Восьмой класс

На дворе наступила осень, ознаменовавшая начало нового трудного, хотя и увлекательного учебного года. 

Но, к огромному огорчению Нинки, новый год не принес с собой перемен, которых она ожидала. Их классным руководителем, как и прежде, оставалась Лидия Николаевна. Девочка была очень удивлена этим фактом. Авторитет учительницы среди ребят был сильно подорван, а смена руководителя стала для их класса такой обыденностью, что ребята больше удивлялись тому, что Лидия Николаевна осталась.

После ухода из школы их любимого классного руководителя, Бориса Глебовича, не было ни одного учителя, который смог бы не просто занять его место, а встать вместе с ним. Он был для них тем, кто не ограничивался понятием "школьный учитель". Для всех ребят он был наставником, другом. Слегка сгорбленный, с небольшой лысиной на голове, он казался моложе своих лет. Мало кто из взрослых и учителей относился к детям так, как он. Всегда чуткий и добродушный, никогда не злился на детские шалости и не ругался. Борис Глебович имел безусловное влияние и огромный авторитет, а потому ему никогда не приходилось злиться - дети не хотели его огорчать. 

Уход Бориса Глебовича из школы для всех оказался шоком. Он добродушно предложил устроить последнее чаепитие с классом, но на вопросы о причинах своего ухода так и не ответил. Родители говорили, что здесь виновата администрация школы, а дети, услышав это, досадовали, что из-за таких пустяков чудесные учителя уходят из школы.

В короткие сроки Борису Глебовичу была найдена замена. А потом ещё одна, и ещё, ещё... Так регулярно, в течение полутора года находились замены в качестве классного руководителя.

Но новые учителя не соответствовали требованиям ребят. Дети старались найти с ними общий язык, но учителя эти были совсем "не их". Заданную планку Бориса Глебовича никто не мог достигнуть. 

Ребята изрядно устали от постоянно сменявшихся за полтора года классных руководителей. Сперва на замену Борису Глебовичу пришла Ольга Михайловна. Она продержалась у них дольше всех, почти семь месяцев. По профессии она не была учителем, работала секретарем в школе. Неизвестно, почему именно ее решили поставить, но заниматься классом ей было решительно некогда. Она, может быть, и хотела, но физически не могла успеть всего этого. А дальше ещё лучше - Ольга Михайловна узнала о своей беременности и отправилась в декрет. Тогда-то и пришла к ним Светлана Яковлевна, учительница английского, известная своим сумасбродством. Детей не любила, преподавательскую работу тоже, и бог знает как вышло, что она взяла себе класс. У нее и до этого были конфликты с их, на тот момент, шестым "В", поэтому никакой речи об хороших отношениях быть не могло. К счастью, она недолго была их руководителем - родители собрали подписи и в новом году ребят ожидал уже новый педагог. Теперь это был Виктор Александрович, совсем юный педагог, казавшийся не старше одиннадцатиклассников. В целом, он был замечательный человек, но на роль классного руководителя никуда не годился - был слишком молод. У него всегда было наивно-детское выражение лица и излишняя консервативность. Такой неопытный, молодой педагог совсем не годился, чтобы взять на себя ответственность за весь класс. А вскоре ему предложили неплохую работу в другом городе, на которую он согласился и уехал. На смену ему пришла Лидия Николаевна. Та самая, на которую Нина теперь держит обиду. Несмотря на видимую идеальность ее работы, она совсем не занималась классом. Это было неудивительно, потому что женщиной она была достаточно рассеянной. Во время урока часто запиналась, забывая, о чем хотела сказать. После известного эпизода с походом, доверие к учительнице резко упало. Дети переходили в восьмой класс и им был необходим учитель, который станет для них авторитетом. К сожалению, такого не нашлось. 

***

Прошло два месяца, и Нинка все больше и больше стала задумываться о новой идее. Вероятность успеха приближалась к нулю, но, собрав всю решительность в кулак, она пошла к завучу школы. 

Нинка зашла в небольшой кабинетик Юлии Николаевны, завуча их школы, чтобы рассказать о своей идеи. В помещении сильно почувствовался запах сладкого чая, и девочка невольно отвлеклась на него. Из этого положения ее вывела Юлия Николаевна.

— Здравствуй, Нина, так о каком же срочном деле ты хотела со мной поговорить?

Почувствовав ответственность того, что она сейчас скажет, ей стало страшно, что ее идею сочтут глупой, а завуч посчитает Нинку маленькой и совсем наивной девочкой. Осознав, что пути назад уже нет, страх девочки сменился решительностью, и она произнесла:

— Вы только не ругайтесь, Юлия Николаевна, но вы сами знаете ситуацию, в которой пребывает наш класс почти два года. Никакой учитель нам не подходит и вам, наверно, уже надоело подыскивать нам нового классного руководителя...

— Та-ак... — Завуч понимала к чему Нина завела этот разговор. — И что же не так с Лидией Николаевной?

