Манифест феминистической партии

Из неопубликованных рукописей Клары Китчен и Розы Бенилюкс*

Призрак бродит по планете – призрак феминизма. Все силы старого общества объединились для священной травли этого призрака: папа и султан, председатель и президент, французские арабы и немецкие турки.

Два вывода вытекают из этого факта.
Феминизм признается уже силой всеми мировыми силами.
Пора уже феминисткам перед всем миром открыто изложить свои взгляды, свои цели, свои стремления и сказкам о призраке феминизма противопоставить манифест самой партии.

История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы полов.
Мужчина и женщина, старик и старуха, юноша и девушка, короче, угнетающий и угнетаемая находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся полов.
Современное буржуазное общество не уничтожило гендерных противоречий. Оно только поставило новые половозрастные классы, новые условия угнетения и новые формы борьбы на место старых.

Наша эпоха, эпоха патриархальной буржуазии, отличается, однако, тем, что она упростила половые противоречия: общество все более и более раскалывается на два больших враждебных лагеря, на два больших, стоящих друг против друга, пола – мужчин и женщин.

Современные мужчины сами являются продуктом длительного процесса развития, ряда переворотов в способе производства и обмена, воспитания и образования.

Мужчины сыграли в истории чрезвычайно революционную роль.
Мужчины, повсюду, где они достигла господства, разрушили все человеческие, идиллические отношения. Безжалостно разорвали они путы, привязывавшие человека к его «естественным повелителям», и не оставили между людьми никакой другой связи, кроме голого интереса, бессердечного «чистогана».
Мужчины сорвали с семейных отношений их трогательно сентиментальный покров и свели их к чисто денежным отношениям.

Но мужчины не только выковали оружие, несущее им смерть; они породили и людей, которые направят против них это оружие, – современных женщин, феминисток.

В той же самой степени, в какой развиваются мужчины, развиваются и феминистки, класс современных женщин, которые только тогда и могут существовать, когда находят работу, а находят ее лишь до тех пор, пока их труд увеличивает капитал мужчин. Эти женщины, вынужденные продавать себя поштучно, представляют собой такой же товар, как и всякий другой предмет торговли, а потому в равной мере подвержены всем случайностям конкуренции, всем колебаниям рынка.

Вследствие возрастающего применения машин и разделения труда труд женщин утратил всякий самостоятельный характер, а вместе с тем и всякую привлекательность для мужчин. Женщина становится простым придатком машины и мужчины, от нее требуются только самые простые, самые однообразные, легче всего усваиваемые приемы.

Чем менее искусства и силы требует ручной труд, т. е. чем более развивается современная промышленность, тем более мужской труд вытесняется женским и детским.

Организация женщин в класс, и тем самым – в политическую партию, ежеминутно вновь разрушается конкуренцией между самими женщинами. Но она возникает снова и снова, становясь каждый раз сильнее, крепче, могущественнее. Она заставляет признать отдельные интересы женщин в законодательном порядке, используя для этого раздоры между отдельными слоями мужчин.

Из всех групп, которые противостоят теперь мужчинам, только феминистки представляют собой действительно революционный класс.

В каком отношении стоят феминистки к женщинам вообще?
Феминистки не являются особой партией, противостоящей другим женским организациям.
У них нет никаких интересов, отдельных от интересов всех женщин в целом.
Они не выставляют никаких особых принципов, под которые они хотели бы подогнать феминистическое движение.

Феминистки отличаются от остальных женских организаций лишь тем, что, с одной стороны, в борьбе женщин различных наций они выделяют и отстаивают общие, не зависящие от национальности интересы всего женского пола; с другой стороны, тем, что на различных ступенях развития, через которые проходит борьба женщин с мужчинами, они всегда являются представителями интересов движения в целом.

Феминистки, следовательно, на практике являются самой решительной, всегда побуждающей к движению вперед частью женских организаций всех стран, а в теоретическом отношении у них перед остальной массой женщин преимущество в понимании условий, хода и общих результатов женского движения.

Ближайшая цель феминисток – формирование женщин в класс, ниспровержение господства мужчин, завоевание женщинами политической власти.

