В день рождения С. Моэма Беседа о старости

25 января 1874 года родился Уильям Сомерсет Моэм – британский писатель, один из самых преуспевающих прозаиков и драматургов прошлого века, автор 78 книг, агент британской разведки.

Отмечая эту дату наш друг, независимый журналист М. Михайлов, удрученный быстротекущим временем и маячащей на горизонте старостью, решил выяснить, как воспринимал возрастные изменения его любимый писатель.

О старости

«Старость самая неожиданная вещь на свете, потому что стариком вдруг
оказывается юноша и видит, как на него обрушивается все то, над чем он
смеялся, и что, по его мнению, никогда не должно было его коснуться».
Рамон Гомес де ла Серна


М. – Уважаемый мистер Моэм, Вы прожили долгую жизнь – что Вы думаете о старости: есть ли у этой поры жизни человека хоть что-нибудь приятное?

С. М. – Главное преимущество старости – духовная свобода. Наверное, это не в последнюю очередь объясняется безразличием, с которым в старости относишься ко многому из того, что в расцвете сил представлялось важным. И пусть наслаждения теряют былую остроту, зато и горе переносится не так мучительно.

М. – Есть и другие преимущества?

С. М. – Другое преимущество заключается в том, что старость освобождает от зависти, ненавистничества и злости. Пожалуй, я никому не завидую. Я не зарыл в землю таланты, которыми меня одарила природа, и не завидую тем, кого она одарила щедрее; я знал успех, большой успех, и не завидую чужому успеху. Я вполне готов освободить ту небольшую нишу, которую так долго занимал, и отдать ее другому.

М. – Думаю, это тоже проявление духовной свободы. От еще чего освобождает возраст?

С. М. – Мне теперь безразлично, что думают обо мне. Нравлюсь – хорошо, нет – так нет. Если я нравлюсь людям – мне приятно, если нет – меня это ничуть не трогает. Я давно заметил, что у определенного рода людей я вызываю неприязнь; это в порядке вещей, всем мил не будешь, и их недоброжелательство меня скорее занимает, чем обескураживает.
 Мне лишь любопытно, чем вызван их антагонизм.

М. – Это равнодушие к чужому мнению распространяется и на Ваши произведения?


С. М. – Безразлично мне и мнение о моих книгах. В общем и целом, я осуществил все свои замыслы, ну, а там будь что будет. Я никогда не жаждал такого шумного успеха, каким пользуются некоторые писатели и который многие из нас в простоте душевной принимают за славу, и не раз жалел, что не взял псевдоним – лишнее внимание только помеха.

М. – Значит, и в преклонном возрасте есть свои плюсы?

С. М. – Само собой разумеется, в старости не пожить в свое удовольствие, если нет ни здоровья, ни денег. Причем не обязательно больших денег – старикам не так много нужно. Дорого обходятся пороки, в старости же сохранять добродетель не трудно. А вот быть бедным в старости плохо; ради самых насущных своих потребностей прибегать к чужой помощи еще хуже.

М. – Ну, Вы – человек богатый, у Вас таких проблем не было.

С. М. – Кто скажет, что тебя ждет через год, через два года? Я успел пожить в роскоши, о которой можно только мечтать. И теперь мне вполне достаточно двух комнат, трехразового питания и возможности пользоваться хорошей библиотекой.

М. – Да, это необходимо и достаточно. Говорят, что с возрастом возникает проблема общения.

С. М. – Стариков выносят с трудом, поэтому надо вести себя крайне осмотрительно. Стараться никому не быть в тягость. Не навязывать своего общества молодым. Старику надлежит проводить время среди своих сверстников, и если он получает от этого удовольствие, значит, ему очень повезло.

М. – Вы хотите сказать, что далеко не всегда общество ровесников радует?

С. М. – Дураки в старости не умнеют, а старый дурак куда зануднее молодого. Не знаю, кто невыносимее – те старики, которые отказываются считаться с возрастом и ведут себя с тошнотворной игривостью, или же те, которые завязли в давно прошедшем времени и брюзжат на мир, который не завяз там вкупе с ними.

М. – Да, компания не из приятных.

С. М. – Что и говорить, перспективы у стариков не слишком привлекательные: молодые избегают их общества, а в обществе сверстников им скучно. Им не остается ничего другого, как довольствоваться собственным обществом, и мне это на руку: собственное общество мне никогда не надоедало. Теперь, когда я вынужден все чаще пребывать в одиночестве, оно меня все больше радует.

М. – Конечно, Вы – человек творческий, Вам не надо придумывать, чем себя занять. Даже в преклонном возрасте Вы продолжали постоянно работать, даже написали три романа. А если человек оставил службу, которой отдал всю жизнь, и не имеет каких-то других любимых занятий, ему довольно тяжело. Может ли чтение скрасить его досуг, как Вы думаете?

С. М. – Старость много отнимает – того трепета, с каким впервые читал шедевры мировой литературы, уже не испытываешь – чего не вернешь, того не вернешь. Я прочитал все великие романы по два-три раза и уже не получаю от них прежнего удовольствия. Современные же писатели не вызывают у меня интереса, и не знаю, что бы я делал, если бы не бесчисленные детективы, которые помогают не без приятности коротать время, а по прочтении тут же улетучиваются из головы.

