Как, отдавая, оставаться наполненным самому?

Только ленивый не слышал о  «синдроме профессионального выгорания».  Этот впервые использовал американский психиатр Герберт Фрейденберг. Доктор ввел данное понятие для обозначения душевного состояния людей, которые испытывают разочарование, опустошенность, сопровождающиеся нарастающим безразличием к своей работе. «Выгорание» - это, прежде всего, реакция организма человека на непрерывный стресс на работе, когда всего себя нужно отдать ученикам, родителям, коллегам. А взамен непонимание, претензии, некорректное поведение. Справиться с профессиональным выгоранием можно разными способами.
Первый из них- научитесь мыслить альтернативно и  подстраиваться под изменившиеся обстоятельства. Существуют различные тренинги по развитию альтернативного мышления, направленного на разрешение конфликтных ситуаций и переоценку ценностей. Решающим в этих занятиях должен стать отказ от привычного поведения и стереотипов мышления. Вспомним из опыта: только появились компьютеры, педагогов обязали пройти курсы компьютерной грамотности, а они тогда еще не знали самого простого: что такое мышка и зачем ей коврик. Но ведь справились, перестроились, научились! То же самое можно наблюдать и с дистанционным обучением. Тот, кто научился альтернативно мыслить, справляется с ним успешно, наполняя себя новыми знаниями,  умениями и эмоциями, которыми щедро делится со своими учениками.
Второй способ справиться с профессиональным выгоранием- это путешествия по городам и весям. «Путешествия лишают тебя дара речи, а потом превращают в лучшего рассказчика», —  так считал арабский путешественник XIV века Ибн Баттута,  посетивший много стран, в том числе Китай и Россию. Этот способ я давно использую. Как горят глаза моих учеников, когда я им рассказываю, показывая собственную презентацию,  о достопримечательностях Парижа или Санкт – Петербурга, Казани или Томска…Обратная связь не заставит себя ждать: через несколько лет, повзрослев и окрепнув финансово, мои воспитанники тоже будут путешествовать, чтобы профессионально не выгореть.
Третий способ прост и труден одновременно - это обращение за помощью к психологу или психотерапевту , а просить помощи мы не умеем или стесняемся.  Ментальная и эмоциональная энергия, как утверждает профессор Киршенбаум, – это как минимум 70% нашей жизненной силы. Остальные 30% – грубая физическая энергия, которую можно подзарядить едой и сном. А эмоциональные батареи заряжать нужно два часа в день – ровно столько профессор рекомендует заниматься тем, что приносит лично вам огромное удовольствие. Работает безотказно! Я проверяла: прогулки по набережной Оби или приготовление кулинарных изысков, плавание в бассейне или вязание модных вещей наполняют колоссальной энергией и не дают профессионально выгорать.
Если в вашей школе  существует неэффективный стиль руководства, который выражается в  отсутствии четких задач, необоснованной критике, оскорблениях, бумажной рутине, меняйте место работы. Как сказано в Библии: « Спасись сам, и все вокруг тебя спасутся»! Это четвертый способ, чтоб не выгореть.
И, наконец, пятый: любите всех и вся! Без любви ничего не бывает на свете: не родятся дети, не цветут цветы, не проводятся интересные уроки, не осуществляются мечты, не достигаются цели…Любите детей, свою семью, работу, все живое на земле. Любовь – самый главный антидепрессант и целитель.
«У самого злого человека расцветает лицо, когда ему говорят, что его любят. Стало быть, в этом счастье...»,- так писал великий Л.Н. Толстой. И разве можно с ним не согласиться?
В целом, каждый учитель находит свой метод выхода из  ситуации профессионального выгорания, кто-то просто уходит из школы, а кто-то находит силы остаться  и вновь обретает себя и спасает учеников от безделья и равнодушия, хамства и невежества, да и не только учеников. Известный турецкий политический и военный деятель Кемаль Ататюрк «зрил в корень», когда говорил, что « учителя – единственные люди, которые спасают нации».


Рецензии