Отличительной чертой феминизма является не отмена собственности вообще, а отмена мужской собственности.

Уничтожение семьи! Даже самые крайние радикалы возмущаются этим гнусным намерением феминисток.
На чем основана современная, патриархальная семья? На патриархате, капитале, на частной наживе мужчин. В совершенно развитом виде она существует только для мужчин; но она находит свое дополнение в вынужденной бессемейности женщин (их одиночестве) и в публичной проституции.
Патриархальная семья естественно отпадает вместе с отпадением этого ее дополнения, и обе вместе исчезнут с исчезновением патриархата.

Да, мы хотим уничтожить семью и ввести свободу сексуальной жизни. Мы, феминистки, не нуждаемся в мужчинах для удовлетворения нашего либидо. Заменить стареющий биологический пенис можно вибратором или страпоном из прочных материалов либо собственными, легкодоступными пальцами.

Господство женщин ускорит исчезновение национальной обособленности и противоположности народов. Лесбос одинаково доступен всем расам и народам. Соединение усилий, по крайней мере цивилизованных стран, есть одно из первых условий освобождения женщин.

Феминистическая революция есть самый решительный разрыв с унаследованными от прошлого отношениями собственности; неудивительно, что в ходе своего развития она самым решительным образом порывает с идеями, унаследованными от прошлого.
Оставим, однако, возражения мужчин против феминизма. Первым шагом в феминистической революции является превращение женщин в господствующий класс, завоевание гендерной демократии.

Женщины используют свое политическое господство для того, чтобы вырвать у мужчин шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках женского государства, т. е. женщин, организованных как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил.

Это может, конечно, произойти сначала лишь при помощи деспотического вмешательства в право собственности и в производственные отношения, т. е. при помощи мероприятий, которые экономически кажутся недостаточными и несостоятельными, но которые в ходе движения перерастают самих себя и неизбежны как средство для переворота во всем способе производства.

Эти мероприятия будут, конечно, различны в различных странах.
Однако в наиболее передовых странах могут быть почти повсеместно применены следующие меры:
1. Экспроприация мужской собственности.
2. Высокий прогрессивный налог на мужчин.
3. Отмена права наследования для мужчин.
4. Одинаковая обязательность труда для всех мужчин, учреждение из них промышленных армий.
5. Общественное и бесплатное воспитание всех детей.

Феминистки повсюду поддерживают всякое революционное движение, направленное против существующего общественного и политического строя.
Во всех этих движениях они выдвигают на первое место вопрос о мужской власти и собственности, как основной вопрос движения, независимо от того, принял ли он более или менее развитую форму.
Наконец, феминистки повсюду добиваются объединения и соглашения между демократическими партиями всех стран.

Феминистки считают презренным делом скрывать свои взгляды и намерения. Они открыто заявляют, что их цели могут быть достигнуты лишь путем насильственного ниспровержения всего существующего общественного строя. Пусть господствующие патриархальные классы содрогаются перед Феминистической Революцией. Женщинам нечего в ней терять кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир.

ЖЕНЩИНЫ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!


* Публикуемая рукопись обнаружена издателем вложенною в IV том второго издания Собрания сочинений тов. Маркса и тов. Энгельса. По аккуратному почерку рукописи не подлежит сомнению, что автор её – дама, но кто именно, Клара Китчен или Роза Бенилюкс, остаётся загадкою. Чернила, коими написан манифест, местами почти выцвели, а бумага пожелтела сильнее, нежели страницы книги, между коими манифест сей был найден. Должно предполагать, что датируется рукопись второю половиною приснопамятного XX столетия, когда власть критикуемых в манифесте мужчин ещё никем не оспаривалась, а сочинения Маркса и Энгельса ещё читали. Издатель чистосердечно признаётся, что высказанные в манифесте взгляды ему отнюдь не близки, и предать их гласности побудило его токмо глубочайшее уважение к любой политической утопии. – Примечание издателя.


Рецензии
Интересная пародия или вы серьезно?

Алмазова Татьяна   26.01.2021 12:52     Заявить о нарушении