М. – Далеко не каждый интеллигентный человек так легко признался бы в любви к детективам – это считается признаком вульгарного вкуса. Наши интеллектуалы предпочитают щеголять знанием новинок во всех областях литературы и искусства.

С. М. – Я никогда не испытывал желания прочесть книгу о далеких от моих интересов материях, и по сей день не могу заставить себя прочесть занимательную, равно как и познавательную книгу о людях или странах, мало что для меня значащих. Я с наслаждением читаю поэтов, которых читал в юности, и с интересом – современных поэтов.

М. – Чем еще можно заполнить свой досуг в этом возрасте?

С. М. – Есть один предмет, ничуть не менее увлекательный для меня, чем прежде, – это философия, но не философия отвлеченных аргументов и скучнейшей терминологии – “Бесплодно слово философа, если оно не врачует людские страдания”, – а философия, которая пытается найти ответ на вопросы, встающие перед каждым из нас. В конечном счете лишь они (философы) и древнегреческие трагики говорят о самом для нас важном. Они возвышают и умиротворяют.

М. – Правда ли, что с возрастом человек несколько устает от жизни, даже самой успешной и благополучной?

С. М. – Выпадают дни, когда меня не покидает чувство, что в моей жизни все повторялось уже слишком много раз: не счесть, скольких людей я знал, сколько книг прочел, сколько картин, церквей, особняков перевидал, сколько музыки переслушал.

М. – А хотели бы Вы прожить жизнь сначала?

С. М. – В общем и целом, я прожил жизнь неплохо, лучше многих, но повторять ее нет смысла. Это все равно, что перечитывать уже раз читаный детектив – такое же праздное времяпрепровождение.

М. – Многие люди с возрастом становятся очень набожными. А что думаете Вы по этому поводу?

С. М. – Я не знаю, есть Бог или его нет. Ни одно из тех доказательств, которые когда-либо приводились, чтобы обосновать его существование, меня не убедило, а вера должна покоиться, как некогда сказал Эпикур, на непосредственном ощущении.

М. – Трудно не согласиться с Эпикуром. Однако люди в загробной жизни боятся наказания за земные грехи. На что Вы надеетесь?

С. М. – Могу сказать одно: что бы ни говорили об этом философы, теологи или мистики, меня они не убедили. Но если Бог есть и его заботят людские дела, в таком случае у него должно достать здравого смысла отнестись к ним с той же снисходительностью, с какой разумный человек относится к людским слабостям.

На этой обнадеживающей ноте закончилась беседа с замечательным писателем…


Рецензии
Увлекательный диалог!
Нашел в своем цитатнике следующую мысль С.Моэма: «У старости есть свои удовольствия, не меньшие, чем удовольствия молодости. Старость находит удовлетворение в собственном совершенстве. Она сбросила путы эгоизма – душа, наконец-то ставшая свободной, радуется быстротечному мгновению, но не молит его помедлить».
Слова мудреца.
Почти все мысли Моэма из диалога я разделяю. Спасибо за работу, Лена!
С уважением. Евгений.

Евгений Терещенко   17.03.2024 21:17     Заявить о нарушении
Благодарю, Евгений, за отклик. С. Моэм - мой самый любимый писатель. И самый умный из писателей, как мне кажется. Он несколько лет изучал философию. Его рассказы можно перечитывать бесконечно. Как и романы, особенно "Театр". Пять "бесед" с ним у меня получились на одном дыхании.

С уважением,

Елена Пацкина   17.03.2024 23:41   Заявить о нарушении
Не могу сказать, Лена, что С.Моэм относится к числу моих любимых писателей. Но я читал его очень давно («Театр») и сейчас, возможно, воспринял бы иначе. Попробую прослушать несколько рассказов Моэма. Я давно уже не читаю книг, но ежедневно слушаю книги в аудио варианте, и в целях разгрузки глаз, и потому что очень люблю некоторых мастеров чтения. Вообще, русская литература мне ближе, милее иностранной. Толстого, Достоевского, Тургенева, Чехова, Бунина, Солженицына, Шолохова и других русских писателей всю жизнь перечитываю, переслушиваю. На данный момент у меня в прослушке (закачаны в мобилку), помимо религиозной литературы, «Лика» Бунина, рассказы Зощенко, «Любовь в эпоху перемен» Ю.Полякова. Из иностранцев обожаю Ремарка, которого тоже очень часто перечитываю-переслушиваю. Недавно переслушал Дюма, «Три мушкетера» и «Двадцать лет спустя» - забавные романы, хотя и детские. На Три мушкетера написал пародийную заметку, она на моей странице. Мопассан, Флобер, Бальзак, Доде мне уже неинтересны, писатели 20 века (Хемингуэй, Экзюпери, Цвейг) куда глубже, они прошли через страдания. «Нетерпение сердца» С.Цвейга очень нравится. Раньше любил юмор английских писателей Диккенса и Джером Джерома, сейчас обращаюсь к ним редко. Юмористы Мольер, Твен, Ликок тоже мои писатели, но где же взять на все время.

Евгений Терещенко   18.03.2024 08:59   Заявить о нарушении
Ваши литературные предпочтения понятны. Я тоже люблю читать Ю. Полякова.
Из современников Э. Э. Шмитт - один из самых любимых. Нередко перечитываю
А. П. Чехова. Об этом и не только "Размышления простодушного читателя".
С уважением,

Елена Пацкина   18.03.2024 22:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.