Нина рассказала завучу все, что не нравилось классу в их нынешнем руководителе. А так же о тех конфликтах, о которых нельзя было не упомянуть.

— Что же ты хочешь, чтобы я вновь подыскала замену для вашего класса? — немного устало произнесла Юлия Николаевна. — Конечно, родители ребят могут вновь собрать подписи, но такими темпами в школе не останется учителя, который смог бы взять ваш класс. Может быть, не стоит так строго относиться к Лидии Николаевне? 

Нинка на секунду рассердилась, ведь если бы не администрация, то Борис Глебович по-прежнему остался с ними и тогда никакой проблемы не существовало бы. Но девочка справилась с закипающей в ней злостью и продолжила говорить как можно более спокойно. 

— Как раз о замене я и хотела поговорить... Она нам не нужна. 

Завуч внимательно посмотрела на Нину и ожидала пояснения.

— Наверно, вы знаете об удивительной успеваемости нашего класса в течение прошлой весны? Я, вы только не смейтесь, предлагаю поступить так. - На эту фразу Юлия Николаевна удивлённо вскинула брови.- Пусть в этом году у нас не будет классного руководителя! Лидия Николаевна отдохнёт, разберётся в своих бумагах, а мы будем отвечать сами за себя. 

Завуча действительно удивило такое предложение, сперва она не поверила серьезности этой идеи.

— Должно быть ты шутишь? — С недоверием произнесла она.

— Нет, я предлагаю это вам совершенно серьезно. 

— Как же это так? Ведь никогда такого не бывало, а тут вдруг класс без руководителя... Невозможно. И речи идти не может. Кто сказал, что класс без учителя справится лучше, чем с ним?

Нина ожидала такого ответа. Она спокойно дослушала и продолжила. 

— Конечно, идея кажется совершенно неприемлемой. Но если весенняя успеваемость нашего класса говорит вам хоть о чем-нибудь, то вы можете мне довериться, если я скажу, что такая же успеваемость ожидает наш класс без классного руководителя! — Нина часто использовала этот факт в качестве наиболее весомого аргумента. Она понимала, что для того, чтобы уговорить администрацию, недостаточно одного желания. Нужно что-то в качестве первого “взноса”, а весенняя успеваемость как раз подходила для этого.   

— Я готова вновь взять ответственность за весь класс. И если что-то пойдет не так, то виновата буду только я. Но я буду стараться делать все, чтобы сдержать свое обещание. 

— А как же классные часы, мероприятия?

— Ой, ну уж это дело самое обыкновенное. —  Девочка почувствовала, что сейчас идея не кажется такой неосуществимой, как могла бы быть. — Классный час может проводить нам любой свободный учитель, да даже Лидия Николаевна. А насчёт мероприятий - так там наши родители договорятся и соберут нас, если мы захотим куда-нибудь пойти. 

— Хорошо, допустим. А что насчёт документов, классного журнала? 

Девочка наклонила голову набок, об этом она не подумала. Самый очевидный выход из этой ситуации - оставить Лидию Николаевну формальным классным руководителем. Она будет заниматься бумагами (скорее, пытаться это делать), а вся остальная часть будет полностью в самоуправстве класса. Эту мысль Нинка высказала завучу. 

— Что ж... Я, конечно, поговорю об этом с директором, но будь готова к отказу. Я не знаю ни одной школы, в которой проводилась бы такая практика. 

Нина вышла из кабинета завуча счастливой. Она чувствовала, что ее идея заслужила внимания Юлии Николаевны и может серьезно рассматриваться администрацией школы. 

***

Вопрос этот действительно рассматривался в течение следующего месяца. К огромному удивлению Нинки, родителей и ребят, администрация школы согласилась оставить восьмой класс без руководителя. "В рамках социального эксперимента" - как сказали родителям завуч с директором. 

Детям эта идея пришлась по душе. Все смотрели на Нинку с нескрываемым восхищением. Классу нужен был авторитет и он нашелся. Нашелся в их сверстнице, худенькой девочке Нинке. 

Как и прошлой весной, девочка вновь организовала свою "репетиторскую школу". Она не достигала такого же размаха, как в прошлом году, но тоже была достаточно эффективной. Требовать от ребят такой же безупречной успеваемости девочка просто не могла. Она это отлично понимала, а потому поменяла подход к работе ребят. К плохо успевающим ученикам она не была требовательна, да и хорошистам в этом году было гораздо проще помогать остальным ребятам. 

Дети, которые открыли в себе удивительные способности к учебе, а главное имели желание поддерживать свои резко улучшившиеся оценки, нуждались в небольшой помощи от отличников класса. Двоечники в классе совсем исчезли, превратившись в троечников и хорошистов. Это произошло ещё в прошлый сезон ее репетиторской школы, но было необходимо поддерживать этот успех. Она не старалась вытянуть их ещё выше своих возможностей, как в прошлый раз. К тому же делать это на протяжении всего года для ребят было немыслимо. А потому Нинка поставила перед собой задачу помогать этим ребятам не испортить оценки и оставаться стабильными. Удивительно, но и этот план работал эффективно, и школа не могла этого не заметить. "Социальный эксперимент" как это назвала администрация, прошел успешно.  Директор, которая была наслышана о приключениях девочки, решила обратить на нее более пристальное внимание. 

