Наш земляк - Василий Шукшин. Сценарий кл. часа

«Содержание его творчества: Россия, Народ, Человек, поиск Истины. Все, что он создал, и память о нем — по праву национальное достояние»

Введение
«Воссоздать здесь словами облик Шукшина во всем его масштабе, разносторонности, сложности, живом обаянии не только трудно, а, думаю, невозможно. Нужно для этого обладать столь же мощным даром человековедения, талантом, каким обладал сам  Василий Макарович.
То, что можем рассказать здесь мы, то, что могут дать любые мемуары,— лишь «штрихи к портрету», более или менее точные.
Сам Шукшин — в своих произведениях. Там его душа, мысли — в смятении и прозрении его героев. Тот, кто, читая или видя на экране творения Шукшина, испытал щемящие счастливые минуты сопереживания — ближе всего подошел к пониманию Шукшина. Те, кого Шукшин, наделенный силой волновать сердца людей, своими фильмами и книгами заставил смеяться, плакать, любить, ненавидеть,— те ощутили, кто такой был Василий Шукшин. Содержание его творчества: Россия, Народ, Человек, поиск Истины. Все, что он создал, и память о нем — по праву национальное достояние».(Сергиевская)
1-й чтец: Родина В.М.Шукшина - деревня Сростки, что в 35 километрах от Алтайского города Бийска. Дата его рождения - 25 июля 1929 года. Родители – крестьяне.
2-й чтец: Девичья фамилия матери Василия Макаровича  Шукшина Марии Сергеевны – Попова. Родилась она на Алтае в 1909 году. Семья Поповых была большая – 12 детей. Сызмальства дети были приучены к труду как основе жизни и к правде, человеческой порядочности и доброте тоже как основе жизни. Потом все это Мария Сергеевна передаст своим детям. Воспитывая их, свято помнила слова своего отца Сергея Федоровича: «Дитя выучить, что дом построить: заложишь криво фундамент – дом выйдет кривой».
1-й чтец: Отец Василия Макаровича – Шукшин Макар Леонтьевич – родился на Алтае в 1912 году в семье сельского плотника, был в селе уважаемым человеком. Работал механизатором на молотилках. Женился очень молодым. После свадьбы его отец выделил молодоженам амбар под избу. Там и родились их дети: Василий и Наташа. По воспоминаниям родственников, «Вася лицом и ростом на отца походил. Характер у Макара был мягкий, добрый».
2-й чтец: Отца Василий по малолетству почти не запомнил, только рассказы матери питали в дальнейшем память о нем и не давали угаснуть образу его…
1-й чтец: Ранней весной 1933 года отца Василия арестовали органы ОГПУ. По воспоминаниям Марии Сергеевны:
4-й чтец: «Ночью зашли, он выскочил в сенцы, там на него трое навалились. Ребята сильно напугались. Закрыли арестованных в не отопляемом сарае. В жутком холоде несчастных продержали несколько дней, а затем погнали по Чуйскому тракту».
2-й чтец: Больше Василий никогда своего отца не видел. Его стали называть страшным и обидным словом «Васька - безотцовщина». Обезумевшая от горя мать, зная, какая доля ждет ее и детей (у Василия была  сестренка Наташа), решила свести счеты с жизнью. Вечером она вместе с детьми с трудом втиснулась в протопленную  русскую печку и прикрыла заслонку. Хорошо, забежала за чем-то соседка, она и спасла Марию с детьми, не дала им угореть.
1-й чтец: Но детство есть детство. Полуголодное, полураздетое и разутое, оно по-своему было счастливым: можно сидеть с удочкой на берегу стремительно проносившей свои воды Катуни, плавать на острова, где «покойно и прохладно, где кусты ломятся от всякой ягоды: смородины, ежевики, черемухи, боярки…». «Как нравилось мне,- напишет Шукшин,- каким взрослым, несколько удрученным заботами о семье мужиком я себя чувствовал, когда собирались вверх «с ночевкой».
