Разгадка... Высоцкий

Разгадка … Высоцкий.



     А в чём загадка?
Мной поставленный вопрос после схожих по тексту публикаций,
«Полемика. Мама Высоцкого…»,  http://proza.ru/2020/08/11/431
«Полемика. Мама Высоцкого 2…», http://proza.ru/2020/08/12/692

На литературных сайтах откровенное падение интереса к Высоцкому… Понятно, старшее поколение достаёт возраст, не до того. Преемственность к среднему поколению есть, но оно занято добыванием благ.
У молодёжи… проходное, слышал, читал, тут же забыл, тоже понятно.

В первой, «Полемика. Мама Высоцкого…», окончание публикации в таком виде,

"... без мамы ни в чём нету смысла!
... Бывало всё: и счастье и печали,
И разговоры длинные вдвоём".
                В.Высоцкий.

Подпись Высоцкого, но он никогда такого не писал.
Моя загадка читателям прозы и стихи, и была вопросом, две похожие публикации, в чём разгадка?

     Надо было ответить: первая строка, автор… поэтесса Марина Цветаева.
Две другие строки трёхстишия, автор… Вероника Тушнова.
А подпись Высоцкого тогда почему… Чтобы это значило?
Составление красивое, нет слов. Звучит, поёт, в лад, в рифму…

Откликов рецензиями никаких, посещение моей страницы, единицы, разгадка никому неинтересна. На литературную загадку, отгадку пишу сам без мнений читателей, писателей.

     В таком виде текст гуляет многие годы, Интернет свидетель… В чём разгадка?
Первая строка из стихотворения «Утомленье», М. Цветаева.

Жди вопроса, придумывай числа…
Если думать — то где же игра?
Даже кукла нахмурилась кисло…
Спать пора!
В зале страшно: там ведьмы и черти
Появляются все вечера.
Папа болен, мама в концерте…
Спать пора!
Братец шубу надел наизнанку,
Рукавицы надела сестра,
— Но устанешь пугать гувернантку…
Спать пора!
Ах, без мамы ни в чем нету смысла!
Приуныла в углах детвора,
Даже кукла нахмурилась кисло…
Спать пора!

Составление трёхстишия,… из стихов двух разных авторов…
"... без мамы ни в чём нету смысла!         Строка  М. Цветаевой.
... Бывало всё: и счастье и печали,            Две строки  В. Тушновой.
И разговоры длинные вдвоём".
                В.Высоцкий.

     Составление текста у великих…  Даже гении литературы, хоть раз в жизни, бравшие, как правило, понравившуюся фразу, у другого писателя. В основном применяется при обновлении слов, то есть смыслом об одном и том же, но разной формой построения предложения.

Стихотворение, откуда строки, «Бывало всё: и счастье, и печали», Вероника Тушнова.

Бывало все: и счастье, и печали,
и разговоры длинные вдвоем.
Но мы о самом главном промолчали,
а может, и не думали о нем.
Нас разделило смутных дней теченье —
сперва ручей, потом, глядишь, река…
Но долго оставалось ощущенье:
не навсегда, ненадолго, пока…
Давно исчез, уплыл далекий берег,
и нет тебя, и свет в душе погас,
и только я одна еще не верю,
что жизнь навечно разлучила нас.

     … Составители взяли фразу без разрешения, они совершили плагиат?  Но это субъективное мнение. Цветаева и Тушнова, в свою очередь, могли позаимствовать словосочетание у предыдущих отечественных или зарубежных писателей, многих ранних годов, веков, попробуй найди истоки!

Разгадка именно этого трёхстишия,

"... без мамы ни в чём нету смысла!
... Бывало всё: и счастье и печали,
И разговоры длинные вдвоём".
                В.Высоцкий.

В архивах  СЕМЬИ  барда Высоцкого.
Когда разбирали архив после смерти Высоцкого, там нередко попадали вирши Нины Максимовны».
Стихотворное переплетение матери с сыном не изучено и, я уверен, не будет изучаться, всё покрыто мраком.
После кончины поэта,  певца… Друзья, знакомые, недоброжелатели, случайные люди, соседи, так получилось, копались, «брали на память»… Просто «тянули» (похищали), всё под знаком благородного – так принято в народе, растаскивался архив.

Тексты разные другие, время от времени стали появляться и за границей, что из архива Высоцкого, про такую ссылку – подпись теряли. Не было фамилии барда, ставили сами, рассуждали: из архива же его, по другому быть не может…
Так  и получались масса не Высоцкого, как будто Высоцкого.

     Нина Максимовна, стихотворец, выше любительского статуса, её творчество, время от времени, появлялось в 80-х прошлого века, пока была жива. Дальше, с «героизацией» её сына, как противника власти, трудились те, кто его тащил «против»… Мать Высоцкого «тщательно» забывали, потому что работала в структурах спец. организаций секретных спецслужб… Смежных мест работ, где трудилась всю жизнь, в том числе, очень затребованной её специальности после войны, переводчик с немецкого технических текстов.

