4-я глава. Находка для шпиона

4-я глава "Находка для шпиона" повести(16+) «От Невы до Арпы и обратно»
о путешествии молодой женщины от себя к себе (в стиле «дамских романов»).
Начало повести – http://proza.ru/2021/01/21/92
* * * * *

Говорят, что мать чувствует состояние ребёнка даже на расстоянии!.. Я лежала с закрытыми глазами и старалась понять – что чувствую… И тут вновь прозвучал детский смех, вероятно он и разбудил меня. Первая мысль была, что свекровь, получив деньги, привезла Алёшку! Но сразу же сообразила, что это невозможно – она не знает адреса, да и не в её стиле такая прыть.
Надев свою тунику, и, хромая на обе ноги, я вышла на залитую утренним солнцем террасу, увитую виноградом с тёмно-зелёными ещё неспелыми гроздьями, и спустилась в кухню. Приветливой улыбкой меня встретил Андрей, сидящий над двумя вёдрами: одно с нечищеной картошкой и её очистками, а второе с водой, в которую бултыхнулся белоснежный кругляш.
– Наши в городе. Чай или кофе? – парень поднялся, бросив нож в очистки.
– А ты почему…– я не успела закончить фразу.
– А он тяжело проходит акклиматизацию, – ответила на мой полувопрос Нана, вошедшая со двора с карапузом на руках.

Мальчонка старался высвободиться из рук матери, но, увидев чужого человека, затих, внимательно тараща голубые глазёнки. Так вот кто меня разбудил!.. И мне вдруг стало досадно, что не я стою такая свежая и улыбающаяся с милым ребёнком на руках…
– Тебя решили не будить! Как ноги?.. – Нана спустила на пол сына, и он, отковыляв к столу, «спрятался» за угол свисающей клеёнки, закрывшей лишь его щекастое личико. Ребёнку казалось, что раз он не видит «чужую тётю», то и она не видит его.
Подыграв выглядывающему из «укрытия» малышу, я закрыла ладонями лицо и сразу же открыла, вновь закрыла и открыла, сев на стул. Мальчишка рассмеялся и, подбежав ко мне, потянулся, чтобы отнять мои руки от лица. Я улыбнулась, как улыбнулась бы своему сыну, и ребёнок доверчиво пошёл ко мне на колени.
– Надо же!.. Ашотик не к каждому идёт на руки, значит ты – добрый человек. Покажи-ка мне ноги, – Нана наклонилась, и я покорно приподняла одну ногу, а потом вторую, стараясь не потревожить малыша, – Дааа… Надо срочно лечить!
Резко повернувшись, Нана вышла из кухни, и малыш сполз с моих коленей – побежал следом за матерь.

Андрей уже поставил для меня на край стола бокал с чаем и блюдо со свежим лавашем, достал из холодильника мисочку с козьим сыром и баночку мёда. Сел напротив, ни пить, ни есть явно не собираясь. Скорее всего, ему надоело чистить картошку и хотелось просто поболтать. Наверное не зная с чего начать, терпеливо ждал, когда я прожую и сама заведу разговор. А я, опустив глаза, но чувствуя пристальный взгляд, думала только о том, как бы ни подавиться...
Ещё не допила чай, как вернулась Нана с ребёнком на руках, держащем рулончик бинта и несколько свежесрезанных листиков столетника.
Мои возражения были пресечены решительностью «докторов»! Андрей принёс из душевой таз прохладной воды и кусок ткани, заменявшей всем сразу полотенце для ног. Нана разрезала вдоль листики и прибинтовала их к моим омытым израненным ступням; оказалось, что несколько ранок уже воспалилось...
Я была растрогана до слёз – давно никто не ухаживал за мною так, может быть лишь в раннем детстве!.. И почувствовав себя маленькой девочкой, я на время забыла о ребёнке, оставленном мною в промозглом северном городе.

Параллельно с приготовлением обеда Нана готовилась варить абрикосовое варенье. Отборные плоды, что мы купили на рынке возле аэропорта, были для еды. Для варенья предназначалась «падалица» из хозяйского сада. Андрей был в должности «подай-принеси», а я, вынужденная сидеть, принялась отделать косточки от ароматной мякоти абрикосов, вырезая тёмные пятна и червоточины.
– У вас очаровательный малыш, – я знала по личному опыту, как приятна матери похвала её ребёнка.
– Ой, такой непоседа! Весь в отца!.. – и, смутившись, добавила, – Только не спрашивай в кого голубые глаза!..
Я и не собиралась спрашивать, обратив внимание на несоответствие лишь после этих слов. И у отца и у матери Ашота глаза были карие, почти чёрные. Анвар – черноволосый и смуглый, как турок, приземистый и сухопарый, был противоположностью своей жены. Нана – высокая и стройная, с золотистой кожей и каштановой косой под лёгкой косынкой, была царственно величава и плавна в каждом движении, как женщина на раннем сроке беременности.
– Ашотику глаза подарила моя мама, – Нана, как любая женщина в домашнем «заточении», была разговорчива. Ей нужен был не собеседник, а лишь вопрошающий слушатель! И молчаливый Андрей нам не мешал.

