Г. Ф. Лавкрафт - У истоков

H. P. Lovecraft: At the Root (По существу дела)

     Для тех, кто смотрит не только на внешнюю сторону, нынешняя всемирная война поразительным образом открывает больше чем одну антропологическую истину; и среди них нет более глубокой, чем та, которая касается сущностной неизменности человечества и его инстинктов.
     Четыре года назад большая часть цивилизованного мира страдала от определенных биологических заблуждений, которые, в определенном смысле, могут быть ответственны за масштабы и продолжительность нынешнего конфликта. Эти заблуждения, которые были основой пацифизма и других пагубных форм социального и политического радикализма, касались способности человека развиваться умственно, выходя за пределы своего прежнего состояния подчиненного инстинкту приматов и враждебности, и вести свои дела и международные или межрасовые отношения руководствуясь разумом и доброй волей. То, что вера в такие способности ненаучна и по-детски наивна, не подлежит сомнению. Факт остается фактом - самая цивилизованная часть мира, включая наших собственных англосаксов, поддерживала достаточно этих понятий, чтобы ослабить военную бдительность, сделать упор на вопросы чести, довериться соглашениям и позволить могущественной и беспринципной нации беспрепятственно и не вызывая никаких подозрений в течение пятидесяти лет готовиться к всемирному грабежу и резне. Сейчас мы пожинаем плоды нашего простодушия.
     Прошлое - в прошлом. Мы можем сейчас лишь сожалеть о своих прежних безумствах и искупить их, совершив смертельный крестовый поход против монстра с восточного берега Рейна, которому мы позволили расти и процветать прямо на наших глазах. Но будущее несет больше ответственности, и мы должны подготовиться к тому, чтобы защититься от любого возрождения доброжелательных заблуждений, потому что четыре года крови едва ли смогли навсегда отбросить сентиментальную точку зрения, и взглянуть на наш вид только холодными глазами науки. Мы должны признать, что жестокость является основой в животном, называемом человеком, и вернуться к более старым и более прочным принципам национальной жизни и защиты. Мы должны понять, что природа человека останется прежней, пока он остается человеком; что цивилизация - всего лишь легкое покрывало, под которым доминирующий зверь сладко спит и готов проснуться в любой момент. Чтобы сохранить цивилизацию, мы должны с научной точки зрения иметь дело с этим грубым элементом, используя только подлинные биологические принципы. Рассматривая самих себя, мы слишком много думаем об этике и социологии - и слишком мало о простой естественной истории. Мы должны понимать, что период исторического существования человека, - период настолько короткий, что его физическая конституция не изменилась ни в малейшей степени, - недостаточен для того, чтобы допустить какие-либо значительные психические изменения. Инстинкты, которые управляли древними египтянами и ассирийцами, также управляют и нами; и как древние думали, хватали, боролись и обманывали, так и мы, современные люди, будем продолжать думать, хватать, бороться и обманывать в глубине своих сердец. Изменения только поверхностные и видимые.
     Отношение человечества к нечто неуловимому варьируется в зависимости от его психической конституции и окружающей среды. С помощью определенных способов мышления и тренировок его можно значительно повысить, но всегда есть предел. Человек или нация с высокой культурой могут до конца осознавать ограничения, налагаемые условностями и честью, но сверх определенного момента примитивную волю или желание невозможно обуздать. Не получивший страстно желаемое, - индивид или государство, - будет долго спорить и вести переговоры - затем, если побуждающий мотив будет достаточно велик, отбросит все правила и сломает каждое возникшее препятствие, злобно бросившись за столь страстно желаемым объектом; к тому же более яростно из-за прежних подавлений. Единственный решающий фактор в человеческих решениях - физическая сила. Этому мы должны научиться, какой бы отвратительной ни казалась эта мысль, если мы хотим защитить себя и свое общество. Опора на что-либо еще ошибочна и губительна. Неописуемо опасны голоса, которые иногда слышны сегодня, осуждающие продолжение вооружений после окончания нынешних боевых действий.
     Конкретное применение научной истины о природных инстинктах человека будет найдено в принятии послевоенной международной программы. Очевидно, что мы должны принять во внимание изначальное основание и обеспечить поддержание культуры методами, которые выдержат испытание стрессом и противоречивыми амбициями. Только в разочаровавшей дипломатии, достаточном вооружении и всеобщей военной подготовке можно найти решение мировых проблем. Это не будет идеальным решением, потому что человечество несовершенно. Это не отменит войну, потому что война является выражением естественной человеческой тенденции. Но это, по крайней мере, обеспечит ориентировочную стабильность социальных и политических условий и предотвратит угрозу всему миру из-за жадности любой из его составных частей.


Рецензии