Записки А. С. Пушкин. Скупой рыцарь и власть денег

Прочитав еще раз о том,что "классика не нужна современным людям" и что "она безнадежно отстала от жизни  и ее "надо выбросить на задворки истории"-я решила опровергнуть эти высказывания.И,вспомнив русскую пословицу,что "клин клином вышибается"-определила что говорить я буду на основе прочтения классического произведения./Нисколько не присваиваю себе лавры критики Белинского и Писарева.Просто я так понимаю текст./


Начать я решила с одного из самых моих любимых произведений "Маленькие трагедии" Пушкина.Сейчас я возьму только одну из небольших сцен произведения -"Скупой рыцарь".Что в ней интересного?А давайте посмотрим.


Уже в 1 сцене мы видим завязку сюжета.Она довольно обычна.хотя и несколько драматична.Молодой человек /Альбер/разговаривает со своим слугой/Иваном/.
Альбер- сын богатого человека,но ему приходится во всем себя притеснять,так как отец почти совсем не дает ему денег.Молодость любит развлечения,подвиги,внимание женщин.Для этого у Альбера есть все,чтобы бороться на турнирах и побеждать соперников для получения внимания женщин-и внешность,и храбрость.Все есть,кроме самого малого-совершенно нет денег.И весь его задор,и вся его сила и молодость становятся перед этим препятствием напрасны.Что толку иметь внешность и уметь побеждать других,если они его увидят в таком "затрапезном виде",то наверняка будут смеяться.Он даже не может прийти на турнир как все-у него нет ни нагрудника,ни шлема,а его лошадь хромает!/люди,оказывающиеся в этом положении,его поймут./кто из богатых людей,дерущихся на турнире,беспокоится о том в каком состоянии будет его нагрудник?А он ругает себя за то,что при сражении защищал свою грудь,а не нагрудник.

"Он лучше бы мне голову пробил."
"О,бедность,бедность!Как унижает сердце нам она!"

Альбер хочет жить так же,как и другие молодые люди его круга и состояния,но не может из-за крайней скупости отца.То что его дела "совсем худы" говорит то.что он уже многое заложил,вино закончилось-и он давно берет взаймы у Жида и пишет ему закладные.

Интересна и сцена его с Жидом.Жид-человек "маленький",приниженный,но хитрый.Ему не хочется просто так отдавать Альберу свои деньги без отдачи.Но он от него зависит,и,видимо,Альбер может приказать сделать ему что то плохое.Поэтому Жид изворачивается,как может.

"Где денег взять?весь разорился я,
Все рыцарям усердно помогая."

Здесь "раб" говорит с властным "хозяином".Но,если "прислушаться"-управляет разговором не "хозяин",хоть он и говорит.

"Когда б я мог что заложить,давно
Уж продал бы.Иль рыцарского слова
Тебе,собака, мало?"

Тоесть он совсем уже не церемонится с "рабом".Но Жид не промах.Он переводит разговор на то,что все смертны и значит/хоть Альбер и молод"-его бумаги не будут иметь значения.

"Как знать?дни наши сочтены не нами;
Цвел юноша вечор,а ныне умер.
И вот его четыре старика
Несут на сгорбленных плечах в могилу."

Тут Альбер,с чисто детским недовольством,говорит что,когда он будет не молод/50 лет!/-деньги ему не понадобятся.А отец этого не понимает.Не понимает,что молодость сына проходит бесследно и зря.На что "умудренный" Жид отвечает,что деньги нужны всегда.
И тут Жид,думая видимо все же "отхватить кусок" предлагает Альберу отравить отца./Видимо он рассчитывает на ненависть Альбера к отцу./Но Альбер слишком "чист".Этот план у Жида не проходит и он уверяет,что это была только шутка.
И Альбер прибегает к последней надежде-пожаловаться на свое недостаточное обеспечение отцом Герцогу./от которого отец,видимо,зависит./


Сцена 2 -я.

Эта сцена-вершина денного произведения.Мы посмотрели одну сторону-сторону сына.А как же отец?Почему он так поступает?
И вот подвал,где Барон любуется своими сокровищами.Зачем они ему,если он их почти совсем не расходует?Послушайте как актуально и жестоко звучит и сейчас его монолог.

