Генерал Сабыр Рахимов. Возвращение героя

               
                "Я представляю каждому думать по своему,
                Лишь бы мне позволили думать, как я хочу»
               
                Д.Дидро



     Наше поколение, поколение выросшее на подвигах героев Великой Отечественной войны, всегда ревностно относилось к этнической принадлежности генерала С.Рахимова, поскольку не было доступа к официальной информации, но на уровне слухов все знали, что он этнический казах из Узбекистана, а его «назначили узбеком». Узбеки в свою очередь гордились им особенно, акцентируя внимание на его воинском звании, чтобы лишний раз уколоть казахов, потому что за годы войны не было ни одного генерала казаха, а заслужившего это звание Бауржану Момыш-улы не присвоили это звание за своенравность характера, что не понравилось И.Сталину. С высоты лет, всё это может показаться несущественным, но время показало, что сокрытие даже малых фактов может обернуться со временем  болезненными последствиями. Насколько я помню из Узбекистана вышли более 70 Героев Советского Союза различной национальности и среди них восемь этнических казахов и никого особо не волновали вопросы национальностей. Тем более, что казахи относятся к коренным народам Узбекистана и по численности это третий этнос в стране. Официально более 800 тысяч по переписи 2017 года, по неофициальным данным около 2 миллионов. Мы также получали информацию о том, что многих казахов при выдаче новых документов после 1991 года записывали узбеками. Когда в Узбекистане пришёл к власти И.Каримов, отношение к казахам и близкородственным каракалпакам существенно изменилось в худшую сторону. Корни этого общеизвестны, они находятся в глубине веков и требуют скрупулёзного изучения. Но такие вопросы, как известно, скрывают за пресловутой политкорректностью и необходимостью поддерживать добрососедские отношения. И. Каримов особо не страдал политкорректностью и его высказывания стали «достоянием» общественности, но самое главное, действия бывшего Президента, который с 1989 года до своей смерти определял политику государства по отношению к казахам и каракалпакам внутри страны. Спросите об этом каракалпаков, которые жаждут независимости. Спросите об этом казахов, живущих в Узбекистане. Поставьте на чашу весов высказывания И.Каримова на официальных встречах с Н.Назарбаевым и действия узбекской власти после того, как стало достоверно известно, что генерал С.Рахимов этнический казах. Демонтаж памятника, переименование района, переименование станции метро, словно генерал перестал быть героем войны, вообще замалчивание имени генерала, которого до этого считали национальным достоянием. Инциденты на границе, когда узбекские пограничники стреляли боевыми в мирных граждан и т.д. Кому-то что-то непонятно или опять будем нести политкорректную чушь. Да, И.Каримов- это не весь узбекский народ, но то, что было в истории Казахской Орды и современного Казахстана нельзя стереть и большинство казахов не питают иллюзий, но и не испытывают ненависти к соседям, просто всегда нужно знать – «от кого и что может прилететь». Очень много узбеков работает и торгует в Казахстане и не испытывает никакого дискомфорта, казахи народ не мелочный, а великодушный. Будем объективны, с приходом новой власти отношения существенно улучшились, памятник вернули на место, воздвигнут памятник Абаю и страны движутся в правильном направлении. Если мы честно и прямо будем смотреть на исторические факты и давать объективную оценку, у народа будет формироваться правильное, гуманистическое отношение к событиям и людям. Дорожить надо не мнением правителей, а мнением большинства простых людей, это и определяет в конечном итоге взаимоотношения между народами. Но вернёмся к Герою Советского Союза генералу С.Рахимову, он родился в казахской семье в Ташкенте, рано потерял отца и с детства испытал все невзгоды, вместе с матерью переехал к брату матери, Рахиму, отсюда и фамилия. В 1922 году он вступил в рабоче-крестьянскую Красную армию и с 1925 года командовал кавалерийским взводом, воевал с басмачами, был несколько раз ранен. После учёбы в Бакинской военной школе, с 1936 года начальник штаба Узбекского кавалерийского полка. В 1938 году С.Рахимов был арестован НКВД и уволен с армии и только через два года освобождён и восстановлен в армии. Войну начал в составе 27-го мехкорпуса 104 мотострелковой дивизии, получил ранение. После госпиталя назначен командиром стрелкового полка, участвовал в Ростовской оборонной и наступательной операции, первым со своим полком ворвался в Ростов и  приобрёл широкую известность в войсках, был награждён орденом Красного знамени. Назначен командиром дивизии, в 1942-43 годах награждён орденами Красного знамени и полководческим орденом Суворова, ему присвоено звание генерал – майора. Прошёл учёбу в высшей военной академии им. К.Ворошилова и 1944году назначен командиром гвардейской стрелковой дивизии. Он отлично проявил себя при прорыве нескольких рубежей Восточно-прусской  немецкой оборонной линии, которая считалась непреодолимой. В 1945 году генерал С. Рахимов получил смертельные ранения при прямом попадании крупного снаряда в штаб дивизии. Ему посмертно будет присвоено звание Героя Советского Союза. Жена генерала – дочь известного революционера, комиссара Алиби Джангельдина, родной сын Роман Рахимов, приёмный сын Идрис. Советский народ будет чтить память о герое, в честь него назовут район и станцию метро в Ташкенте, поставят памятник в центре столицы Узбекистана и в Самарканде. В Казахстане тоже чтут память о герое, в 2012 году у входа в парк Победы в Шымкенте, ему поставят памятник, назовут улицы в Астане, Алматы, Таразе. Но в 2011 году власти Узбекистана переименуют район и станцию метро, демонтируют памятник. Всё то, что сейчас делают на Украине, восхваляя нацистов и стирая память о советском прошлом. Возможно, и узбеки со временем пришли бы к отрицанию всего, что  связано с СССР, тем более что определённые предпосылки к этому были, но всё же разум возобладал в элитах Узбекистана. Цицерон сказал: « Достаточно малого, очень малого числа людей, поставленных во главе государства, чтобы исправить или испортить нравы народа». Мы порой недооцениваем это влияние, до тех пор, пока не наступают последствия этого, которые  мы даже не могли предположить. Примеры стран постсоветского пространства тому свидетельство. Народная мудрость гласит: не плюй в колодец, из которого воду пьёшь, прошлое - это родники, которые питают наше настоящее и будущее, давайте будем разумнее


Рецензии