Чернобыль. Воспоминание... Продолжение 2

 Часть 3

И вдруг Чернобыль напомнил о себе, спустя почти тридцать лет после катастрофы, самым необычным образом.

Руководитель организации, в которой я работала, обратился ко мне с просьбой помочь дочери одного высокопоставленного чиновника, от которого, как он меня заверил, зависит благоденствие нашего ЗАО, в работе над курсовым проектом. Девушка была студенткой третьего курса медицинского факультета, правда, Политехнического института. Пытаясь мне объяснить проблему, Александр Дмитриевич все время упоминал мышей и радиацию, в руках у него исписанный лист бумаги  и флешка. Я в полном недоумении ему отвечаю, что по отдельности  представляю себе и мышку, и даже что-то слышала о радиации, но как они взаимодействуют не понимаю даже с помощью этого листа бумаги. Тем временем он сбрасывает  с флешки на мой  компьютер  какую-то информацию и объясняет, что это докторская диссертация, в которой я найду ответы. Признаться, я, что называется, остолбенела, чтобы решить проблемы студентки, мне надо разобраться в диссертации по медицине и понять, как связаны грызуны и ядерная физика. Я предлагаю другой вариант: пусть девушка придет и сама объяснит, в чем проблема. Я, конечно, не сомневаюсь, что придет какой-то мажор, для которого  родители покупают диплом. И... была посрамлена, пришла симпатичная девушка Катя с умными глазами, с четким понимание задачи, над которой они бьются всей группой и не мог решить. А на носу сессия.

И... сердце - не камень. я обещала попробовать разобраться, если, конечно, хватит знаний, и погрузилась в чтение диссертации. Она была написана в одном из исследовательских медицинских институтов и, как мне показалась, не предназначалась для публичного чтения.
Первая глава была посвящена Чернобыльской катастрофе и ее последствиям для здоровья населения. Приводилась статистика по заболевшим, умершим в разных возрастных категориях по каждому району, подвергшемуся радиационному заражению. Возможно, для специалистов это все давно известные факты, но надо сказать - очень тяжелые факты.
 
В диссертации утверждалось, что даже спустя многие годы, наука еще не располагает данными об отдаленных последствиях на человеческую популяцию облучения малыми дозами.

Цель диссертации проверить эти последствия на мышах, облучая попеременно печень, почки и прочие органы, меняя интенсивность облучения на различных отрезках времени  и выработать математическую модель этого процесса.
Модель была достаточно простой, в ней разобраться было не сложно и, конечно же, прилежные студенты смогли бы решить задачу, если бы им ее правильно поставили.
Я связалась с Катей, спросила. кто им  ставил задачу - медики или математики? "Медики",- сказала она. -"Ну, так просветите их, что в таком виде задача не разрешима", - и подсказала, как исправить положение. В диссертации все это было описано.

Казалось бы, что Happy End - реноме организации сохранено, зачеты студентами получены, я вознаграждена коробкой хороших конфет и банкой хорошего кофе, но описание последствий катастрофы не выходят из головы . И это тоже о будущем.

 


Рецензии
Скупой, близко к газетному,(журналистскому) стиль,, но такой ёмкий, точный в нюансах описываемых событий, что веришь каждому эпизоду, каждому слову очевидца свершившейся трагедии. Я тогда особенно переживал за Киев. В 70-х годах я , занимался наладкой оборудования на Киевской ГАЭС в Вышгороде. Но каждый вечер проводил на Крещатике, Подоле, Дарнице. Я полюбил Киев и, читая ваши строки словно вживую видел его многолюдные улицы, заполненные перепуганными людьми с детьми на руках, в панике куда-то бегущими. Жутковатая картина. Как это Киев пережил, не представляю.

Вячеслав Мандрик   03.09.2022 20:25     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.