Встреча 6 с художником Павлом Михайловым

 А.Г Варнек. Автопортрет с палитрой и кистями в руке.1805-1806. ГТГ

Настоящая миниатюра продолжает серию миниатюр автора, выставляемых на сайте проза.ру. Посвящены они малоизвестному художнику, выпускнику Императорской академии художеств, академику Михайлову Павлу Николаевичу [1786 – 1840]. Примерно двести лет тому назад он учился вместе с Варнеком Александром Григорьевичем [1782 – 1843], нашим с братом Александром пра-пра-пра-дедом, в Императорской академии художеств, в портретном классе С.С. Щукина. А в последующие годы оба выпускника проживали вместе в известном в те годы «розовом» доме на Васильевском острове в Санкт-Петербурге.

Первая половина жизни у П.Н. Михайлова была малопримечательной, исключая два ярких факта, которые эту жизнь украсили. Так в 1809 году он написал самый первый портрет известного российского скульптора и медальера Толстого Федора Петровича [1783 – 1873], который, кстати, также проживал в другом розовом доме, находящемся по соседству, на Васильевском острове. Другой яркий факт биографии Михайлова – его участие в Отечественной войне 1812 года.

Однако вторая половина жизни Павла Михайлова стала, по существу, подвигом художника. Он дважды в качестве художника участвовал в кругосветных плаваниях, при этом итогом первого кругосветного плавания 1819 – 1821 годов под командованием капитана 2-го ранга Ф.Ф. Беллинсгаузена на шлюпе «Восток» стало открытие Антарктиды.   

П.Н. Михайлов, выполнив во время данного плавания огромное количество графических и акварельных зарисовок, создал, тем самым, множество документов, подтверждающих открытие 6-го континента, сделанного российскими моряками. О том, что это за «документы», я расскажу еще не скоро. Ну а до этого, с целью ликвидации белых пятен в биографии художника, попытаюсь отыскать крупицы информации, относящиеся к первой половине жизни художника.

Ниже  расскажу об одной любопытной находке, которую  сделал, листая Каталог одной грандиозной выставки, прошедшей в Санкт-Петербурге 20 лет тому назад [1]. Каталог этот, кстати, подарила мне известный искусствовед НИМ РАХ, Целищева Луиза Николаевна, автор монографии, посвященной  художнику и педагогу Степану Семеновичу Щукину, которую автор охарактеризовала такими словами: «Настоящая работа является первым опытом широкого исследования о Щукине, построенным на возможно более полном привлечении неизвестных ранее материалов, позволяющих значительно дополнить и во многом пересмотреть существующее представление о художнике [2]. 

Приступив к написанию миниатюр, посвященных жизни и творчеству художника Михайлова, я после большой паузы открыл Каталог выставки, и  просматривая в нем экспонаты выставки, сделал маленькое открытие. То, что в экспозиции данной выставки находилось три портрета художника А.Г. Варнека, а также портреты Рокотова, Левицкого, Тропинина и Антропова, я уже давно знал.

Но сейчас обнаружил, что в экспозиции  этой выставки наряду с работами  названных и других известных художников  находилась работа и одного, никому не известного художника.  И им является герой наших миниатюр, работа  которого «Портрет архитектора, занимающегося черчением планов и фасадов», была выполнена в 1807 году, через год после окончания им Академии художеств.

И она сохранилась (!), и находится сейчас, как оказалось, в собрании НИМ РАХ. Более того, данная картина открывает собою портретную часть выставки, состоящую в большинстве своем из произведений известных и выдающихся художников (см. ниже, в конце миниатюры). Вот что сообщает Л.Н. Целищева о данном портрете, выполненном согласно заданной Щукиным программе:

«Изображенный архитектор действительно занят «в черчении» и именно «планов и фасадов». На столе перед ним разложены план второго этажа и фасад здания Академии художеств, открыта готовальня, вынуты инструменты, опущена в стакан с водой кисть. В правой, лежащей на чертеже руке – циркуль, левая рука поддерживает склоненную в раздумье голову. Не противоречит такому предположению и довольно большой размер полотна, т.к. в заказах портретного класса на необходимые материалы встречаются близкие по величине и пропорциям рамы.…

Однако Совет «по осмотре» представленной работы воздержался от награждения. Причиной тому могли быть имеющиеся  в портрете очевидные погрешности в рисунке как самой фигуры, так и деталей. Длительные поиски правильного положения головы модели внесли неопределенность густых теней  и неопределенность густых теней и неоправданность черноты и живописи. С трудом справился художник и с постановкой ног фигуры.

