15. Владимир Фенченко - Конкурс фильмов Дебют

Цикл лекций педагогов ВКСР. Мастерская Хотиненко. 6 сентября 2001.
Занятие ведёт режиссёр Андрей Фенченко.

Объявляет:
Хотиненко занят на съёмках. В следующий раз мастерские в четверг, в 12.00. Затем снова четверг 20 и 27 сентября - в 15.00. Гордеев, Гордич, Вагран, Тронин Веня, Савина – вы не сдали монтаж.

Рассказывает:
“Был в Сочи председателем жюри конкурса фильмов детских и юношеских киностудий "Дебют" на международном детском фестивале «Кинотаврик». Большое жюри было очень странным. В нем почти не было кинематографистов.

Был Захаров и Дибров. Зрители смотрели на них и не узнавали остальных, на что те очень обижались. Великого писателя Акунина почти не узнали. Программа была страшная. Дебютов было 11. Выдали в безвыходной ситуации три приза: спец, гранд и т. п.

Первое место - единственная профессиональная лента Бодрова младшего "Всё". Лента вполне в русле кино. Но с нравственностью в ней мутновато. Две девочки - дочки бандита. Герой - хороший бандит. За работу актрис дали этим несчастным премии. Их опекала на фестивале Оля Дроздова.

Приз ленинградскому режиссёру "За половину картины" Первая новелла - по воспоминаниям Раневской. Вторая - по Набокову. Остальное - непрофессионально и банально. Хотя кое-что есть достойное наблюдения. Например, одна продюсерская группа сделала два фильма с теми же актёрами. Лакированная клиповая действительность. Но – бедно. Обидно, что молодое кино в таком состоянии.

Наше определение - жалко терять конкурс дебюта. Но были странные молодые - Олейников (Приключения Петрова и Васечкина...). И он же в хитрой дебютной картине. Был когда-то скандал - история типа Ромео и Джульетта. Кавказцы против не кавказцев. Как бы две банды. Но слабо играют те, кому нужно играть хорошо. Город детей. Мир криминальный. Дети играют фальшиво и натужно в руках режиссёров. Хотя если сделать мастерски, то могло быть очень сильно.

По диалогам все сценарии ужасающие. Неумение выстроить последовательность.  Сценарии пишут кто угодно. Профессионалов не привлекают.
Пример: рассказ о том, как комсомольский работник становится богатым, попадает в криминальную среду. В итоге всех убивают.
Фильм ужасный. Но был спрос на подобные темы и автору предложили (как говорят) деньги на продолжение. В картинах не было искры, вспышки искусства, все было зарыто в банальных мелочах.

Видим непрофессионализм. Актёры не понимают, что делают. Экран потерял глубину - это следствие современных технологий. Неверно построены мизансцены, мизанкадры, внутренний монтаж...

О большом кино.
Сокуров - телец. Он мастер. Смотреть это нужно. Высокое режиссёрское мастерство. К Сокурову я отношусь с пиететом. “Скорбные без чувства”. Все проработаны - движение на экране, крупности... Нет технических ошибок. Но она ничем меня не затронула.
Было картина с Янковским. Он сам играл хорошо.
Была картина "Бременские музыканты" Абдулова. Должна была пройти по дебюту, но попала в главный конкурс.

Ничего не получила Кира Муратова "Второстепенные люди" и одесская группа "Маски". Кира свободно говорит на своём языке, так как в жюри – одни не кинематографисты.
Зельдович Саша “Наша Москва”.

Всего 22 картины. 11 дебютов. Были бросовые картины по заказу.

Что делал я: писал сценарий на 12 серий. Московская сага Василия Аксёнова. История семьи.

Следующее занятие - чтение...сценариев. Расскажем друг-другу что есть, что написано, что снято. Смотрим в четверг».

Студентка рассказывает: отложили съёмку курсовой работы. Но есть сценарий. "Ваш выход". Долги сделаю. Монтаж - изрезано и требует склейку. Вторую курсовую работу, диалоговую - сделала. Есть новый однокадровый сценарий, так как первый не приняли.

Вагран. Ищу интересный сценарий. Например, экранизацию. Читал рассказы Хэменгуэя.
Фенченко: “Мне бы понравились съёмки в горах в Армении, чем литературная классика. Давай варианты”.
-Это не моё. Это рефлексии. С ними нужно бороться. Нужно снимать. Даже если не лежит душа.
- У тебя есть родина и прекрасная съёмочная площадка.
- Я не готов.
- Давай разберёмся. Иначе растеряешь.

Студенты рассказывают.
Таня...
Веня...
Рома. Есть свой сценарий. Диалоговый. В четверг покажу бумагу. Собираюсь по ней работать.
Мила (путешествовала по Европе - Англия, Франция): ищу профессионального оператора.  Есть сценарий для очередного курсового. Но его я пытаюсь дорабатывать.
Юстас: отснял. Есть черновик.
Эльдар. Отснял и есть первая сборка.
Алла. Озеро снято. Есть монтаж. 15 мин. есть "Мыльная опера"
Леша. Я почти снял. осталось два эпизода.
Антон. Из ВГИКа. 2 курса. Разберись, что досдать. Есть ли что-то написанное? Принесу.
Итоги. Анюта, Шурга, Санька.

ЗАНЯТИЯ 13 сентября 2001

Минута молчания по поводу событий в США (взрыв башни).
Разговор о связях с профессиональными операторами и актёрами. Говорят о принципах - за деньги или по интересам. Со ВГИК`овцами, с проффи...
Режиссёры часто берут любых операторов и строят изображение самостоятельно. Операторов не нужно фетишизировать. Только твёрдая самостоятельность выведет вас на широкую дорогу. У Шукшина были бездарные операторы. Из них ничего не вышло. Но фильмы - прекрасные.

ПРОСМОТР
Ильгар Сафат "Внук горы". По пустому городу бегает вор. Хватает мешок, убегает... Где-то его держит, потом отпускает. Он входит в мечеть. Открывает мешок. Там убранство священника - шапочка, чётки...

Обсуждение о редакторах в кино. Это, фактически, драматурги. Они советуют, а не рецензируют. Полезная профессия.


Рецензии