Испытание на мужество

ТАМАРА АВРАМЕНКО - http://proza.ru/avtor/tavriya1949 - ПОЧЁТНОЕ ТРЕТЬЕ МЕСТО В КОНКУРСЕ "ПУБЛИЦИСТИКА 4" МЕЖДУНАРОДНОГО ФОНДА ВЕЛИКИЙ СТРАННИК МОЛОДЫМ
            
Очерк
                Дню в\ч 42107 войск ПВО
               
                Запорожского гарнизона
               
                посвящается
      Как часто мы произносим слова, не задумываясь о смысле. Героизм, мужество, подвиг… Эти слова стали привычны нашему слуху, обыденны. А произносить их надо с благоговением. Герой – человек, сознательно рискующий своей жизнью ради других. Сколько стихов, песен сложено об этом!  Со словами «героизм», «подвиг» связаны воспоминания о самой трагической странице нашей общей родины – СССР. И никому не удастся её переписать на свой лад. Человечество навсегда запомнит 9 мая 1945 года.
       Навсегда запомнит 13 мая 1987 года семья Полуниных. События этого дня остались и в памяти сослуживцев 738-го истребительного полка в\ч 42107 войск ПВО Запорожского гарнизона.
       Игорь Полунин, лётчик первого класса, готовился к ночным полётам. Привычная для пилота работа. Поцеловав жену и дочку, вышел из дому. Прохладный ветерок забрался за ворот куртки, бодрил. Шагая улицами сонного гарнизона, он думал о том, что скоро их, Полуниных, станет четверо. Жена Наталия должна была вот-вот родить.
       На стоянке, готовый к полёту, поджидал «МИГ-25ПД», истребитель-перехватчик. Тогда пилот и представить не мог, что идёт навстречу серьёзному испытанию, смертельной опасности, навстречу мужественному поступку.
       Человек так устроен, что до поры до времени не знает, какие силы в нём дремлют, на что способен. Скажи тогда Игорю, что он герой, улыбнулся бы и возразил:
- Да какой там герой!
        А улыбка у Полунина мягкая, располагающая. Всегда позитивный, надёжный, лёгкий в общении, в коллективе Игорь пользовался заслуженным авторитетом.
        Закончены предполётные формальности, «МИГ» вырулил на взлётную полосу, руководитель полётов дал разрешение на взлёт. Разбежавшись по бетонке, самолёт легко оторвался и стал набирать высоту. Сразу на взлёте пилот обнаружил возгорание двигателя. Это уже потом специальная комиссия назовёт причину пожара: обломок лопатки турбины левого двигателя отлетел и пробил топливный бак перед самым отрывом от полосы, возгорание произошло мгновенно. В заключительном акте будет указано: «Причина возгорания – конструктивно-производственный недостаток». (попросту, усталость металла).
       А тогда в небе, на критической для полёта высоте, нужно было принять решение. Счёт шёл на секунды. По расчётам Игорь знал, внизу город, люди отдыхают после трудового дня. Нельзя допустить, чтобы горящая махина обрушилась и унесла чьи-то жизни. На какую-то долю секунды мелькнули родные глаза Наташки, её тёплый, нежный взгляд.
       Огонь уже со всех сторон пожирал корпус. С земли неслась команда:
- Прыгай! Прыгай!  …  … - руководитель полётов крыл пилота крепким словцом.
      А он не слышал, связь была прервана.
      Находившиеся в воздухе лётчики, выполнявшие поставленную задачу, и все, кто был в это время на стоянке, в едином порыве орали:
- Полуха, прыгай! – словно на оставшейся высоте в 400 метров он мог расслышать. Все понимали: потушить невозможно.
       Что первое приходит в голову, когда грозит смертельная опасность? «Спасайся!» Мы рассуждаем об отваге. В чём она заключается? В своё время Нельсон Мандела сказал так: «Отвага – это не отсутствие страха, а победа над ним. Отважный человек – это не тот, кто не испытывает страх, а тот, кто с ним борется».
        Пилот от бога, настоящий лётчик-профессионал, Полунин сделал всё, что мог: отключил левый двигатель, правый поставил на «стоп», привёл в действие систему пожаротушения. Но погасить огонь не удалось. Тогда лётчик направил горящую машину в сторону Кушугумского залива, надеясь, что тот упадёт в воду.
       «Отставить панику! Во что бы то ни стало увести самолёт подальше, на безопасное для жизни людей расстояние», - сам себе отдавал приказ Игорь Геннадьевич. Только убедившись, что никто не пострадает, покинул уже не управляемую пылающую машину. Спускаясь на парашюте, успел заметить: поток воздуха развернул «МИГ» в сторону посёлка Балабино, и тот рухнул на дальние огороды, не причинив вреда людям.
       Испытание на мужество Игорь Геннадьевич прошёл достойно.
       Выехавшая к месту катастрофы поисковая служба пилота не обнаружила. Стоянка гудела, ребята волновались:
-  Как сообщить семье? Как воспримет известие супруга? Женщина ждёт ребёнка, последствия могут оказаться непредсказуемыми.
       … Придя в себя, чувствуя под ногами твёрдую почву, Игорь глянул на часы (стрелки указывали 23:15) и направился в часть пешком. Шёл по проезжей дороге навстречу транспорту. Увидев приближающийся огонёк дальнего света, поднял руку и остановил. Милицейский патруль на «ГАЗике» доставил Полунина в гарнизон.
      С той трагической ночи прошли годы. В истории советской авиации 738-ой истребительный полк в\ч 42107 войск ПВО под командованием полковника Анатолия Яковлевича Торопчина, победитель в соревнованиях по БД, навсегда останется лучшим полком в бывшем СССР. Жива традиция: каждый год 19 ноября в день части встречаются однополчане, поднимают 100 грамм за тех, кто покинул этот мир. А потом вспоминают дни службы.
       А как же наш герой? Где он?
      Игорь Геннадьевич Полунин закончил службу, демобилизовался. Будучи коренным москвичом, вернулся в родной город. Здоровья и счастья тебе, герой!
                06.11.2020



На Конкурс "Публицистика 4" http://proza.ru/2020/11/02/1013 Международного Фонда Великий Странник Молодым


Рецензии