Троечка и её экипаж

Рассказывать про всемирно известные атомные подводные лодки всегда тяжело. Столько про них написано, снято. И гнусного, непрофессионального, амбициозного, а зачастую просто дилетантского вранья. И обжигающей душу правды. Возможно, именно поэтому рассказать про 19 - ую атомную подводную лодку  у меня пока не получается. Я вынужден был дополнить заголовок рассказа фразой "…Калейдоскоп воспоминаний" и тупо накидываю туда материал. В надежде, что когда - то из всего этого получится полноценный рассказ.

+ФОТО+ №1

Сегодня я попробую рассказать про пла К-3, "Ленинский комсомол". Я хотел назвать первоначально рассказ "Третья". Но решил, что будет очень уж сухо и официально. Это первая атомная подводная лодка ВМФ СССР и началось всё 9 сентября 1952 года с принятия постановления Совета министров СССР №4098-1616, подписанного Сталиным Иосифом Виссарионовичем, "О проектировании и строительстве объекта 627", ( http://www.malachite-spb.ru/177/ ), по этой ссылке Вы сможете найти текст постановления в удобочитаемом виде.

Для интересующихся технической стороной вопроса создания первой отечественной АЭУ для пла дам ссылку: ( ).

Про печально известный пожар 08 сентября 1967 года, унёсший 39 жизней советских подводников, порекомендую, пожалуй, вот это: ( ). Аналог : ( http://old.submarinersclub.ru/1_K_3.pdf ), на Ваш выбор.

Сам же вопрос постройки пла, становления её экипажа и героических океанских походов подробно рассмотрен непосредственными участниками событий контр-адмиралами Жильцовым Львом Михайловичем и Осипенко Леонидом Гавриловичем в книге "Атомная подводная эпопея. Подвиги, неудачи, катастрофы."

+ФОТО+ №2

И на этом пожалуй, про боевую историю подлодки всё. Я на "троечке" не служил и в море не ходил.

Дальше же я по мудрому принципу акына, жерше ("Что видел, о том пою") расскажу про то, как К-3, уже с выгруженными активными зонами реакторов в Полярном, прибыла на "Выдру" 28.10.2005 года для переоборудования в музей. И про её немногочисленный, но дружный экипаж под руководством капитана второго ранга Тищенко Андрея Викторовича. То есть про свои личные впечатления. Сразу скажу, что на подводной лодке, уже отнюдь не юной, поддерживался достойный флотский порядок. И служил её экипаж достойно и спокойно, без "залётов", надрыва и прочей никому не нужной ерунды. Умели они не только славно потрудиться, но и хорошо отдохнуть. На нижеприведённых фото день ВМФ и день корабля - 2005:

+ФОТО+ №3 … +ФОТО+ №12

То, что шашлыки устроены буквально в черте города, настоящего северянина не удивит. Там и грибы растут буквально "за околицей", и люди не всегда имеют время (желание) куда - то выезжать. Сам грешен - и шашлыки устраивал в сопках под окнами собственного дома, и бакланов костями кормил. Свиные рёбрышки сей знатной птицей поедаются и перевариваются без замечаний. Про мелочь вроде куриных костей я и говорить не буду.

Повторюсь, экипаж был дружный. Вёл себя солидно. И в этом в том числе заслуга и его командира. Который мог и запросто "с народом" отдохнуть. И строго спросить, в случае чего.

Примерно через год после прибытия "Ленкома" на акваторию завода мой комдив Соколов как - то решил меня подъебнуть:

-"Евгений, ты когда на К-3 последний раз был?"

-"В 1989 году, товарищ комдив, во время стажировки в Гремихе! Активные зоны на ней уже выгрузили и делать мне там абсолютно нехуй!" – ответил я.

Значительно позже, находясь по делам в отделе ЯРБ, я не удержался и посетил её. Поскольку стояла она тогда в эллинге, где, собственно говоря, и расположен ОЯРБ СРЗ "Выдра". Организация службы на подлодке мне понравилась. ДВС под руководством дежурного по подводной лодке капитана 3 ранга Кости Романенко, моего хорошего и давнего товарища, буквально заставила сделать запись в журнале, и выдала мне на память "гайку" с реакторного отсека. Но гайка оказалась пусть слабо, но радиоактивной, и её пришлось впоследствии утилизировать установленным порядком.

Настало время, и Андрею Тищенко пришлось обратиться ко мне по серьёзному вопросу. Я уж не знаю, какой гремиханский "мудрец" повесил на лицевой счёт пла универсальную систему водяной защиты (УСВЗ) с надводного корабля, но её нужно было списать. Я подошёл к этому вопросу креативненько. Оформил документы, захватил энное количество бутылок контрафактного ЮАР*овского вина. Скажу, что вино было просто обалденного качества, особенно красное. Я уж не знаю, какими путями оно попало в город Полярный, но продавалось оно буквально даром. Подводники - народ не жадный. Поэтому, получив carte blanche от Андрея Викторовича, я убыл в службу РХБЗ флота. С флотилийской справкой уже в кармане, естественно. Толя Прищепа, старший мичман, которого я знал уже много - много лет, был выделен в качестве персонального водителя. В службе РХБЗ флота я задал только один вопрос:

-"Я полагаю, весь Северный флот ждал, пока я с нашей ласточки, первопроходицы, эту хрень спишу?"