Заметив ее выдающиеся лидерские качества, удивительный ум и отличную успеваемость, девочку стали посылать от школы на мероприятия более серьезного уровня, а постепенно за границы их маленького городка. Учится Нине стало некогда - она постоянно была в разъездах: путешествовала в другие города их области, а потом и вовсе в европейскую часть России. Для девочки, которая никогда не видела больших городов, все казалось в новинку. Особенно ее удивила поездка в огромную Москву. Этот город напоминал ей совершенно иной мир, который пугал своей таинственной, стремительной жизнью. 

***

Тем временем в классе ребята стали расстраиваться частыми разъездами Нинки. Многие стали обижаться на нее, не хотели ничего делать, считали, что она зазналась, но у девочки и в мыслях не было этого. Напротив! Она чувствовала образующуюся несправедливость между ней и ребятами. В классе было много отличных учеников, ничуть не хуже ее и каждый из них был хорош в определенной области. Было бы намного правильней не отправлять ее везде, а распределить конкурсы среди всех достойных учеников. Несомненно, это был для нее интересный опыт, но она не хотела, чтобы так было постоянно. Как только Нина приехала из очередного путешествия, она не стала терять времени и отправилась в кабинет директора. 

Узнав о ее приезде, ребята ожидали девочку в коридоре, чтобы выразить свое неудовольствие. Как только дверь открылась и из кабинета вышла Нинка, ее встретила толпа обиженных и негодующих взглядов. Вперёд выступила одна девочка, Дари, и начала говорить от имени всех ребят.

— Нина, мы понимаем, что тебе, наверно, очень нравятся твои неожиданные путешествия, но это просто некрасиво с твоей стороны! Мы здесь учимся и получаем оценки, из-за которых, кстати говоря, ты теперь и ездишь по всей России. Некрасиво, Нинка! 

— А где же нам награда за весь труд? Или мы работаем, а тебя награждают? — крикнул кто-то из толпы, но Нинка не смогла разобрать кто именно.

Ребята столпились вокруг девочки, высказываясь о несправедливости, которую они стали ощущать. Как только им показалось, что они сказали все, что планировали, ребята развернулись и собирались уходить. 

Нина чувствовала себя виноватой. Она потупила взгляд и долго не решалась посмотреть в след уходящим, но всё-таки подняла голову и произнесла: 

— Постойте... Постойте же. — произнесла девочка более настойчиво со слезами на глазах. — Вы всего не знаете... Я сейчас, когда у директора была, попросила его больше не отправлять меня на эти мероприятия.

Все обернулись и внимательно посмотрели на Нинку.

— Я... Я сказала ему, что это мне совсем не по душе и будет честно, если многих из вас тоже будут отправлять на такие мероприятия. Конечно, мне надо было попросить директора об этом раньше, я несправедливо поступила с вами... Простите меня. — И, сказав это, она снова опустила голову. Но теперь виноватыми чувствовали себя ребята. Они восхитились самоотверженностью Нинки и бросились ее обнимать. Им стало стыдно, что они могли так подумать про нее и наговорить ей столько гадостей. 

— Ты не держишь на нас зла? — произнес один из мальчиков. Наверно тот же, голос которого не узнала в прошлый раз Нинка. 

— Ну конечно нет! — произнесла девочка со слезами на глазах.

***

Разговор Нины и директора прошел успешно для девочки, и в следующем месяце многие ребята из класса посетили новые мероприятия. Зима заканчивалась, поэтому найти мероприятие с путешествием практически не представлялось возможным, но ребятам пообещали, что в следующем году они непременно смогут съездить куда-нибудь. 

Дальше произошло то, что сами ребята назвали "наградой за свои труды". Борис Глебович совершенно неожиданно вернулся в школу. И первое, что он сделал по своему возвращению - вновь взял руководство их классом. Это несказанно обрадовало всех ребят, а сам Борис Глебович был рад вернуться на прежнее место. Им даже показалось, что он помолодел. Весь класс радовался и смеялся, а их любимый учитель хохотал громче всех. Его неожиданное возвращение было таким же удивительным, как и исчезновение. 

— Знаю-знаю про ваши приключения. Как же вам удалось все это? Нет, вы всё-таки удивительные ребята. А ты, Нинка! Кто бы мог подумать, что в такой хрупкой девчушке такие огромные амбиции. — Произнес учитель и снова засмеялся своим высоким голосом. — Вижу вы, детишки, справлялись без меня как могли.

Нина радостно смотрела на Бориса Глебовича и смущённо произнесла:

— Мне просто хотелось быть такой же, как вы.


Рецензии