"Вознес мой холм-и с высоты его
Могу взирать на все,что мне подвластно.
Что не подвластно мне?как некий демон
Отселе править миром я могу;
Лишь захочу-воздвигнутся чертоги;
В великолепные мои сады
Сбегутся нимфы резвою толпою;
И музы дань свою мне принесут,
И вольный гений мне поработиться,
И добродетель и бессонный труд
Смиренно будут ждать моей награды.
Я свисну,и ко мне послушно,робко
Вползет окрововленное злодейство,
И руку будет мне лизать,и в очи
Смотреть,в них знак моей читая воли.
Мне все послушно,я же-ничему;
Я выше всех желаний;я спокоен;
Я знаю мощь мою: с меня довольно
Сего сознания..."

Вот именно не сами деньги,а это "всевластие"/пусть даже на основе денег/является его целью жизни,его кумиром,его Богом.Он отлично понимает,что эта "власть над миром" заставляет его быть не человеком/"как некий демон"/и спокойно смотреть на слезы и кровь других людей.Он стал словно маньяком,словно пауком,который запутывает в сеть свои жертвы и отбирает у них последние деньги.И в этом он даже находит удовольствие.

"Нас уверяют медики;есть люди
В убийстве находящие приятность.
Когда я ключ в замок влагаю,то же
Я чувствую,что чувствовать должны
Они,вонзая в жертву нож:приятно
И страшно вместе."

А что же боится он?Самая его страшная мысль,что он/в связи с ео приличным возрастом/может умереть-и все его сокровища достанутся тому,кто их "не заработав",будет тратить "налево и направо".А деньги ему достались,действительно,не даром.Он заплатил за них своей жизнью и своей душой.И эта плата была не из легких.Об этом он помнит и сейчас.

"Кто знает,сколько горьких воздержаний,
Обузданных страстей,тяжелых дум,
Дневных забот,ночей бессонных мне
Все это стоило?Иль скажет сын,
Что сердце у меня обросло мохом.
Что я не знал желаний;что меня
И совесть никогда не грызла,совесть,
Когтистый зверь,скребущий сердце,совесть,
Незванный гость,докучный собеседник,
Заимодавец грубый,эта ведьма,
От коей меркнет месяц и могилы
Смущаются и мертвых высылают?...
Нет,выстрадай сперва себе богатство,
А там посмотрим,станет ли несчастный
То расточать,что кровью приобрел.
О,если б мог от взоров недостойных
Я скрыть подвал:о,если б из могилы
Прийти я мог,сторожевою тенью
Сидеть на сундуке и от живых
Сокровища мои хранить,как ныне!"


Чувствуете всю громадность трагедии!Человек дошел до того,что согласен стать вечным "цепным псом",чтобы только сохранить свои сокровища.Чтобы они больше никому не достались.
Это не они уже ему подчиняются.Это в данной жизни,и даже в следующей вечности,-он служит им и во всем подчиняется.Трагедия величайшего падения человека,его жизни и его души-всего себя поставить на служение "вещи".
Но,скажите честно,разве редки сейчас такие люди?/И раньше они были,иначе откуда бы,возможно,взялись "заколдованные клады"?/И о чем еще может думать человек-если он всецело предан деньгам?!


   3-я сцена.


Тут вполне раскрывается сущность Барона/Скупого рыцаря/.В 3 сцене Герцог призывает Барона к себе и предлагает ему выдавать больше денег,чтобы его сын содержался при дворе.
Как бы поступил в этом случае любящий отец?/даже если бы не хотел давать много денег на содержание сына,чтобы тот не избаловался бы/Он бы по -любому,согласился бы на пребывание своего сына во дворце среди людей равных ему по богатству и званию.Возможно и ограничивал бы сына,но ровно настолько,чтобы тот не надеялся полностью на отца,а стал самостоятельным.К тому же,пребывание во дворце-это дополнительные связи,которые очень бы пригодились впоследствии сыну для его карьеры.