2-й чтец: Перед самой войной в дом вошел отчим, Павел Николаевич Куксин. Семья решила переехать в город Бийск. Василий с неохотой расставался с друзьями-товарищами, с привольной деревенской жизнью.
1-й чтец: Началась война. Отец (дети полюбили внимательного и заботливого Павла Николаевича) ушел на фронт. Мария Сергеевна, зная, что в городе ей, сельской жительнице, будет трудно жить с детьми, возвращается в Сростки.
2-й чтец: В 1942 году в дом Шукшиных вновь постучалась беда – погиб отчим.
3-й чтец: «Это был человек редкого сердца - добрый, любящий… Будучи холостым парнем, он взял маму с двумя детьми»
2-й чтец:  Так отзывался о нем В.М. Шукшин.
1-й чтец: Василий Макарович не любил вспоминать своего детства. И вообще, в компаниях больше молчал. Слушал. Внимательно, как бы издалека, не понуждая говорившего, давая тому возможность вольготно излагать свои мысли, как душе угодно и порывам ее. Перед Шукшиным хотелось исповедоваться искренне, веруя в его неистребимый, высокий дар человеколюбия.
2-й чтец: Осенью 1942 года мать решила отдать сына на учебу в другое село. Так Василий поехал за несколько сот верст по Чуйскому тракту в село Онгудай, к дяде, учиться на бухгалтера. Но бухгалтером стать не получилось – крестный учить не захотел. Обрадованный этим, Василий вернулся домой. Зима 1942 года выдалась суровой. В это лихое время и вспыхнула в подростке Шукшине неминуемая страсть к чтению.
3-й чтец: «Мы залезали вечером на обширную печь и брали туда с собой лампу. И я начинал … Господи, какое это наслаждение! Точно я прожил большую-большую жизнь, как старик, сел рассказывать я разные истории моим родным. Точно не книгу я держу поближе к лампе, а сам все это знаю … Это были праздники, которые я берегу всю жизнь».
1-й чтец: После семилетки в 1943 году Василий поступил в Бийский автомобильный техникум и около года в нем проучился. Автомобильный техникум бросил, чем доставил большое горе матери и сестре.
Из автобиографии:
3-й чтец: «Работал в колхозе, потом, в 1946г., ушел из деревни. Работал попеременно разнорабочим, слесарем-такелажником, учеником маляра, грузчиком на тракторном заводе во Владимире, несколько месяцев работал в Подольске. В 1949 г. был призван служить во флот».
2-й чтец: Балтика, Черное море. «На палубе стоящего на рейде военного корабля шел концерт художественной самодеятельности. Особенно большим успехом пользовался матрос Василий Шукшин. Он выступал с декламацией стихов, пляской, играл главную роль в одноактной пьесе. Мичман посоветовал матросу всерьез заняться сценическим искусством.
Скоро ему доверили руководство драматическим коллективом, и матрос выступил не только как исполнитель, но и как режиссер».
1-й чтец: Однажды в походе его сняли с корабля черным от боли. В госпитале определили язву желудка. Сказалось полуголодное детство, послевоенные странствия.
3-й чтец: «После демобилизации приехал  домой. Во все время много читал. Решил, что смогу, пожалуй, сдать экстерном экзамен на аттестат зрелости. Сдал…»
«Одно время я был учителем сельской школы для взрослых, исполняя, одновременно, обязанности директора школы Учитель я был, честно говоря, неважный, но не могу и теперь забыть как хорошо, благодарно смотрели на меня наработавшиеся за день парни и девушки, когда мне удавалось рассказывать им что-нибудь важное и интересное». Он преподавал русский язык и литературу. «Я любил их в эти минуты и в глубине души не без гордости и счастья верил вот теперь, в эти минуты, я делаю настоящее, хорошее дело. Жалко мало у нас в жизни таких минут. Из них составляется счастье».
1-й чтец: 1945 год – Шукшин предстает перед приемной комиссией ВГИКА.
3-й чтец: Явился туда «сермяк сермяком», во всем солдатом. Вышел из-за стола к столу. Михаил Роом о чей-то пошептался с Охлопковым, и тот серьезно так спрашивает:
2-й чтец: «Слышь, земляк, где сейчас Висарион Григорьевич Белинский работает? В Москве или в Ленинграде?»
