архитектурой, обычаями и культурными традициями, и, конечно, с национальной кухней разных народов. Страна-то у нас многонациональная. Иными словами, было море незабываемых впечатлений и множество новых друзей. И не было в то время мыслей ни о чем предосудительном, ни о каких гулянках…Хотя, может у кого-то и были… Но лично у нее – таких мыслей не было. Поэтому все было легко и просто.

В пятницу студенты с факультета МГУ, где она работала, сообщили, что есть одно свободное место в туристической группе. А поездка намечалась в тот же вечер в столицу Грузии славный город Тбилиси. Не слишком долго она колебалась. Просто позвонила своим детям и спросила у них разрешения поехать на экскурсию. Детей она воспитывала одна, так как была уже много лет в разводе с мужем. Она очень много работала, и дети ее просто любили и понимали. Получив от них согласие на поездку, она с легким сердцем отправилась в аэропорт. При этом заметила какие-то критические взгляды по поводу ее экипировки. Она ведь собралась лететь в Грузию в том, в чем пришла в пятницу в университет на работу.  Была осень, кажется октябрь, в Москве было прохладно, но еще не холодно. Насколько проще мы в то время жили. Это теперь, уезжая даже на пару дней, мы берем с собой чемодан (с пижамой, тапочками, косметичкой, обувью на выход и на прогулки, несколько видов одежды и прочее). А раньше все было естественно и просто. В чем была, в том и отправилась в путь.

На ней был ярко красного цвета плащ-миди, в котором она хорошо выглядела. Она была в высоких черных сапожках на каблуке-шпильке и в руках у нее была сумочка черного цвета (все по тогдашней моде). Впрочем, когда женщине всего 40 лет, когда у нее любимая работа и подрастают дочь и сын, с которыми почти не бывает проблем, когда у нее веселый открытый характер, и она собирается в неожиданное путешествие, она выглядит просто прекрасно. Это и отметили ее студенты и весело перемигивались.

Слава Богу, что на ней был теплый свитер и теплая юбка-миди, которую она сама себе сшила. Она вообще была мастерица: шила, вязала себе, детям и соседкам, быстро и хорошо готовила дома незамысловатые блюда и даже умела печь пирожки и печенье. Хотя вести домашнее хозяйство ей помогали дети. Жили они не богато, но дружно. Она же, помимо основной работы, заканчивала кандидатскую диссертацию. Забегая вперед, можно сказать, что она защитит с успехом и кандидатскую, а через 10 лет и докторскую. Но это будет потом.

А вот веселье студентов по поводу ее не слишком удачной одежды для перелета в другой город, да что город – в другую страну, да еще какую… она оценила сразу, прилетев в Грузию. Она поняла, что в таком виде лететь было явно рискованно (особенно на высоких каблуках, ведь пришлось много ходить – экскурсии никто не отменял). Характер у нее был стоический. Не могла она кому-то показать, что ей трудно (очень трудно). Она из-за этого и часто попадала в разные сложные ситуации (но, к слову сказать, выходила всегда из них с честью, но уж очень было ей трудно).

Так, было и когда она поднималась с группой студентов из Германии на Эльбрус без предварительной акклиматизации. Добравшись до Эльбрусской учебно-научной станции МГУ, расположенной у подножья Эльбруса на абсолютной высоте 2326 м, в верховьях долины реки Баксан (на поляне Азау) и в 3 км выше поселка Терскол (где они обосновались), она с группой студентов на следующий же день отправилась в горы. На высоте около 3700 метров канатная дорога кончалась, и дальнейший путь до «Приюта одиннадцати» на Эльбрусе проходил по ледникам и фирновым полям. «Приют одиннадцати» («Приют 11-ти»), как известно, это название небольшой гостиницы для альпинистов на горе Эльбрус (на высоте 4050 метров над уровнем моря). Это было место, откуда совершали восхождение на вершины Эльбруса многочисленные группы альпинистов из разных стран мира. История ее возникновения, борьбы за нее во время Великой Отечественной войны просто захватывающая. И очень жаль, что после распада СССР в 1998 году та самая гостиница «Приют 11-ти» сгорела.

