Свой среди чужих, чужой среди своих

(из конспекта разбора)

Самарянку удивило то, что Иисус попросил ее дать Ему пить. На основании этой просьбы, а также из того, что Его ученики покупали еду у самарян, можно сделать вывод, что они не принимали всерьез правила, которые придумали для себя правоверные иудеи, отказывавшиеся есть приготовленную самарянами еду. (Сегодня Иисус, скорее всего, тоже удивил бы многих нарушением правил, проводящих разделительные линии между разными группами людей).

Самаряне одно время не хотели принять Иисуса, п.ч. считали Его иудеем, у Него был вид путешествующего в Иерусалим (Лук.9:52-53). А иудеи не принимали Его, называя Его самарянином (Ин.8:48). Иисус не отождествляется ни с одним из лагерей (хотя отождествился со Своим народом, например, при крещении, но с народом в целом, а не с одной его частью), Его считают чужаком и маргиналом и там, и там, при этом Он привлекает людей из обеих этих групп.

В одном из немецких переводов послания брата Иисуса Иакова написано, что мудрость, сходящая свыше, беспартийна. В споре иудеев и самарян Иисус был беспартийным (хотя и признал, что настоящий храм на тот момент стоял в Иерусалиме).

В Синодальном переводе И.Нав.5:13-14 в ответ на вопрос «наш ли ты, или из неприятелей наших» ангел отвечает просто «нет», а вот в переводе РБО «ни то ни другое». Все не доберусь до того, чтобы разобраться в текстуальной подоплеке различий переводов здесь, но сейчас этот случай вспомнился как интересная иллюстрация.

26.01.2021


Рецензии