Александр Сергеевич

"Дачные байки"
   Глава 2 «Александр Сергеевич»

''Вопреки ожиданиям садовод получается не из семени, черенка, луковицы, клубня или путем прививки, а в результате опыта, под влиянием среды и природных условий''               
                Карел Чапек

 И  понеслось… Работа – дача - еще больше работы. Я, конечно, подозревала, что придется потрудиться, но, чтобы так упахиваться на своих двенадцати  сотках, – никогда! Абсолютно новые ощущения. На работе, когда узнали про масштабы земельного надела и посмотрели фотки, которые мы сразу же наснимали, рассказали анекдот  в тему.
  « Мужик купил дачу: домик и одна сотка земли.
- Так, что же ты там сажать и пахать будешь?!
-  Поэтому и купил »

А мои двенадцать соток -  целина,земля непаханая. Поднимать надо, только комсомол на помощь не призовешь. Дети как-то сразу охладели к даче, приезжали только на шашлыки. Так что «купили,  как говорится, - и радуйтесь».
Мы с мужем сразу разделили садовые обязанности. Стройка - это его прерогатива, а земельные работы - моя.

Дом, который мы приобрели, строился четыре года: по садовым меркам - долгострой. Да, и прежнему хозяину Александру Сергеевичу Ш. так и не удалось его достроить: покинул землю преждевременно. Соседи говорили, что уж больно много работал на даче, надорвался, заболел тяжело  и за зиму сгорел. Так что дом достраивать было некому. Не нужен был ни дом, ни сад никому кроме,  видно, Александра Сергеевича.
 
Мы выслушали эту печальную историю  из уст любопытной соседки, которая напросилась в гости, якобы для знакомства, а на самом деле поглазеть, как мы там организовываем свой быт в такой разрухе.

 Оказалось, что электричество в нашем садоводстве не было уже давно. В лихие девяностые украли провода. Дачный кооператив развалился. Осталось обрабатываемых участков около двадцати  - из ста двадцати, да и на них редко где стояли домики, приспособленные для жилья. Так что развернуть стройку в полную силу  не представляло никакой  возможности.  В это первое лето в нашей дачной жизни присутствовал исключительно ручной, почти «первобытный»  труд. ''Топор, пила и молоток, лопата, грабли и совок''-  эти рифмованные строки и стали слоганом  нашего дачного труда.

***
 Наше первое лето на даче началось с отпуска, который мы впервые в  совместной семейной жизни решили провести, не выезжая ни на какие моря и курорты. «Пляжный отдых у моря - это стереотип отдыха советского гражданина. А вот отдых на даче - это и есть полезный  физический труд для здоровья», - успокаивали мы себя.

 Сейчас, вспоминая те трудовые будни, я удивляюсь, как нам хватало сил за лето привести дом и участок в относительный порядок. Только помню, что работали на энтузиазме до темноты весь световой день, как на комсомольской стройке.
Еду готовили на костре, спали на мансарде на надувном матрасе, вместо душа обливались дождевой водой из бочки.

 Но куда подевалась моя бессонница? Заползая на  мансарду, рухнув на матрас, засыпала мгновенно, а утром тело гудело как от тяжелой тренировки в спортзале.
Вечерами, когда сон не сваливал, слушали радиоспектакли. Помню, что в наш первый дачный отпуск прослушали шестичасовой спектакль  по М. Булгакову «Мастер и Маргарита».
  Когда вернулась на работу, коллеги с завистью спрашивали:
- Похудела, загорела…  Где  отдыхала? На море? Куда ездила?

 Да,  мой санаторий  назывался дача в Серебрянке.  А что красиво! Санаторий «Серебрянка». А дачу мы свою ''фазендой'' прозвали, по бразильскому сериалу «Рабыня Изаура».

 Но я хочу рассказать не об ударных буднях на нашей фазенде, а о  загадочной птичке, которая появилась в нашем саду. Я заметила ее еще в день нашей  покупки дачи. С тех пор приезжая в сад, мы часто видели эту храбрую птичку, которая бесстрашно порхала рядом с нами, несмотря на то, что мы  с собой на дачу брали своего кота.

 Она часто была рядом, когда я копалась в земле, выхватывая червяков прямо из-под лопаты. Склонив головку на бок, смотрела черным глазом за тем, как муж пилил или строгал. По утрам, выходя из дома в сад, я высыпала хлебные крошки  с салфетки прямо у крыльца, и почти всегда из-под куста жасмина вылетала пташка.  Склонив голову и смешно прыгая как-то боком, она склевывала крошки и довольная улетала по своим делам.

 Однажды мне пришла в голову мысль под впечатлением прочитанной книги по философии буддизма о карме и переселении душ, что в этой птичке поселилась душа нашего бывшего хозяина сада Александра Сергеевича. Я поделилась этим соображением с мужем, и мы в шутку прозвали птаху «Александр Сергеевич». Она наблюдала, как отстраивается его незаконченная дача, как облагораживается земля в саду.
 
 Наши преобразования нравились нам. Работа, хотя и была тяжелой, но удовольствия и радости доставляло гораздо больше. Я говорила мужу: «глаза боятся, а руки делают». И Александру Сергеевичу видно это тоже нравилось, он  успокоился и стал появляться реже. Какие-то птичьи заботы стали для него важнее. Но всегда прилетал, когда к нам приезжали гости. И друзья, замечая смелую птичку, удивлялись и спрашивали:
- А что это за птичка в вашем саду подсматривает  за мной и со всем не боится?
- Это наш Александр Сергеевич,- смеялись мы. - Хозяин сада.


Рецензии