Но ей все же посчастливилось там побывать. Вот только, когда до этого легендарного места оставалось совсем немного, у нее при подъеме пешком по снегу разыгралась «горная болезнь» (она смеялась, а пульс то появлялся, то пропадал). Но как же оставить студентов и свою мечту? И она поднялась-таки туда и даже выпила в той гостинице чаю (и значок у нее хранится о посещении «Приюта-11-ти»). Но, так как состояние ее не улучшилось, ей пришлось (уже с медсестрой-инструктором) бегом спуститься вниз на уровень канатной дороги. Оказалось, что ее высотный предел находится примерно на отметке 3500-3700 метров над уровнем моря. И с тех пор она чувствует высоту (так как уже на высоте 1000 метров над уровнем моря она слышит в ушах щелчок, значит отметка пройдена). Студентов же германской группы на обратном пути она дождалась, и все вместе с ней спокойно вернулись на базу. А там уже наши советские студенты ей со смехом рассказывали вечером, что на Эльбрусе какой-то «тёлке» плохо стало… И очень удивлялись, когда она им сообщала, что это была она…

И много лет спустя она также не ушла с маршрута, хотя ей было очень тяжело. В то незабываемое для нее лето все происходило в Украине в городке Святогорск Донецкой области, где проходила международная летняя экономическая школа, и куда она привезла студенческую группу из Москвы. Среди занятий и интересных событий был предусмотрен устроителями и поход с привалом и обедом у реки. И студенты из разных стран (после 18-ти километрового пешего перехода вдоль реки в тридцатиградусную жару, а на обратном пути к базе еще и с подъемом к красивейшему монастырю в горах - Свято-Успенской Святогорской лавре) потом всем говорили, что им было очень тяжело, но они шли и шли, так как женщина-профессор (единственная из преподавателей, потому что другие плыли на лодках по реке, что и ей советовали) мужественно шла рядом с ними. И им было стыдно ныть и жаловаться. А она мечтала об одном - только не помереть в пути, и не напугать больше полусотни студентов из разных государств мира. Такой уж у нее был дурной характер.

А тут поездка в столичный город…Что может приключиться? В общем никаких плохих или игривых мыслей у нее в голове не было по поводу той поездки в Грузию. И была она вообще-то очень скромной, просто ей надо было выживать (одной с двумя детьми на руках) и никогда никому не показывать своих трудностей, тревог и волнений. Ее жизнь вообще нельзя было назвать безоблачной. Но она почему-то верила, что Бог не по силам испытаний не дает. И просто жила, стойко перенося все испытания. Помогал общительный характер, и уверенность, что к хорошему человеку «грязь не липнет».

Перелеты на самолете она переносила всегда очень тяжело (уши сильно закладывало). Лишь к своим семидесяти годам она научилась летать легко и просто (так как закапывать особые капли в нос перед полетом ее научил один знакомый профессор-медик). Но до этого было еще много лет. А в той поездке ей пришлось терпеть множество неудобств. Но, как оказалось, оно этого стоило. Ее жизнь изменилась!  Вот об этом и будет рассказ.

Самолет приземлился в Тбилиси практически ночью. Но группа сразу же отправилась на автобусе в город Гори к начальному пункту экскурсионной программы. И вот тут сразу шофер экскурсионного автобуса - молодой грузин и указал ей на не совсем правильный для их страны вызывающе яркий наряд. Это был хороший, но почему-то усталый человек. Он потом пояснил, что его жена находится в роддоме (рожает их первенца), и он не спал уже давно, так как волновался за нее и ребенка. Но работа есть работа. Поэтому (он так и сказал), доедут ли они по горной дороге до Гори или нет зависит только от нее. И попросил ее сесть на переднее сидение и всю дорогу с ним разговаривать, чтобы он просто не заснул за рулем. Он так просто и сказал: «Сейчас от тебя зависит и твоя жизнь, и жизнь твоих студентов».
 
