Снайперши

СНАЙПЕРШИ
В 1942 году наступление фашисткой орды замедлилось. Война приобретала позиционный характер с четко выраженной линией фронта. В войсках возникла острая необходимость в снайперах.  В учебных военных лагерях, в городских организациях ОСОАВИХИМА (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству)
началась подготовка этих специалистов.
Не миновала эта участь и Бершетский военный лагерь Молотовской области (в н.в. Пермский край)
Осенью 1942 г. на базе 69 запасного лыжного полка, в Бершетском военном лагере формируется 54 учебный полк отличных стрелков снайперской подготовки (учебный снайперский полк). Он становится базовой воинской частью Бершетского гарнизона
Отличных стрелков собирают отовсюду. Формируются роты, с которыми проводится боевая подготовка по новой специальности. Командир полка с удовлетворением наблюдал за ходом учебы. Но, вскоре настроение ему подпортили. В расположении полка прибыла команда девушек для подготовки из них снайперов.  Кое - как подобрали на них обмундирование. Смотрелось оно мешковато на ладных девичьих фигурах. А сапоги кирзовые обезображивали изящные девичьи ножки. Двум мастерским, обувной и портняжной, была поставлена задача подогнать, по фигуре, форму и обувь. Днем и ночью шла работа мастеров. Заведующий обувной мастерской Мальцев А.М. немало времени потратил на изготовление женской обувки. Вскоре все девушки щеголяли в хромовых сапожках, изготовленных умелыми руками Александра Михайловича Мальцева. Только все подогнали, как новая напасть напала. Ладные фигурки, в подогнанном обмундировании и обуви, вызывали немало похотливых взглядов со стороны мужского контингента военного лагеря. От греха подальше поселили девушек в отдельно стоящем бараке.  Хорошо, что наступила зима, которая не предполагала любовных утех на природе. Но, был в лагере конный двор, конюховка и сеновал. Вот и болела голова у командования полка как сделать так, что бы все девушки ушли на фронт без отягощений.
Командир полка решил отправить девичью роту в, неподалеку расположенный, поселок Юг, который был в орбите действий Бершетского военного лагеря. Местный совет выделил большой дом, экспроприированный после революции у местного богатея. В этом доме и заселились будущие снайперы. В поселке том мужская часть населения воевала, поэтому основная часть населения была женской.
Роту переодели в зимнее обмундирование: ватные брюки, фуфайки и валенки. И стали наши девушки похожи на деревенских баб. Только отличались наличием оружия. Многие девушки были роста невысокого. Складывалось впечатление, что винтовка больше стрелка. Недалеко от жилья оборудовали стрельбище. Стреляли с правого берега Юговского нижнего пруда. Там, благодаря рельефу, возникали сложные воздушные потоки разных направлений.
 Позиция была около памятника жертвам Гражданской войны. Позиции снайперов тщательно маскировались перед каждой стрельбой. Мишенное поле располагалось на левом берегу впритык к горе Ильинке на расстоянии 400-500 метров. Дорогой по дамбе зимой редко кто пользовался. Жители, живущие  Зарекой, пользовались короткой дорогой по льду пруда. Но, при производстве стрельб на эту дорогу выставляли, на всякий непредвиденный случай,  оцепление. Назначали туда провинившихся девушек. Вдоль по пруду часто дул пронизывающий ветер, и стоять там было холодновато. Рядом с мишенями устроили блиндаж со щелью, через которую поднимали и опускали мишени. В блиндаже том  находилось лицо, контролирующее мишени. Он же, через бинокль, проверял маскировку снайперской позиции. Позиции часто меняли. То они были в кустах, то, просто на голом берегу, а иногда и на замерзшем пруду. В блиндаже контролера и телефон полевой был установлен, а по льду проложена полевая линия связи.
 Девушки определяли скорость и направление  ветра по трепету веток на кустах, вводили в прицелы соответствующие поправки и по команде открывали огонь из снайперских винтовок Мосина. Окончив стрельбу, ждали информацию от контролера. Ученицы были прилежны, а учителя требовательны, и сами умеющие хорошо стрелять. Результаты были отличными. И, лишь изредка, пули летели «за молоком». Это было тогда, когда девушки были чем - то расстроены. С ними проводили дополнительные занятия по поднятию духа и укрепления нервной системы.
С приобретением навыков в дневной стрельбе готовились и к ночной стрельбе по любителям покурить. Мишень, размером с голову, оборудовали креплением для папиросы. Контролер в блиндаже раскуривал папиросу. Вставлял её в мишень, опущенную в блиндаж, и поднимал её. По огоньку и стреляли наши отличные стрелки.
Да вот проблема возникла с папиросами. Махорка была, а вот папиросы – дефицит. А самокрутка газетно-махорочная не прижилась. Но, были находчивые бойцы. Вместо папиросы вставили неоновую лампу и подключили к индуктору телефона. Индуктор, на разных скоростях вращения, вырабатывал разное напряжение, и лампа та горела с разной яркостью – создавалось полная иллюзия курения в стане врага. Так и ковалось, постепенно, снайперское мастерство.
Снайпер – это не только искусный стрелок и отличный наблюдатель, но ещё и  должен уметь ориентироваться в обстановке и на местности, выбирать, из обилия разнообразных целей, наиболее важные. И это в первую очередь необходимо учитывать при подготовке снайперов. Поэтому в боевой подготовке снайперов были и занятия по выбору позиции, маскировке выбору цели.
Если ориентирование на местности, выбор позиции и маскировка девушкам давалась относительно легко, то длительное нахождение на позиции было делом трудным. Сколько терпения нужно было иметь, что бы замаскировавшись, без движения быть несколько часов. Летом комары допекают и прочие кровососы. Зимой генерал Мороз пробирает до костей.
Но, девушки были настойчивы, преодолели и эти трудности. Это же были русские женщины. Именно про них и писал наш поэт А.Н. Некрасов: «Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет»!
На выпускном экзамене, вместо мишени, использовали деревянные ложки. Стрелку нужно было пробить в хлебале ложки отверстие в паре сантиметров от черенка. А самые меткие, отстреливали черенок от хлебала.
По окончании курса обучения снайперов отправляли в действующую армию, где и распределяли по воинским частям небольшими группами. Последнюю команду снайперов отправили на фронтовую охоту в конце сентября 1943.  К этому времени наши войска имели уже достаточное количество снайперов и некоторые учебные снайперские  полки переформировали на подготовку обычных стрелков. Женщины-снайперы показали высокие результаты. Десятками и сотнями захватчиков на личных счетах этих скромных девушек.
 Молох войны, большей частью, пожирал стрелков пехоты. Поэтому на базе 54 полка отличных стрелков формируется  44 учебный стрелковый полк.
А наши девушки-снайперы успешно выполняли боевые задачи по уничтожению врага. Родина  Мать высоко оценила их нелегкий ратный труд. Большинство снайперов заслуженно были награждены правительственными боевыми наградами.
Не всем, конечно, удалось встретить День Победы. Вернувшиеся с войны были людьми  скромными, о своих подвигах не рассказывали. С радостью отошли они от кровавых дел и с удовольствием занимались женскими делами.

2021 г.                ЗАТО Звездный


Рецензии