Что академик, что кандидат наук, - какая разница?

  Что академик, что кандидат, - какая разница? Пиджак сидит одинаково!

      Из Цикла "Байки о художниках-2"

  Доцент Бергман рассказывал, как позировал художнице Т. для группового портрета учёных Института ядерной физики.
  Дар истинного портретиста не слишком частый дар среди художников.
Наталья, выпускница легендарной «мухинки»*, таким  даром владела в совершенстве. Эти способности   в советскую эпоху, когда уделялось особое внимание делу монументальной пропаганды и художественного отражения социалистического строительства, были востребованы чрезвычайно.
  В ту пору художница работала над крупным заказом – групповым портретом учёных ИЯФ под немудрёным названием «Заседание Учёного Совета ИЯФ СО РАН».
  Задача оказалась не из лёгких. По заведённому ещё великим академиком Будкером обычаю, Учёный Совет в Институте ядерной физики был очень своеобразным и очень важным звеном управления Института.
  С привычным понятием «учёный совет академического института» он имел очень мало общего. Первоначальная идея была такой: собираться ежедневно в 12 часов на полчаса для обсуждения за чашкой кофе любых вопросов, как правило, заранее не планируемых. Дискуссии были самые разные- от серьёзных научных проблем, важных кадровых или организационных задач, - до обсуждения новых фильмов или новостей Академгородка. Незаинтересованные, или имеющие неотложные дела учёные могли свободно уходить в любое время.
   Со стороны это выглядело как нечто не очень серьёзно.
 Но этот Круглый стол был для Будкера местом и способом обучения и воспитания своих научных единомышленников.
  Да художнице от этого было не легче. Не получалось ни уговорить, ни заставить посидеть, попозировать привыкших к вольнице учёных мужей.
  Поприсутствовав на нескольких Круглых столах, сделав с десяток зарисовок и украдкой сфотографировав интерьеры, творческая дама поняла, что большего ей не дождаться, и приступила к работе.
 Как и большинство её ровесников-живописцев, продвинутых в «новаторских» приёмах и ухищрениях, она, не мудрствуя лукаво, использовала эпидиаскоп-проектор.
-Поди, не «Заседание Государственного Совета»** ждут от неё, - понимала она.
Высокая техника и крепкая профессиональная подготовка помогли ей скоренько наваять будущий шедевр.
  Но жизни не было на полотне. Будучи крепким профессионалом, Наталья понимала причины. Стала предпринимать попытки вдохнуть жизнь в своё произведение. За помощью обратилась к Эрнсту Дмитриевичу Бергману, декану «Худграфа». Тот был отзывчив и понимающ. В недавнем прошлом он занимался наукой, имел учёную степень кандидата физических наук. Был знаком со многими «ИЯФовцами».
  Бергман очень удивился, когда Наталья поделилась с ним своей печалью.
Организовать сеансы позирования так и не удалось.
- Рисуй с меня! – в шутку предложил он, хотя понимал, что его экзотическая внешность (бородка клинышком, вечно взлохмаченная шевелюра) вполне подходила для шаржированного изображения условного учёного мужа, но не годилась для  точного воспроизведения кого-либо из членов Учёного Совета.
- Нет, Эрнст Дмитриевич! Вы хоть часок-другой посидите у меня в мастерской. Мне надо складки на пиджаках учёных пописать. А то - одежда как жестяная получилась.
  Что тут поделаешь? Несколько раз сидел смирно доцент Бергман  и явно помог художнице. Она благодарила его, поила каким-то особенным чаем с алтайским мёдом, и, словно оправдываясь, объясняла:

  -Что академик, что кандидат, - какая разница? Пиджак на всех сидит одинаково!
Не судите меня строго.

  P.S. – А руки портретируемых учёных, мастерица-портретистка писала с утончённых, нервных рук искусствоведа А.Д. Клушина.
  Вошла во вкус.


  *- Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной
** - прославленное грандиозное произведение И.Е. Репина

   На фото из Интернета -  Круглый Стол Учёного Совета ИЯФ


Рецензии