И она говорила, говорила, говорила. Фактически рассказывала ему о своей неудавшейся личной жизни, о работе, о своих чудных детях, которых родила когда-то от любимого мужа, поэтому и дети получились красивые и добрые. И спрашивала у этого лихого шофера автобуса: «Что она не так в своей семье делала? Почему у нее не сложилась жизнь с любимым человеком?» Как будто он мог решить ее проблемы? Но надо же было что-то говорить…

И он ей ответил. «Ты слишком любила мужа и детей, а про себя забыла. А женщина обязана помнить о себе и своей привлекательности. Мужчине нужна не мать его детей или подруга, а женщина». Вот так! И сказал еще следующее. «Вот сейчас ты женщина привлекательная. И даже я при своей молодой жене могу за тобой поухаживать.  По крайней мере буду тебя охранять, а то уж ты слишком вырядилась».

Она в ответ только рассмеялась. Давно она уже не верила в свою женскую привлекательность. После нескольких лет семейной жизни ее муж так и говорил: «Ты не возбуждаешь во мне желание как женщина». Хотя она уже родила ему дочь и сына. Вот так просто снизилась ее самооценка. Но она не сломалась. Помучавшись с таким «диагнозом» несколько лет, она приняла-таки решение и развелась с мужем. Одной с двумя детьми было не сладко, но она теперь надеялась только на себя, и все выдержала, а точнее – победила. Главное – она поверила в свои силы.

Ее всегда поддерживали дети. И выросли они ладные и складные, добрые и любящие всех людей. Позже, повзрослев, они спросили ее зачем она столько лет терпела. А ведь у нее даже в тот очень трудный для нее период жизни хватило ума и сил не поссорить детей с их отцом и его родственниками. Они общаются и сейчас. Никому ничего она объяснять не стала. Просто пропадала на работе, так как надо было кормить семью. А еще она поняла, что и там, где она работала, никто ничего не должен знать. Она была всегда весела, открыта и независима. Сын, которому тогда было всего 13 лет, посоветовал ей никогда не одеваться как «серая мышка». Откуда ему было знать, что это самая дешевая одежда (она ее шила сама), а на ее стройной фигуре все всегда отлично выглядело. Он попросил носить яркие, но только не вызывающие наряды, ведь она работала в университете. У ее сына с детства был безупречный вкус и его советы помогали ей и ее дочери многие годы не слишком броско, но красиво одеваться. Она это умение сохранила вплоть до очень солидного возраста.

И вообще ее дети уже с раннего детства поняли, что окружающие любят только успешных и веселых. Никого не интересуют чужие проблемы (у всех хватает своих). Выстоять можно только высоко подняв голову.

В общем, не ожидая этого и не прикладывая никаких усилий, она сразу в Грузии приобрела одного поклонника. И он действительно за ней ухаживал и даже помог ей купить настоящее грузинское вино (отвез в магазин только ее одну из всей группы), а когда она улетала с радостью сообщил, что его жена родила мальчика. Но, если уж ты кому-то приглянулась, то это значит, что ты похорошела и твоя самооценка мгновенно выросла, и сразу должен появиться еще один мужчина-соперник. 

Ох, мужчины… Какие вы предсказуемые. И началось соревнование за ее внимание со стороны двух мужчин (грузина и русского), причем двух молодых мужчин, так как оба были моложе ее почти на десять лет. А ведь в их группе было много молодых девушек. Стоит сказать, что ее студенты зорко следили за тем, чтобы ее ни тот, ни другой не обидели. Спасибо им огромное. А тот (соперник) тоже был студентом, но он был много старше остальных, так как поступил в МГУ почти тридцатилетним (это было его второе высшее образование).