Но это любящий отец,а мы говорим о другом.Об отце-маньяке,который не любит ничего кроме денег.И которому не нужен никто кроме денег.Барон зависит от Герцога и не может ему просто так отказать.Но лишиться хоть части своих денег он
тоже не может.Это выше его понимания.Поэтому он вначале хочет "отговориться" почему он так делает.то он говорит,что его молодой сын не нуждается совсем в деньгах потому,что не любит "света",а любит уединение и тишину.То обвиняет его "в буйстве и пороках низких..."И,наконец,когда уже все "преступления" исчерпаны/преступления без каких либо доказательств!/-он обвиняет его в самом для него большом грехе.

"Барон:
Доказывать не стану я,хоть знаю,
Что точно смерти жаждет он моей,
Хоть знаю то,что покушался он
Меня...

Герцог:Что?

Барон:Обокрасть."

Так ненависть против людей работает у него уже ненавистью против собственного сына.Причем сын у него-самый злостный соперник.Ведь,по закону-после его смерти он наследует все.
Поэтому,когда Альбер,слыша это,выскочил из своей засады и сказал отцу,что он лжец-отец бросает ему перчатку,предлагая с ним драться на мечах.Для отца он не сын/его продолжение,ег кровь/-а первейший враг,который может захватить его деньги и которого надо уничтожить.Можно ли такого отца назвать нормальным?Трудно сказать.Логически он рассуждает верно,когда понимает,что его деньги могут перейти "не заслужившему их" сыну.Но отец убивающий сына из-за наследства?Может ли этот "маньяк" считаться "в своем уме"?
Здесь сложная проблема.И неизвестно как бы она решилась,если бы тут Барон "от напряжения сил" внезапно бы не умер.Может быть Барон убил бы сына.Может бы сын отца?В любом случае автор решил сделать все более гуманно.И Барон,возможно,получил то,о чем так давно мечтал при жизни-роль "цепного пса" при своем богатстве,разрушая жизни тех,кто после воспользовался бы этими сокровищами./как мистически о себе он говорил./

Итог:В этой,достаточно небольшой сцене,Пушкин гениально раскрыл множество проблем,таких актуальных,как для его,так и для нашего времени.


1 я сцена а. Молодость и бедность.
          б.Молодежь с "проблемами" легко подтолкнуть к преступлениям.

2 я сцена.Философия человека всецело преданного деньгам.
          а.Для чего ему нужны деньги.
          б.Каким "трудом" он их достиг.
          в.Как изменилось его сознание.

3 я сцена.На что может пойти человек ради денег.
         




   


 


Рецензии
Очень интересно написано, я так не умею, и знаний у меня недостаточно, потому что я воспитан улицей и лесом, где я проводил всё своё детство, хотя в юности я читал много прозы и поэзии, русской и зарубежной. А первое стихотворение я написал в 1968 году, когда в 9-м классе средней школы конкретно влюбился, а потом пошло-поехало.

У меня про Александра Сергеича тоже есть разные стихи, например:

Итак, она звалась Светлана
Александр Красин

Портрет. К 210-летию А. С. Пушкина
(автор -Светлана Барихновская)

Открыла книгу - там портрет
Из девятнадцатого века.
Неполных сто семьдесят лет
Меж мной и девушкой с портрета.

Её Кипренский рисовал -
Она ровесница Поэта.
О ней в лицее он мечтал,
Ей посвятил свои сонеты.

"Воспоминаньем упоенный
С благоговеньем и тоской"
О Натали мечтал, блаженный,
Но сердце отдал он другой.

Ей написал свои "Измены".
О, первый чувственный урок!
Две Натали... Сбежать из плена
От первой Александр смог...

Две Натали. Любовью первой
Для Пушкина она была.
"Предмет сердечных увлечений" -
Гласит историков молва.

Смотрю на девушку - смутило,
Что той - Наталье Кочубей -
Всего тогда тринадцать было.
Ему четырнадцать, о ней

Он грезил по ночам в лицее,
В её глазах он видел свет...
Смотрю и думать я не смею,
Что встретить мог меня Поэт.