Тем не менее, сама голова на портрете написана мастерски. Здесь открывается настоящее искусство художника-портретиста, умение его работать с натуры, точно и цепко схватывать индивидуальное, наиболее характерное для данного человека. Можно усмотреть в трактовке лица архитектора нечто, сближающее его со следующей по времени работой Михайлова – портретом скульптора и медальера Ф.П. Толстого.

Может быть, именно он и сочинил занимающий нас «портрет архитектора», используя для композиции постановки, натюрморта и деталей все, что было под рукой в Академии – картину, мебель, чертежи, книги, инструменты.
А для головы портретируемого несколько сеансов писал с натуры кого-то из академического окружения».

Если гипотеза Луизы Николаевна верна, то тогда выходит, что художник П.Н. Михайлов и "его модель, Ф.П. Толстой", познакомились не в 1809 (во время написания портрета), а в 1807 году или даже раньше.            

ПОРТРЕТЫ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ НА ВЫСТАВКЕ 2002 г., ПОСВЯЩЕННОЙ 300- ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА [1]

1. Михайлов П.Н. 1786 –1840.  Рейтинг 4А.
Художник архитектуры, занимающийся в черчении планов и фасадов. 1807
2. Левицкий Д.Г. 1735 – 1822  Рейтинг 1.
Портрет великого князя Павла Петровича. 1780-е 
3. Лами И.Б. старший. 1751 – 1830. Рейтинг 3В,
Портрет почетного любителя ИАХ  П.В. Завадского. 1794
4. Варнек А.Г. 1782 – 1843.  Рейтинг 2В.
Портрет почетного любителя ИАХ графа С.О. Потоцкого. Ок. 1802
5. Варнек А.Г. 1782 – 1843.  Рейтинг 2В.
Портрет почетного любителя ИАХ графа Н.С. Мордвинова. Ок. 1812
6. Тропинин В.А. 1776 – 1857.  Рейтинг 1.
Портрет почетного любителя ИАХ Д.П. Татищева. 1827 
7. Вениг К.Б.  1830 – 1908.  Рейтинг 3В.
Портрет президента ИАХ графа К.А. Шуазеля-Гуфье. 1869
8. Будкин Ф.О. 1860 – 1850. Рейтинг  4В. 
Портрет гравера, хранителя музея ИАХ  А.Г. Ухтомского. 1845
9. Варнек А.Г. 1782 – 1843.  Рейтинг 2В.
Портрет профессора ИАХ, скульптора И.П. Мартоса. 1820
10. Шпортунов Н.П. Портрет профессора ИАХ, С.К.Зарянко. 1866
Сведений о художнике нет, но портрет известного художника прекрасный.
11. Вишневецкий М.П. 1801–1871. Рейтинг 4В.
Портрет М.Е. Лобанова. 1848. Звание академика
12. Бронников Ф.А. 1827 –1902. Рейтинг 3В.
Портрет художника А.А. Иванова (Рейтинг художника 1).
13. Пожалостин И.П. 1837 – 1909. Рейтинг 2В.
Портрет художника К.П. Брюллова. 1872
14. Рокотов Ф.С. 1735 – 1808. Рейтинг 1.
Портрет И.Н. Тютчева. Не позднее 1768
15. Антропов А.П. 1716 – 1795. Рейтинг 1. 
Портрет генерал-аншефа, сенатора графа В.В. Фермора. 1765

Завершая миниатюру, подумал об иллюстрации к ней. Собирался ранее скопировать «Портрет архитектора из Каталога [1], но решил поместить его в одну из очередных миниатюр, а вместо этого прилагаю к настоящей миниатюре первый автопортрет Александра Варнека, как одного из близких спутников жизни  Павла Михайлова.

