Пернатое соседство

 Глава 3.

ПЕРНАТОЕ  СОСЕДСТВО  (продолжение)

  Кроме «Александра Сергеевича» в нашем саду было множество других пернатых соседей. Мы, городские жители, были потрясены разноголосым хором птах, которые в четыре утра просыпались и со всей страстью приступали к утреннему приветствию очередного дня, независимо от того, какая погода была за окном: вставало солнце, или оно было закрыто облаками или  дымкой раннего  тумана. Лишь только, когда дождь выстукивал по крыше свою дробную чечетку, голоса птиц не были слышны. Но, как только дождь заканчивал свою партию, вступал хор пернатых певцов.
  Познания наши в области орнитологии сводились к школьному учебнику по биологии, и кроме воробьев и голубей, галок и скворцов мы не особенно ориентировались в птичьих разновидностях.

  Про  нашего «Александра Сергеевича» мы нашли информацию лет через пять после первого знакомства с ним, и то благодаря  Интернету, просмотрев весь отряд воробьиных. И с удивлением узнали, что эта птичка - зарянка или малиновка, как называют ее в народе. Она поет по утрам на заре, и за звонкий голосок ее прозвали малиновкой. Птички предпочитают одиночество, не собираются  в стайках, селятся в дуплах, поэтому излюбленным местом обитания выбирают  старые сады и лесистую местность.
Соседей не выбирают. Так и нам достались самые разные: как хорошие, так и доставляющие немало хлопот и огорчений.

 На старой яблоне висел покосившийся скворечник, который, как и наш дом, остался от старого хозяина.  Вместе с садом нам достался и этот скворечник уже с проживающими в нем скворцами. Каждое утро из  окна кухни мы наблюдали,  как эти заботливые родители неутомимо кормили своих птенцов,  непрестанно куда-то улетая и принося в клюве по несколько червячков или каких-то мух.

 Прожорливость скворчат просто поражала. При подлете родителей из скворечника доносился задиристый писк, но, улетая за очередной порцией еды, родители на своем птичьем языке, чирикнув, давали команду, и наступала тишина до их возвращения. И птенцы никогда не нарушали этот запрет. Даже уже повзрослев, по одному высовываясь из скворечника, они, только молча, с любопытством  крутили головами по сторонам.

 Эти предосторожности были не напрасны. Опасный враг молодых птенцов скворцов сорока-разбойница была рядом. За старым сараем на высокой сливе сороки свили себе гнездо и вели себя в саду независимо и даже дерзко.

 Эти птицы постоянно важно ходили по саду, потрошили мешки с мусором, оставленные за домом. У нас стало пропадать мыло с умывальника на улице, и однажды мы обнаружили поклеванный кусок мыла в траве на лужайке.

 Они дразнили нашего кота, перелетая с кустов на землю и важно прохаживаясь по саду. По их трескотне мы определяли, что Мурзик где-то появился в саду. Беспокойство от них нам было по утрам, когда они прыгали по крыше, и первое время пугали меня этой возней, постукиванием и шорохами.

 Но для наших скворцов сороки  были настоящим бедствием. И в этом мы скоро убедились воочию.  Мы заметили, что сороки повадились к скворечнику. Скворцы отчаянно защищали свой дом. Они тревожными криками призывали скворчиную братию на помощь, и тут же из зарослей орешника  собиралась стайка  скворцов.  Смелые птички отважно налетали на сороку и прогоняли ее от скворечника.

 Особенно нагло вела себя одна «бесхвостая». Мы ее прозвали так, потому что в ее хвосте явно не хватало перьев. Она подлетала к скворечнику, когда скворцы-родители улетали за кормом, и явно намеревалась поживиться  молодой скворчатиной.  В такие минуты, если мы это видели, то выскакивали из дома и неслись к скворечнику, крича и  размахивая  руками.  И не хуже скворцов отгоняли наглую воровку. Но однажды ей удалось совершить  разбойничье нападение. 

 Был выходной день. Вся семья отдыхала в тени  старой яблони, по привычке наблюдая за скворечником. Птенцы уже подросли и самые бойкие высовывали свои желтые клювы из отверстия скворечника.  Я заметила, что сорока поднимается снизу по тропинке.  Поравнявшись с яблоней, на которой висел скворечник, она  вдруг  взметнулась с земли и мгновенно выхватила птенца из скворечника. 