Меж нами внешнее лишь сходство,
И то чуть-чуть... В мечтах вдруг я
Там, на балу, где благородством
Блистают барышни... Меня

Никто пока не замечает.
Я призрак будущего. Вальс
Вдруг музыканты объявляют...
Так жаль, что поздно родилась.

Быть современницей Поэта,
Увы, Судьбою не дано.
Теперь в просторах интернета
Стихи читать мне суждено.

Другой уж век, другие нравы.
Но жив Поэт. А Натали,
Та, первая, что своенравно
Не приняла его любви,

Осталась юной на портрете.
В её глазах - и свет, и грусть.
Я к ней сквозь эти два столетья,
Как к зеркалу, вдруг обернусь...
Портрет Н.В.Кочубей кисти О.А.Кипренского. 1813 г.

КОЧУБЕЙ Наталья Викторовна (10 X 1800—24 VIII 1854) — дочь В. П. и М. В. Кочубеев, с сент. 1820 жена А. Г. Строганова. Знакомство и общение Пушкина с К. относится к первым годам пребывания поэта в Лицее, когда К. проживала летом с родителями в Царском Селе (1813—1815). По свидетельству М. А. Корфа, подтвержденному «Программой автобиографии» Пушкина, К. была «первым предметом любви Пушкина». Последующие встречи с Кочубей-Строгановой происходили в великосветском петербургском обществе. Пушкин, по собственному признанию П. А. Плетневу, описал К. в VIII главе «Евгения Онегина» («К хозяйке дама приближалась, За нею важный генерал...») (1829—1830). В начале 1830-х гг. Пушкин мог видеть К. (в ее приезды в Петербург из Варшавы и из-за границы) в доме ее родителей. В последние годы жизни Пушкин общался с К. у Карамзиных, где она была «постоянной посетительницей», и в великосветском обществе. Сохранился записанный П. И. Бартеневым рассказ о «большом вечере» у Вяземских накануне нового 1837 с Пушкиным, К. и др. лицами. По утверждению Александра Н. Карамзина, после смерти Пушкина К. «с большим жаром» говорила в защиту поэта. С К. исследователи связывают стихотворение «Измены» (1814—1815) и имя «Наталья» в т. н. «Дон-Жуанском списке» Пушкина (1829). В планах «Русского Пелама» отмечены «Кочубей и дочь его» — персонажи неосуществленного романа Пушкина (1834—1835).
Ей были посвящены стихотворения "Измены" (1815) и "Воспоминаньем упоенный" (1819).
На фото слева - мне 17 лет. Алма-Ата.

Итак, она звалась Светлана...

(Автор - Александр Красин)
Моя рецензия на стихотворение «Портрет. К 210-летию А. С. Пушкина» (автор "Стихи Ру" Светлана Барихновская) http://www.stihi.ru/2009/06/11/4808:

Итак, она звалась - Светлана,
и слишком поздно родилась:
О, эта кожа без изъяна!
изгиб бедра и стройность стана!
О, эта страсть бездонных глаз!

Я на неё гляжу и млею,
и сердце радостно поёт!
Как я люблю! Как я жалею,
что я родился - до неё.

Конечно, я любил Наташек
(одна была - моей женой),
но, глядя на неё, мне даже
вновь кажется, что я - живой!

Что подойду я к ней поближе,
в глаза с любовью загляну,
и руку опустив пониже,
её за попу обниму.

Её дыхание услышу,
и у меня поедет крыша,
я, как юнец, пойду ко дну!

Конечно, мне она не пара,
ведь я теперь - как истукан.
Но не унять в душе пожара,
и я опять от Светки пьян!

Скажу ей: "Милая, послушай,
ну пусть мне 210 лет -
не упусти такой ты случай,
я ж - самый признанный поэт.

Давай с тобой мы станем парой,
пускай ты выше раза в два,
и я теперь - страшней кошмара,
но это всё ведь - ерунда!"

Ведь в жизни главное - не сила,
не рост и не размер отнюдь,
а всё, что вечно и красиво:
наша Любовь,
печаль
и грусть...
© Copyright: Александр Красин, 2015
Свидетельство о публикации №115012009771

Кстати, у меня старший внук тоже Александр Сергеевич, года 3 назад он закончил МЭИ, как и я в своё время, и в позапрошлом году женился.