Произведение это в Списке работ художника, содержащем 304 наименования, идет под номером 69, называется так: «Автопортрет с палитрой и кистями в руке». Был выполнен в Риме в 1805 – 1806 гг., в котором Александр Варнек находился  как пенсионер Императорской академии художеств, уехав в Италию 20 июня 1804 г. и вернувшись в Россию лишь 5 октября 1809 г. Размеры  портрета 55,7 х 47,1, а находится он в собрании Государственной Третьяковской галереи.

Этому первому произведению в галерее автопортретов художника давали лестные оценки его современники, которых поражала в нем тонкость передачи солнечного освещения, столь необычная для русского искусства начала XIX столетия.  И они долго почитали этот портрет «единственной в своем роде вещью».

Большое внимание «Автопортрету с палитрой и кистями в руке» уделил исследователь творчества А.Г. Варнека, искусствовед В.С. Турчин. В своей первой публикации 1976 г. в журнале «Художник» он отмечает  самоуверенный взгляд и нарочито артистический облик художника на портрете: «Крупная голова с четкой проработкой всех форм, увенчанная копной густых волос, выделяется на фоне открытого окна. За окном – синее итальянское небо. Краски на палитре показаны рельефно и это именно те краски, которыми написан портрет < --- >. «Автопортрет с палитрой и кистями в руке» открывает  серию изображений художника, которые создавались им на протяжении всей жизни» [3].

В последующей монографии искусствовед  детализирует описание произведения: «Есть какая-то определенность и, можно сказать, предопределенность в трактовке каждой детали произведения, в голубизне неба, в структурной кристалличности домов у подножия гор, в красках на палитре. Это же чувствуется и во всем образе художника 
< --- >. Мягкий свет, скользящий по лицу, обрисовывает его большими общими массами. Шейный платок яркого красного цвета составляет сильную колористическую доминанту, придавая и другим краскам активное звучание»[4].  Здесь можно отметить, что подобные элементы красного цвета на портретах стали в дальнейшем  часто используемым приемом в творчестве художника. 

После публикаций В.С. Турчина « Автопортрет с палитрой и кистями в руке» неоднократно упоминался  и воспроизводился в словарях и альбомах.  Так в известном словаре «Русские художники» говорится, что подлинный творческий дебют художника состоялся в Риме, а написанный им здесь «Автопортрет с палитрой и кистями в руке» назван программным произведением нового художественного направления – романтизма, формировавшегося в Европе в первое десятилетие XIX века [5].

В прекрасном альбоме «Русские художники от А до Я», в котором опубликовано 212 цветных репродукций картин русских художников  XVIII – XIX веков, на странице А.Г. Варнека воспроизведен именно его «Автопортрет с палитрой и кистями в руке». При этом отмечено, что «изобразив себя в нарочито артистическом облике, Варнек, сам того не предполагая, оказался у истоков эпохи романтизма в русском искусстве» [6]. 

Информация об обсуждаемом автопортрете  имеется в трех каталогах Государственной Третьяковской галереи  1952, 1984 и 2005 гг., при этом  ценность последнего из названных выше каталогов ГТГ состоит в том, что в нем приводятся, по существу, истории бытования произведений: указаны их владельцы, места и названия выставок.  Говоря о выставках, можно отметить, что  автопортрет  выставлялся на них 12 раз, в том числе на Таврической выставке 1905 г. и четырех зарубежных.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Каталог  выставки «Из собрания научно-исследовательского музея Российской академии художеств», посвященной 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга. М. 2002.
2. Целищева Л.Н. Степан Семенович Щукин. 1762 – 1828. М., Искусство. 1979.
3. Турчин В.С. Полузабытый мастер. Журнал «Художник». 1976. №8. С. 46-49.
4. Турчин В.С. Александр Григорьевич Варнек, 1782-1843. М. Искусство, 1985.С.25.
5.Русские художники: Энциклопедический словарь. СПб. Азбука, 2000. С. 105.
6. Русские художники от А до Я. Альбом. М. Слово/Slovo. С.203.      
 
                25.01.2021


Рецензии