Чем уж она ему тогда приглянулась она до сих пор не понимает, даже прожив с ним почти 30 лет. Может и правда – то была борьба за свою женщину.  В общем добралась группа до города Гори (родины Иосифа Виссарионовича Сталина-Джугашвили) уже глубокой ночью. Но в двухэтажной гостинице на окраине города, куда их доставили (так уж случилось) не было не только горячей воды, но и холодной тоже. Вроде бы удобства в номере есть, а их как бы и нет. Разместившись в комнате с балконом на втором этаже еще с двумя молодыми девушками, она решила просто поспать (может и света тоже в номере не было).

Хотя заснуть они кажется еще не успели, так как раздался стук в балконную дверь (естественно с наружной стороны). Она, как старшая, спокойно подошла и открыла дверь. На балконе стоял он - ее будущий муж. Невзрачный, прямо скажем, ничем особо не примечательный, в свои 30 лет уже с лысиной, не очень воспитанный, с массой комплексов (как оказалось впоследствии) молодой человек. Единственный плюс – он был холостяком.

Она подумала, что он к какой-то из молодых девушек так романтично поднялся на балкон второго этажа. А он вдруг спросил: «Пойдем, погуляем?». Девчонки дружно рассмеялись…Она же очень серьезно спросила о том, каким образом он оказался на их балконе. На что тот тоже серьезно ответил: «По водосточной трубе, но при этом два раза падал». Оценив его романтический поступок (ради нее раньше никто по водосточной трубе не лазил), она сказала, что сейчас оденется, и они спустятся на улицу, но только уже по лестнице (так как он снова двинулся к балконной двери).

Слух об этом событии в один миг разнесся по гостинице. Вскоре вышли на улицу все, так как делать в номерах было нечего. Разожгли костер. У кого-то нашелся магнитофон и молодежь устроила танцы. Во время одного из медленных танцев он ее поцеловал… при этом он весь дрожал (она это точно помнит). Но она его предупредила, что не стоит за ней ухаживать, так как она старше его и у нее уже есть дочь и сын, а он еще и университет-то не закончил. Вот тут он ей и сказал: «А ты и меня усынови!». Часто же говорят, что муж – это тот же ребенок…Ну, что ее могло напугать?

Через год он закончил МГУ, показал ей диплом и спросил, можно ли теперь за ней ухаживать? Она ответила: «Да, но моей руки придется просить у моих детей». А день тот был летний солнечный, около университета на аллее цвели липы. И теперь, когда в Москве зацветают эти деревья, в памяти ее встает та самая летняя июньская прогулка. Нежный аромат липовых цветков, тот чудный сладковатый запах всегда напоминают ей о его признании. 

А в той давней поездке ей запомнилась еще пара дней соперничества и борьбы за ее внимание со стороны двух молодых мужчин сначала в Гори (когда они чуть не до драки спорили о роли Иосифа Виссарионовича в истории развития нашей страны и мировой истории в целом), а потом и в Тбилиси (во время разных экскурсий). И это соперничество наблюдала с интересом вся их группа. Она же не особенно обращала внимания на это. Она наслаждалась отдыхом, осенью, солнышком, экскурсиями, настоящими шашлыками (которыми всех угостил их постоянный шофер экскурсионного автобуса и ее грузинский поклонник), «Водами Лагидзе» и настоящим хачапури (вкус которого она помнит до сих пор, так как больше нигде она такого изумительного не ела), а также прекрасным грузинским вином, которым всех угощал уже ее второй поклонник. Так что все были очень довольны.

Это было почти тридцать лет назад. А в день свадьбы с тем самым ее русским поклонником, одна маленькая девочка, которая гуляла вместе с бабушкой рядом с грузинским (а как могло быть иначе?) рестораном, где собрались их немногочисленные гости, вдруг ахнула и очень громко сказала: «Посмотрите, какая красивая невеста…А вот жених для нее – староват, он же с лысиной». Наши друзья и мои дети засмеялись.

А она этим словам только улыбнулась и успокоилась. Она всегда будет так выглядеть, потому что права была та маленькая девочка. Все счастливые женщины – красавицы!


Рецензии