С уважением
Александръ

Александр Красин   24.03.2024 17:11     Заявить о нарушении
Но все таки молодые женщины до 25 /если конечно "не продаются"/смотрят в основном на молодых и красивых мальчиков./а Пушкин никогда не был красавчиком-может поэтому "первая любовь" не обратила на него внимание./

Ирина Давыдова 5   24.03.2024 18:35   Заявить о нарушении
Я не знаю, куда смотрят молодые женщины моложе 25 лет, я долго изучаю разнообразных женщин (мне скоро будет 72 годика, если доживу до Дня пограничника), и чтобы понять результаты моего исследования, надо ознакомиться со всей моей поэзией, а это до фига времени знакомиться, могу только предложить вам стих, написанный мною где-то в 1980 году ко Дню 8 Марта:

Ода Женщине
Александр Красин
Во Франции в далекие года
(народ там жил галантный и тогда)
одну открыли истину французы:
что в женщине — и радость, и беда,
она — как путеводная звезда,
желанны с ней (но и опасны) узы.

"Шерше ля фам" — ищи ее везде —
так завещали нам французы те
(мужчине быть без женщины - постыдно ж!).
В своей судьбе, в несбыточной мечте,
и на Земле, и на чужой звезде
ищи! Ищи! И суть вещей постигнешь.

Тянулись длинной вереницею века.
Переселялись племена, народы.
Рождались горы. Плыли облака.
Любви во славу сочинялись оды.
Менялись часто мода и погода.
Вот новый век настал, и все ж Природа
не изменила Женщину пока:

Смешна, ревнива, ветрена, нежна -
нам дарит то улыбку, то страданье,
и будь она подруга иль жена,
но, непонятной логике верна,
приходит с опозданьем на свиданье.

Она - одна! И нет её милей!
И даже в гневе хороша на диво!
И благодарен ты навеки ей
за всё, что отняла,
чем наградила.

О Женщина! Делил с тобой любой
по праву пораженья и победы.
Надежда наша, Вера и Любовь —
ты вдохновляла Воина на бой
и на стихи бессмертные - Поэта.

Ханжи и фарисеи всех мастей,
тряся мешком сухих своих костей,
пытались очернить тебя, но — тщетно.
Когда, еще прекрасней и свежей,
из пены ты являлась в "неглиже", -
в сердцах мужей
горел огонь священный!

Венец творения! Владычица сердец!
Твоя краса - уж притча во языцех.
Лукавый взор, пушистые ресницы,
ну как в тебя, в такую, не влюбиться?!
Кто этого не видит, тот воистину -
слепец!

Пастушки вы заблудших наших душ,
Очарованьем вашим полоненный,
и день, и ночь коленопреклоненно
вам гимны петь готов
любой великий
Муж!

С уважением
Александръ

Александр Красин   25.03.2024 10:18   Заявить о нарушении
Ну,судя по речам "заговаривать" женщин вы умеете.:)

Ирина Давыдова 5   25.03.2024 18:32   Заявить о нарушении
Это означает, что я заговорщик? Вообще-то я рифмоплёт или стихоплёт с большим стажем, с 1968 года, когда я учился в 9-м классе школы и влюбился конкретно, тогда я написал свой первый стих. А литературные способности у меня проявились ещё раньше, когда я писал школьные сочинения, то очень увлекался, и они у меня получались достаточно длинные и интересные. И всё оттого, что я очень много читал книг, в нашей библиотеке, которая располагалась в ДК "Метростроя" в Лоси, я прочитал ну не все, но большую часть книг, сначала фантастику, а потом разную художественную литературу, и поэзию тоже. Поэтому я поднабрался знаний и опыта у различных авторов и широко пользуюсь известными строчками из известных литературных произведений и народных песен, которые я очень люблю слушать и петь в хорошей компании, зачастую с хорошей выпивкой и закуской (это мы так боремся с пьянством).
С уважением
Александръ

Александр Красин   26.03.2024 11:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.