Её стихотворения были в архиве сына, архив перепутан до того, что на сегодня в нём не  идентифицированных стихов не один десяток. Стиль Нины Максимовны разный, кто учил сложному пушкинскому подтексту сына, в то же время неосознанно брала что – то его стилистическое.
Отвечая при жизни на многочисленные вопросы толпы или журналистов, о вмешательстве в процесс работы сыны, лукавила и это было видно… Вмешивалась вплоть до редактирования.

Разделить созданное на его не его, её, кого либо ещё, работы непочатый край, сложность в отдельных строках, в формах и видах афоризмов, одно, двустишиях.
Высказываниях, цитатах, эмоциональных выражениях, до непечатных…
И это всё разбрелось по всему свету…

Скомпонован архив какой – то частью, по свидетельствам Нины Максимовны, сын писал где попало, на чём попало, находила записки со стихами где и не подумать. Вкладками в книгах, черновиками в мусоре, скомканными вариантами на клумбах, выброшенными через окно.
Посвящение друзьям, подругам-симпатиям, хорошим и нехорошим людям, цитаты расползлись хаотичным наследием по всему миру.
В компании, ещё не дошедшие до кондиции, где много сочинял экспромтом бесценное, но в подавляющем большинстве сейчас, не идентифицированные в разных городах мира, значатся… под Высоцкого.

     … Женский текст, женский смысл… Женская разгадка… У Высоцкого таких текстов и не один, плюс путанное…
Явно видится влияние матери, контроль, но и помощь, в том числе, грубо… влезание в его тексты.
Тексты сына мать редактировала?! Вне сомнения… и он соглашался с её вариантом, (она его ограждала, обезопасила от радикального), тоже вне сомнения, свидетельства окружения.
Из психологики. Отвлечь, оградить… материнское… Сын гулял (пьянствовал), «выступал», сочинял бравадой, что?
Марина Влади, жена, вспоминает,
«Я позвонил матери,… сегодня злюсь, потому что, к тому же, она снова рылась в моих бумагах и читала их».

Женская психологика заимствования в составлении текстов…
Авторы рассматриваемого трёхстишия за подписью Высоцкого.
Поэтесса Марина Ивановна Цветаева, 1892-1941, известная поэзией и скандальной личной жизнью.
Поэтесса Вероника Михайловна Тушнова, 1911-1965. Вспоминаются, на её стихи были написаны популярные песни: «Не отрекаются любя», «А знаешь, всё ещё будет!..», «Сто часов счастья» и другие.
И увлекающаяся поэзией, подающая виды в стихосложении, Нина Максимовна Серёгина (Высоцкая), 1912-2003.

Все трое, датой рождения с небольшой разницей, Тушнова и Серёгина почти одногодки. Цветаева всего ничего, 10 женских лет старше, как своя.
К сожалению, из биографии матери Высоцкого, как и его самого многое скрыто, со всё большими годами и не «догнать», кто и как и с кем пересекался… Всё возможно, личное знакомство, экспромты.
Деталь к пересечению… Актёр театра и кино, популярный Леонид Алексеевич Филатов, его беседы с народом в Одессе… С пограничниками, где слушателем был я, куда больше доверительного… Земляки с Вероникой Тушновой, оба родились в Казани. Традиции тех лет, жители городов гордились знаменитыми земляками, популяризировали причастность к славе.

     Чисто женская черта… заимствование тех лет.
Например, по – дружески, дай поносить джемпер, кофту, ещё чего,  временно пощеголять, ты мне – я тебе.
Уступи фразу стиха, дай временно повыпендриваться в компании, словить похвалой пока не своего, минуту славы … Женская душа, доверительность. Всё возможно…
Возможно и то… Например, урок литературной викторины в кружке стихотворцев, совершенствование текстов известных авторов методом отдельных составлений фраз, как с согласия авторов, так и нет. Приём, нередкий 19-го века, сборных (солянка) авторов, именуемая ныне модным словом, флешмоб, то есть, создано толпой.

     Перед войной стихи Цветаевой в рукописном «самиздате» тех лет, аккуратно переписанные девчачьими, женскими почерками, распространяются среди почитателей поэзии.
Двадцать тире пятьдесят женских лет, жить стихами до романтических иллюзий. Ещё и будничная работа, дети, муж, эмоции.
Тушнова вела кружки, клубы-объединения любителей поэзии, работала с молодёжью. Учила, как писать стихи. Вела семинары, педагогика поэзии в лит. институтах. И сочиняла сама своё…
Нина Максимовна увлекалась самодеятельностью - театром, постановки, артисты, аплодисменты, богема и стихотворческая.

Мог ли Высоцкий экспериментировать не своими, чужими текстами? Мог…, легко!
Юным начинал с чужих текстов, составлял экспромты дворовых, блатных песен, где разные перестановки, добавление своего, была чуть ли не норма. Виртуозно обработать, «сбацать» на гитаре, считалось шиком.
Прекрасно знал авторов, Цветаеву, Тушнову, вне сомнения, чему – то у них учился…
Мог процитировать записью, хулигански сдвоить их обеих строки, … подивиться самому себе, куда краше звучит текст и закрепить загадочным, «В. Высоцкий», в смысле, «я придумал»…

"... без мамы ни в чём нету смысла!
... Бывало всё: и счастье и печали,
И разговоры длинные вдвоём".
                В.Высоцкий.

