Фуэте судьбы. Глава 3

                Глава третья

                НАЧАЛО АРТИСТИЧЕСКОГО ПУТИ (осень-зима 1961 года)

     Курбану была выделена служебная квартира, вернее комната в коммунальной квартире,  в так называемом «театральном» доме на ул. Истравшан.  Дом этот располагался недалеко от театра, в тихом, зеленом  уголке города.  Здание  было добротное, 3-х этажное, построенное  в 1949 году. В доме жили артисты, музыканты и другие работники театра.
 
     О периоде жизни Курбана в этом доме через много лет в письме напишет одна, в то время, маленькая соседка, а теперь музыкант и композитор Наталья Арситова ««Здравствуйте, Курбан!!!  Всё моё детство связано с оперным театром и всеми, кто там работал, и с Вами в частности. Вы жили в театральном доме на Истравшан 14 кв.17 на третьем этаже. На том же этаже, только в кв.18 жили Баронова Лида,Рита(я её дочь).Частенько я прибегала к Вам и мы с Вами болтали. Впервые у Вас я увидела плетённый кувшин. У Вас часто собирались артисты балета. Я вам пела, рассказывала всякие истории, читала стихи, танцевала. Вы все меня называли талантливым ребёнком, а я вас всех обожала, так как вы относились ко мне с большой любовью, которую я пронесла через всю свою жизнь. Вспомнили? Вы меня все называли «Натуська».  Я помню всех ведущих артистов балета того времени: Миша Бурханов, Шура Турдыева, Головянц, Володя Голов, Исаева, конечно же  Малика Сабирова (мой папа Василий Павлович Капш  обучал её езде на автомобиле). Ну,  и конечно же Вы для меня,  5-и летней девчушки,  были самым главным артистом балета, так как были моим другом и соседом. Прекрасные воспоминания...»

     Но это письмо Курбан получил спустя почти  50 лет, а тогда его артистический путь только начинался.
                ………………………….

     Дебют выпускников Ленинградского академического хореографического училища им. Вагановой на сцене Таджикского академического театра оперы и балета им. С.Айни состоялся 16 сентября 1961 года. Для подготовки концерта приехал из Ленинграда их педагог Борис Васильевич Шавров. Он отрабатывал с ними каждую деталь.  И все выпускники с блеском выдержали свой первый экзамен в качестве артистов балета на сцене театра, в котором им предстояло теперь служить балетному искусству. Из всей группы очень выделялась будущая народная артистка СССР Малика Сабирова. Её зрители уже видели на этой сцене тремя годами раньше. Тогда в 1958 году она, ученица 6 класса, участвовала в концерте первого выпуска ленинградского училища и  с блеском исполнила на сцене театра вариации на музыку итальянского композитора  Р.Дриго. Об этом вспомнил журналист Музафар Мансурходжаев в интернет-газете Азия-Плюс в 2012 году и рассказал, что в 1958 году он, молодой журналист, делал об этом отчетном концерте заметки в душанбинских газетах.

      В отчетном концерте своего выпуска она исполнила несколько ярких номеров: Па-де-де из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского, адажио Авроры и четырех кавалеров из балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского, Па-де-де из балета «Дон Кихот» Л. Минкуса, концертный номер, поставленный балетмейстером Л. Якобсоном на музыку Э. Грига «Охотник и птица»,  партнерами были её вчерашние одноклассники: М. Бурханов, К. Холов, М. Умаров, С. Бурханов, Р.Тагимов, Худобердыев К. и другие. Курбан в том концерте исполнил Панадерос – испанский танец из балета А. Глазунова «Раймонда» и Па-де-труа из балета «Лебединое озеро» П.И. Чайковского.

     С приездом в Таджикский государственный академический театр оперы и балета им. С. Айни сначала первого выпуска Ленинградского хореографического училища в 1958 году, а затем и второго – в 1961 году у балетмейстеров появилась уникальная возможность для постановки новых балетов и творческих экспериментов.

     Молодые артисты сразу были задействованы в новой, оригинальной  постановке дипломанта балетмейстерского факультете ГИТИСа им. А.В. Луначарского Михаила Беркута. Он предложили театру совершенно новую для того времени подачу балетного материала, где автором либретто и хореографом был он сам. Это был спектакль, состоящий из отдельных номеров, с минимумом декораций и реквизита, сопровождающийся стихотворным текстом перед каждым номером. Называлось это балетное произведение «Хореографические композиции». Зрители как будто попадали в картинную галерею, где картины оживали и рассказывали  балетным языком свою историю.
 
     Курбан участвовал в нескольких композициях. В сольном номере «Поэма о человеке» он показывал судьбу воина, который прошел жесточайшие испытания,  и преодолел смерть. Чтобы понять и прочувствовать судьбу этого человека-воина  Курбан представил себя Павкой Корчагиным – героем произведения Н. Островского «Как закалялась сталь».

     «В композиции «Амур и Психея» слышна ликующая песня любви ожившей статуи, которую мастерски исполнили вчерашние одноклассники Малика Сабирова и Курбан Холов» -  так писали в газетах об этой хореографической сценке.

    «Буревестник» - это  композиция на музыку С. Рахманинова, где птицей, которая символизировала борьбу, грядущие перемены  была Малика Сабирова, а волнами бушующего моря -  три танцовщика. Один из них был Курбан.
В этом спектакле участвовал весь коллектив театра: и молодежь, которая только пришла в театр, и опытные танцовщики: Лютфи Захидова и Владимир Кормилин.

     Премьера этого необычного для того времени спектакля состоялась
 в декабре 1961 года.

     Молодежь, успешно показавшая своё мастерство, стала вводится в спектакли текущего репертуара театра. В начале 1961 году балетмейстером Н.Трегубовым был поставлен балет «Большой вальс» на музыку И.Штрауса. Это история о любви композитора, партию которого исполнял В. Кормилин, к актрисе Фани. Партию Фани исполняли выпускницы ЛХУ 1958 года  С.Узакова, Б.Исаева, Т.Джавад-заде. Жену композитора  Генриетту танцевали  Л.Захидова, Т.  Джавад-заде, Ш.Турдыева, Поклонник Фани – Н.Холин. В спектакле участвовал весь балетный состав театра.
Курбана, отличающегося хорошим актерским мастерством, ввели в спектакль исполнять маленькую роль продавца шаров.

     С осени 1961 года шел спектакль «Болеро» М.Равеля в постановке Б.Завьялова. В своей рукописи «История Таджикского театра оперы и балета глазами очевидца»  в 2020 году Кормилин В.Н. отметил, что партию Старого Жениха исполнял он, а с 1962 года её также стал исполнять Курбан Холов.

В коллаже использована фотография из книги Н.Нурджанова "Опера и балет Таджикистана": Выпускники 1961 года в отчетном концерте, и две фотографии из личного архива семьи Холовых.


Рецензии