 Мы вскочили и с криком кинулись вслед за бесхвостой разбойницей. От неожиданности сорока уронила птенца, и он упал в куст смородины.   Кинулись искать птенца,  он был жив и от страха таращил глаза и даже не пищал. «Не бери  руками, а то скворцы не  вернуться в скворечник», - муж  побежал за перчатками и лестницей, чтобы посадить птенца в скворечник. На земле птенчика ждала опасность в виде нашего кота и его собратьев.  Те периодически пытались отвоевать у Мурзика его территорию сада, которая до его приезда на дачу была в полном их распоряжении.

 Благополучно вернув птенца в свой дом, стали наблюдать за скворцами. Пока  проводили операцию спасения, скворцы тревожно летали над нами, отчаянно вереща.  Нам пришлось выждать, когда они отлетят от скворечника, чтобы не видели, что  покушаемся на их гнездо. Видели они или нет, весь процесс водворения птенца в скворечник, мы и не знали. Но до самого вечера, скворцы не возвращались к скворечнику.  Птенцы молчали, и нас это ужасно расстраивало.

 Лучше бы сорока утащила одного, зато другие теперь могут погибнуть от голода.  Только уже, когда всякая надежда рухнула, увидели, как скворцы вернулись.  Боязливо прыгая с ветки на ветку, они продвигались к скворечнику. И тут, наверное, мать-скворчиха рванулась  и влетела  в скворечник.
Что за гомон там начался! Изголодавшиеся птенцы дождались родителей.  Что значит инстинкт родительской любви, который  преодолевает  собственный страх и инстинкт  самосохранения.

 Скоро скворцы приступили к обучению молодняка полетам. Они приносили  еду: червячка или мошку. Садились на ветку рядом со скворечником, как бы дразня скворчат, и, когда те от нетерпения высовывали свои головки, съедали сами свою добычу и улетали, кружась над яблоней. Самый отчаянный или самый голодный не выдерживал и выскакивал из скворечника на ветку рядом с входом-«летком».
Он топорщил крылья, чтобы удержаться на ветке, но, потеряв равновесие, падал вниз.  Ему приходилось отчаянно размахивать своими маленькими, еще не окрепшими крылышками и  планировать на ближайший куст или ветку. Так скворцы учились летать.

 И каждый год  в начале лета мы провожали своих пернатых соседей. Они сбивались небольшими стайками и носились над садом с веселым гомоном,  садились на землю и важно разгуливали между грядок по утрам, вытаскивая из влажной от росы земли зазевавшегося дождевого червяка или гусеницу. Склевывали тлю с листочков растений и перекликались громким чириканьем и звонким  посвистом, хвалясь своей добычей друг перед другом.

А соловьи ... Это особая тема. Эта птичка, пение которой ты слышишь каждую весну, но редко кому удается увидеть самого певца. Скромняга, словно стесняется своего невзрачного оперенья. Серенький, маленький, но его трели невероятной звуковой колористики не зря  воспевают в стихах и романсах.
 
 Говорят, соловей может выдавать от двадцати до сорока колен. Поют только самцы с самой ранней весны, когда  только  начинают распускаться листочки, с начала по ночам с заката до рассвета. Первоначально  выдают робкие трели. Но затем так распеваются, что могут петь даже днем, лишь в самую жару птичка отдыхает. Соловьи  талантливые ученики, они учатся друг у друга и у других птиц. Поэтому их пение такое  колоритное.

 Мы особенно любили начало лета на даче из-за этого соловьиного пения. Какое это наслаждения сидеть  теплым вечером на балконе, смотреть, как угасает день. Садится солнце, закатывая огненный шар  за соседний холм, и постепенно багровеет алый краешек неба, надвигается  ночь и зажигаются  звезды на небе. И слушать, слушать, как  поют соловьи...

 Были у нас  в саду и другие «певцы» - дрозды. Я о дроздах знала только из  песни  В. Шаинского и С. Островой: « Вы слыхали, как поют дрозды? Нет, не те дрозды, не полевые, а дрозды волшебники, дрозды, певчие избранники России…"
Когда мы впервые увидели этих избранников у себя в саду, мы были рады птицам.

 Они важно ходили, осматриваясь по сторонам, причем прилетали они всегда коллективно. Но только позже,  мы обнаружили, что дрозды вовсе не поют и предпочитают не вредных насекомых, а ягоды и плоды садов и огородов.  Эти дрозды обладают невероятной напористостью, бесстрашием и прожорливостью. В общем, эта разбойничья стая - гроза садов доставляет массу хлопот садоводам, но это уже другая история.


Рецензии