     Кумир женщин тех лет, фронтовичка, поэтесса Юлия Друнина, написала чувственное посвящение на смерть Тушновой.

«Памяти Вероники Тушновой»

Прозрачных пальцев нервное сплетенье,
Крутой излом бровей, усталость век,
И голос — тихий, как сердцебиенье, —
Такой ты мне запомнилась навек. Была красивой — не была счастливой,
Бесстрашная — застенчивой была…
Политехнический. Оваций взрывы.
Студенчества растрепанные гривы.
Поэты на эстраде, у стола. Ну, Вероника, сядь с ведущим рядом,
Не грех покрасоваться на виду!
Но ты с досадой морщишься: «Не надо!
Я лучше сзади, во втором ряду».Вот так всегда: ты не рвалась стать «первой»,
Дешевой славы не искала, нет,
Поскольку каждой жилкой, каждым нервом
Была ты божьей милостью поэт. БЫЛА! Трагичней не придумать слова,
В нем безнадежность и тоска слились.
Была. Сидела рядышком… И снова
Я всматриваюсь в темноту кулис. Быть может, ты всего лишь запоздала
И вот сейчас, на цыпочках, войдешь,
Чтоб, зашептавшись и привстав, из зала
Тебе заулыбалась молодежь…С самой собой играть бесцельно в прятки,
С детсада я не верю в чудеса:
Да, ты ушла. Со смерти взятки гладки.
Звучат других поэтов голоса. Иные голосистей. Правда это.
Но только утверждаю я одно:
И самому горластому поэту
Твой голос заглушить не суждено,
Твой голос — тихий, как сердцебиенье.
В нем чувствуется школа поколенья,
Науку скромности прошедших на войне —
Тех, кто свою «карьеру» начинали
В сырой землянке — не в концертном зале,
И не в огне реклам — в другом огне…
И снова протестует все во мне:
Ты горстка пепла? К черту эту мысль!
БЫЛА? Такого не приемлю слова!
И вновь я в ожидании, и снова
Мой взгляд прикован к темноте кулис…


     … Годы тех лет и я, фрагмент своего на моей странице в сокращении, «Владимир Высоцкий, Аркадий Райкин».

Я в короткой командировке в городе Ужгороде… Формируется марш – пробег по местам Боевой Славы… в… Чехословакию… микроавтобусы  РАФ…  «рафики».

Знал, в группах на ЧССР проследуют из известных, писатель Карпов В.В… В группе будет Владимир Трошин… программа «Военные песни». Будет Юлия Друнина, фронтовик, поэтесса и шлейфом молва,  о её откровенной военной поэзии
Должны быть в группе молодые поэты, артисты. Мне очень хотелось посмотреть на Друнину, о ней говорили, писали.

«Я пришла из школы в блиндажи сырые.
От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать».
-----

«Я только раз видала рукопашный.
Раз наяву. И тысячу во сне».

         … Карпов прогуливался, Трошин громко что – то обсуждал с фронтовиками.  Как ни старался хоть мельком взглянуть,  Друнину так и не увидел. Выдалась пауза, продвинулся поближе к обочине, около одной из машин стоят два парня, курят молча. Одного из них не узнать мне просто было невозможно, Высоцкий.
Стильная причёска, чёрная водолазка, чёрные брюки, туфли на высоком каблуке. Крикнул кому – то в машине, чтобы куртку дали, холодно.
Я не мог подойти…
Автомобили с небольшим интервалом одна за другой разъехались по маршрутам пробега, в пункты автомобильного переезда границы.

          У Владимира Семёновича отец – фронтовик, в составе танковой армии генерал – полковника Лелюшенко Д.Д., освобождал города и сёла Чехословакии. Дорогой воинской доблести и чести отца он тогда и следовал.

     … В «Полемика. Мама Высоцкого 2…», фрагмент баллады стихотворной формы,
загадки нет.

«Догадалась чья – то мама –
Мамы вечно начеку…»
    …  «Тайну слова  «ПРИКАЗ»,
Назначенье  ГРАНИЦ…»
                В.Высоцкий. Составление автора.

Первые две строки из «Детская поэма» Высоцкого.
Вторые две строки, из «Баллада о борьбе», его же.
 
Форма четырёх строк – составление… Один автор, Высоцкий, строки из его двух стихотворений.

     Нина Максимовна.
«Он часто приходил ко мне ночью и говорил: «Мама, я песню написал». И я была первая его слушательница...».


Рецензии
Интересные мысли.
Мама - определяющая матрица человека, Поэта в том числе.

С теплом

Екатерина Щетинина   24.01.2021 13:03     Заявить о нарушении