«Болтун – находка для шпиона!» – справедливо гласит пословица. Лишь изредка подталкивая щебечущую хозяйку вопросами, я узнала, что «правильное» имя Наны – Нанэ, и в дохристианской армянской мифологии – это имя богини мудрости, подобной греческой богине Афине.
Оказалось, что Анвар по национальности хемшил, потому тёмный, как турок, в отличие от светлокожих армян. Предки Анвара бежали из турецкой Анатолии во время Агхета – геноцида турецких армян в начале века; и если бы не Россия, армянский народ тогда был бы полностью истреблён. Меня поразила благодарная память армянского народа, о которой упомянула Нанэ.
– А вы в России где-нибудь бывали? – спросила я, чтобы уйти от грустной темы исторических воспоминаний.
– Я нет. Сразу после школы вышла замуж… – Нана запнулась, и словно тень прошла по её лицу, –  А вот Анвар часто бывает в Ленинграде!..

И Нана рассказала, что муж служил в Карелии, в погранвойсках. А его старший брат Артэн – на Байкануре, вместе с Михалычем, который завтра должен приехать с экспедиционной машиной. Артём, так русские зовут Артэна, благодаря помощи однополчанина хорошо устроился в Ленинграде – имел свой «прилавок» на Владимирском рынке, что неподалеку от Невского проспекта.
И младший брат Наны, Давид, любит Ленинград. Вазах, Валерий Захарович, помог ему «почти без экзаменов» поступить в университет на исторический факультет. Сейчас Давид, мечтающий стать археологом, – на раскопках под Костромой и приедет домой лишь в августе. Двадцатилетний мальчик – «уже совсем взрослый», и потому до сентября будет жить не с родителями, а самостоятельно – в «гостевом» домике.
Этот домик с просторными кухней и душевой, с голубыми ставнями и террасой был построен пять лет назад всего лишь за месяц на средства «НИИ геологии», а вернее – Академии Наук СССР, для часто приезжающих «гостей». Тогда же Артём помог купить брату списанный армейский ГАЗик, и Анвар стал шофёром и экспедитором в одном лице, развозя и собирая товар по всей Армении, а в летний сезон сопровождая экспедиции, не только нашей «Лаборатории аэрометодов»...

Многое видя и слыша за годы работы экспедиционным шофёром, Анвар делился информацией с Наной. Потому она знала и о несчастье в семье Вазаха – гибели его единственной дочери Лены во время восхождения на Эльбрус; и о Людмиле, одинокой старой деве, два года назад похоронившей мать и старого пуделя; о Зое и её близнецах-школьниках. Не успела рассказать Нана об «апостолах», Петре и Павле, – закапризничал Ашотик, и его пришлось нести спать.
– Болтун – находка для шпиона! – констатировал Андрей, видимо с опаской ожидавший рассказ о себе.
– Ничего дурного ни о ком она не рассказала, – я постаралась сгладить напряжение, повисшее в воздухе после ухода Наны, а сама подумала: «Что станет она рассказывать обо мне? Не более того, что я расскажу сама!», и это решение помогло мне впоследствии держать язык за зубами – хвастать-то было нечем!..
– Ну как сказать! А впрочем, как слушать… – то ли возразил Андрей, то ли поддакнул, судя по примиряющему тону. И тут за воротами зафыркала машина, и послышались оживлённые голоса. Андрей переставил со стола таз с абрикосами, для варенья уже засыпанными сахаром, и заспешил к воротам!..

Тяжёлые створки распахнулись и во двор мужчины стали вносить ящики с консервами, мешки с сахаром и крупами, коробки с солью и макаронами, а женщины – тюки с матрасами и постельным бельём… Всё было сложено в углу, под раскидистым тутовником, который не переставая «плакал» спелыми ягодами, и укрыто большими листами полиэтилена.
На перевязанных ступнях, я хлопотала у стола вокруг уставших от жары людей, слушая их вялую речь с благодарностью, что меня, как «повара-инвалида», освободили от необходимости ездить по оптовым базам и магазинам, собирая продукты на пару месяцев вперёд.
– Что может быть изысканней, чем обед в присутствии гейши!.. – сытому и осоловевшему от жары и усталости Петру захотелось пошутить, намекая на мои перебинтованные ступни.
– Надо купить кимоно. В Ереване есть японские магазины?.. – вторил приятелю Павел.
И разговор перешёл на обычай перевязывать младенцам ступни, чтобы они не росли; на сабо, которые можно заказать у ереванских сапожников. Зоя и Людмила заговорили о халатах «с драконами» и сошлись на том, что такой можно купить у фарцовщиков на галерее Гостиного двора. Мужчины с видом знатоков стали сравнивать «дашуины», армянские кинжалы, и «танто», японские короткие мечи, и разговор плавно перетёк на тему холодного оружия с показом приёмов… Но Вазах осёк оживившихся «вояк» словами «Я в душ!», и все разошлись по своим комнатам, переговариваясь об очереди в душевую.

Южные сумерки небывало коротки – детям севера к ним трудно приноровиться! Вроде бы только что было по-вечернему мягкое солнышко, я всего лишь несколько минут наслаждалась под прохладными струями душа, как вот уже непроглядная темень опустилась на кроны встрепенувшихся деревьев. Казалось, что они прямо на глазах расправляют свои жаждущие листочки, готовясь пить ночную росу, и от этого сад наполнился лёгким шорохом, словно таинственным шёпотом влюблённых. Живительные струи из шланга зашуршали вокруг розовых кустов… Вот Андрей, что-то мурлыча себе под нос, при свете с террасы уже поливает и плиты двора… А я спешу куда-то под питерским дождём, и рядом шлёпает по лужам Алёшка, заглядывая мне в лицо из-под панамки и рыжих кудрей, как у Зои… И вновь моё сердце сжимается, даже во сне, от стыда и тоски…

* * * * *
Продолжение – 5-я глава «Секреты» – http://proza.ru/2021/01/31/1860


Рецензии