-"Геннадьич, ну ты же понимаешь… Ого!" - перебил сам себя ответственный за это дело (списание) офицер в звании капитана 2 ранга, искренне удивлённый глубиной понимания нами сути вопроса - "Тааак.., у меня бухгалтер на сверке.., но я оформлю документы сам!"

-"Толя, брат, нам сегодня в химслужбе флота рады - дуй за ДП (доппайком)!" – ответил я.

-"Мужики, Вы обалдели что ли?"

-"Работайте, пожалуйста, не отвлекайтесь, а мы пока покурим!"

Убыли мы из химслужбы флота довольные, как слоны после купания:

+ФОТО+ №13

Полагаю, центральный химический орган управления КСФ тоже получил приятные впечатления от посещения представителями легендарной подводной лодки.

Настал мой черёд озадачить экипаж К-3. Я попросил Толю встретить меня после санатория. В присутствии его командира. Когда же настало время "набрать его" в аэропорту Мурманска, я был слегка раздосадован его невнятным голосом. Обиды и паники не было - добраться домой, да ещё при наличии денег, проблем нет. Но было что-то около трёх часов ночи, я был утомлён южным солнцем и различными винно - нафталано - лечебно-ванными процедурами, и хотелось сделать это побыстрее. Тут трубку выхватил Андрей:

-"Женя! Стоп дуть, и ничего не предпринимать!! Скоро будем, ты, надеюсь, не пустой приехал?!!"

-"Обижаешь, Викторыч. И семья у меня, кстати, в отпуске!"

Вскоре, заехав в ближайший магазин и купив хлеба, колбасы и так, по - мелочи, мы устроили импровизированный пикник а la "третья боевая смена" прямо на капоте автомобиля. Время суток соответствовало. Оставив законные "на два пальца"; хотя я бы сказал, на здоровенный кулак, чачи мне на утро; меня  доставили прямо к подъезду. Водитель был абсолютно трезв. Но я - то нет! Раздосадованный тем, что меня не признаёт любимый кот, и полный впечатлений, я попытался включить компьютер. Дальше - не помню. Проснулся где - то к обеду. Рядом тихо сопит Персик. Компьютер включён. Левое стекло очков… гммм… отсутствует. -"Бляяяя, не вписался видно в поворот…" - подумал я. Надел запасные очки, удачно похмелился и принялся за приборку. Что творилось в гальюне - я Вам описывать не буду. Ключ оставляли подруге жены. Похоже, она кота только кормила и поила. Но, оказывается, я на автопилоте сделал раствор СФ-3К, как учили, и залил им всё это дело.

+ФОТО+№14

СФ-3К выдавался "наразвес". Поэтому на фото пачка военно - химического порошка послабее, но сути это не меняет.

Через полчаса кафельный пол сиял. Щавелевая кислота и поверхностно-активные вещества сожрали, отслоили всё. Даже краску.

Шли бесконечные совещания, принимались какие - то там решения, составлялись протоколы:

+ФОТО+ №15, 16

Но денег не было.

-"Видно и её, как и 19 -ую, зарежут…", с горечью подумал я, спозаранку ранней весной 2011 года, покидая СРЗ "Выдра". Навсегда. Числясь "помощником дежурного по живучести… группы кораблей…". БСК, а не наряд. "Бред сивой кобылы". Заранее предупредив на полярнинском разводе ДВС, в казарме 86-го однремпл:

-"Мужики, у меня наряд последний на военной службе. Обещаю честно отстоять ночь, а с утра первым автобусом убываю домой. Мой телефон: …"

Оставил я свой номер и представителю К-3, также непонятно зачем оставленному на сутки на ПКЗ-141. Экипаж "троечки" был уже сокращён до полного безобразия, и на подлодке неслась совместная вахта немногочисленных военнослужащих и примкнувших к ним гражданских.

Я не мог и не могу равнодушно читать и тогда, и сейчас, новости о дальнейшей судьбе этой подлодки. И каждый раз надежду сменяет отчаянье. Горечь и боль.

Неужели, ****ь, мы такая нищая страна, что не в состоянии позволить себе музей - мемориал из одной - единственной атомной подлодки, "троечки"?!! Чтобы тысячи людей, служивших на атомоходах, да и действующие подводники, с гордостью могли привести туда своих детей? И сказать:

-"Смотрите, с Неё всё начиналось!"

Крайняя имеемая у меня по данному вопросу информация: ( https://tass.ru/obschestvo/9793007 ), ). И воспринимаю я её с осторожным оптимизмом.

