Запад и кризис либерализма
Если же мы будем говорить о либерализме в контексте внутреннего общественного идеала, практике демократического управления, терпимости и свободы критики, то и здесь намечаются весьма важные проблемы. Я бы отметил прежде всего проблему меньшинств и даже субкультурных групп, которые стали активно диктовать свои требования, зачастую ущемляя личные границы остальных граждан. Агрессивно настроенные представители таких групп зачастую хотят не просто равенства (оно и так есть уже давно), но именно более выгодные для себя преимущества, ссылаясь на угнетенное положение в прошлом и как бы долг бывших угнетателей в лице «большинства» воздать им компенсацию. С этими проблемами столкнулись США и страны Европы, хотя вторые в большей степени страдают из-за ошибочной необдуманной миграционной политики и терпимости к набирающему силу исламскому радикализму внутри новых гетто. Америка же разрываема противоречиями не только социально-классового характера, но и проблемой внутреннего расизма, конфликтами черных и белых. И современные события ярко демонстрируют эти проблемы, а в обществе все сильнее активизируются крайние формы левого или правого радикализма, жажда насилия и погромов. К сожалению, уже пошатнулся привычный нам всем мир спокойного существования без классовых, религиозных или национальных конфликтов. На постсоветском пространстве, взявшим курс развития по рыночному пути с сохранением авторитарных методов управления (т.н. управляемая демократия), также активизируются локальные конфликты, которые были невозможны в годы СССР. Либерализм как теория не предусмотрел один важный момент. Дело в том, что так до конца и не понятно, где та самая граница между терпимостью к свободе мнений и посягательств этих «мнений» на права мирных законопослушных граждан. Как сохранить мультикультурность и терпимость, когда появляются меньшинства, заявляющие о своих «особых правах» и демократическое государство начинает руководствоваться не здравым смыслом, а страхом как-то обидеть эти самые меньшинства и тем самым получить обвинения в тирании. Если кто-то думает, что это все мелочные частные проблемы современных демократий и не стоит на них заострять внимания, то он сильно ошибается. Никакая «идеальная» из современных моделей демократии не гарантирует полной стабильности и отсутствия каких-либо конфликтов. Один из ярких политических философов Фрэнсис Фукуяма поднимал в своих трудах весьма интересную мысль касаемо возможных вызовов, которые будут брошены либеральной демократии даже в случае ее повсеместного распространения. В концепции Фукуямы подчеркивается важность тимотического начала в человеке, а именно жажда признания, престижа, борьбы за определенные идеалы. Даже торжество полного равенства и справедливости вызовет противодействие у некоторых людей, желающих новой борьбы и уставших от скуки мирного комфортного существования в идеальной демократии. И тот порядок, за который боролись предыдущие поколения как самый справедливый и гуманный, будет тут же опрокинут борьбой нового поколения, неудовлетворенным утратой идеалов и образовавшимся «идеологическим вакуумом». По мнению философа, конец истории и отказ от борьбы означает утрату истинно человеческого и превращение в укрощенного животного, удовлетворенного материальным комфортом, то есть своеобразную дегуманизацию. И в то же время, как это ни парадоксально, активизация «воли к власти» и жажды «великих свершений» может вызвать взрыв либеральной демократии изнутри, тем самым приведя мир к новым войнам и революциям. Таким образом, либерализму придется столкнуться с новыми вызовами, на которые ему придется отвечать. Если же западный мир не переосмыслит тот факт, что мир кардинально изменился и возврат к порядку XX века уже невозможен, то ему очень сложно будет решать глобальные и внутренние проблемы современности. Я считаю, что нельзя потерять основную ценность либеральной парадигмы, а именно права человека, свободу слова и информации. Можно сколько угодно критиковать либеральную экономическую теорию с ее пренебрежением к социальному аспекту общества, но нельзя отбрасывать гуманистические и политические достижения либерализма.
Свидетельство о публикации №221012501706
Владимир Савельев 1 25.01.2021 22:54 Заявить о нарушении