Где-то осенью 2009 года, незадолго до расформирования дивизиона, о котором все знали заранее, по плану боевой подготовки у нашего штаба в план был забит приём задачи ЛЗ-1 у войсковой части 60060. На ОФИ*шной лодке это простая проверка документации и отработки организации службы. "Троечка" к тому времени уже плотно стояла в объекте 11 (эллинге). И реакторный отсек у неё был уже вырезан. Нос и корма. Отдельно. Так что даже какую-никакую учебно-аварийную тревогу на пла в таком состоянии никто играть и не собирался. Даже наш неугомонный НЭМС. Комдив был в командировке, в Москве. Честно говоря, всем уже было всё похую. Поскольку ни наш дивизион, ни мы сами, в основной своей массе дававшие присягу ещё СССР, в "новый облик" ВС РФ не вписывались. К примеру, со мной лично беседовал начхим флота капитан 1 ранга Куташов В.В. и сказал:

-"Женя, извини, у меня мест нет. Я лейтенантов - выпускников не знаю, куда пристроить…"

Все строили планы дослужить за штатом, как получится. И съебать с Северов на заслуженный отдых, на пенсию. Окончательно и бесповоротно, получив перед этим квартиру по избранному месту жительства. Поэтому к предложению Андрея Тищенко "принять задачу" на базе отдыха "Лесная" ВРИО командира дивизиона, мой крайний начальник штаба, капитан 1 ранга Мельников Владимир Иванович воспринял с пониманием. А мы, флагмана, особенно.

+ФОТО+ №17

В назначенный день рано утром у полярнинского поста ВАИ собралась кавалькада автомашин. Экипаж К-3 закупил "Эталон", водку на кедровых орешках, в немерянном количестве. За свежим пивом "Кольским" мы заехали прямо к КПП одноимённого пивзавода. И набрали в маленьком магазинчике уж не помню сколько канистрочек.

Шашлыки, шикарный ужин, танцы с отдыхающими на "Лесной" чьими - то жёнами, сауна, бильярд, прогулки по территории - было всё. Эти сутки отдыха лично для меня вылились в прощание с Севером и Службой. Понравилось всё. Очень. Кроме одного - в меня словно чёрт вселился. И я никак не мог напиться. Угомонить меня где - то заполночь смог только мой друг - ныне покойный Александр Дмитриевич Кузин.

Написать про Сашу рассказ у меня рука не поднимается, поэтому приведу здесь его фотографию:

+ФОТО+№18

Я поспал часа три-четыре, мрачно осмотрел расхуяренную в хлам почти новую трубку "Моторола", и пошёл пить дальше. После обеда на следующий день, ещё не отрезвевший, я был доставлен домой.

Вот, пожалуй, и всё. Приведу лишь список экипажа К-3, нашёл недавно:

1. КПЛ - Капитан 2 ранга Тищенко Андрей Викторович

2. КЭМБЧ - Капитан 3 ранга Александрин Михаил Евгеньевич

3. КДД - Капитан 3 ранга Жабокрицкий Виктор Леонидович

4. КГДУ- Капитан-лейтенант Павлов Кирилл Александрович

5. КДЖ - Капитан 3 ранга Романенко Константин Александрович

6. КЭТГ - Капитан-лейтенант Засыпкин Игорь Николаевич

7. Техник ДД - Старший мичман Клоков Игорь Анатольевич

8. Старшина команды электриков - Мичман Язев Владимир Александрович

9. Старшина команды трюмных - Мичман Прищепа Анатолий Степанович

10. Техник ГДУ - Мичман Зварко Юрий Павлович

11. Старшина команды турбинной - ВАКАНТНАЯ

12. НХС - Мичман Усиченко Андрей Владимирович

13. Машинист-трюмный - Главный старшина Залевский Михаил Васильевич

14. Командир отделения трюмных - Главный корабельный старшина Аврамишин Виктор Калистратович

15. Командир отделения турбинистов - Главный старшина Бибеев Олег Владимирович

16. Машинист-трюмный - Старший матрос Коккозов Тамерлан Кыдыралиевич

17. Спецтрюмный - Главный корабельный старшина Захарчук Андрей Олегович

18. Командир отделения трюмных - Главный корабельный старшина Павликов Сергей Алексеевич

19. Машинист-трюмный - Главный корабельный старшина Шабунин Александр Витальевич

20. Машинист-трюмный - Главный старшина Чугунов Игорь Анатольевич

21. Машинист-трюмный - Старина 1 статьи Харченко Виктор Николаевич

22. Электрик - Главный корабельный старшина Борисов Сергей Владимирович

23. Электрик - Старшина 1 статьи Дмуха Андрей Александрович

24. Старший боцман - Старший мичман Рогов Сергей Александрович

( Источник: файл "Список ЛС 254 з-за.doc", от 9 сентября 2005 г., 9:03:26 )

А напоследок я скажу: -"Мужики, я Вас всех помню! С Вами и служить было приятно, и песни ночью поорать при случае. Я абсолютно уверен, что и на "гражданке" у Вас всё хорошо. Желаю крепкого флотского здоровья и удачи всегда и во всём всему крайнему экипажу "Троечки", а его командиру особенно!"

Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3
Приложение №4
Приложение №5
Приложение №6
Приложение №7
Приложение №8
Приложение №9

P.S. ссылка: ( ). Лодка в Кронштадте, есть шанс дожить до открытия музея!!! )))
.


Рецензии