1-й чтец: Оторопел:
3-й чтец:  «Критик-то который?»
2-й чтец: «Ну да, критик-то?»
3-й чтец:  «Да он вроде помер уже …»
1-й чтец: А Охлопков … совсем серьезно:
2-й чтец: «Что ты говоришь?»
1-й чтец: Смех кругом.
Перед нами мгновенная актерская импровизация, которую Шукшин провел блестяще.
2-й чтец: Михаил Роом любил задавать вопросы на собеседовании из «Войны и мира» Л.Толстого. И только сам себе враг мог не знать об этом, и штудировали студенты днем и ночью этот шедевр Толстого. Но Шукшин и здесь подыграл, хотя собеседование проходило вполне серьезно. На вопрос читал ли он «Войну и мир», Шукшин простодушно ответил – нет, чем сразу же озадачил профессора, а потом так же простодушно и не много «выложил»: «Да больно толстая книжка», - чем, если не привел в растерянность, то сильно удивил и тем самым, как ни странно, расположил к себе профессора, решившего взять к себе в мастерскую талантливого «сермяка».
1-й чтец: Сколь одержим был Шукшин в творчестве, столь же неправдоподобно беззащитен в жизни — перед ней робел, стеснялся (вспоминает Г. Бурков)
2-й чтец: Из писем матери, написанных во время учебы в институте, читаем:
3-й чтец: «А мне действительно некогда, столько дел, что приходишь домой, как после корчевки пней. Учиться, как там не говори, а все-таки трудновато, пробел то у меня порядочный в учебе, но от других не отстану. Вот скоро экзамены, думаю, что будут только отличные оценки. Но учиться страшно интересно».
Отрывок из фильма «Два Федора»
1-й чтец: Год 1960 – Шукшин готовился к защите диплома и ходил в литературное объединение молодых писателей при журнале «Октябрь».
Он сам написал сценарий короткометражного из 3-х частей художественного фильма «Из Лебяжьего сообщают». Сам поставил его как режиссер, сам сыграл в нем одну из главных ролей. На заре своей кинематографической юности он уже пытался предстать «Один в трёх лицах». Защита диплома прошла успешно, хотя это выглядело необычно. И одна заслуженная актриса язвительно заметила Шукшину: «А что, Вася, может ты и музыку к фильмам писать будешь?». Желваки у Шукшина заходили, он с трудом сдержался, чтобы не нагрубить, но ответил все же вызывающе: «А что? И буду…». Это утверждение оказалось недалеко от истины – Шукшин умело подбирал сам музыку для своих фильмов.
2-й чтец: Шукшин знал множество народных песен. Имел абсолютный слух и мог выбрать для фильма мелодию, которая, как правило, являлась лейтмотивом к сюжету. Еще в ранней юности Василий Макарович научился играть на гармони «Тальяночку», «Златые горы», вальс «Над волнами и др. Гармонь пришла в дом от брата матери Попова Павла Сергеевича. Потертая двухрядка черного цвета. Да и мать Шукшина, Мария Сергеева, знала несметное количество частушек. Музыку к своим фильмам он подбирал сам, обращаясь к народным мелодиям.
4-й чтец: Финал фильма «Печки - лавочки» целиком состоит из мелодий, услышанных от народного самородка Феди Телецкого. Был такой виртуоз-самородок на Алтае, и Шукшин о нем знал. Федя – существо кочевое, бездомное, но когда пальцы его рук касались трех струн, происходило чудо. Что-то щемящее, родное, грустное и чудное будили наигрыши балалаечника Феди.
1-й чтец: Федю видели то в кабинах у шоферов со своей неизменной балалайкой, то в придорожных забегаловках- столовых, то в каком-то радушном доме, открытом всем ветрам, где людей любят. На «Волге», закрепленной за киногруппой, отправился ассистент режиссера разыскивать бродячего балалаечника по соседним селам, деревням и трактам. Привезли ошеломленного Федю Телецкого с почестями, «как секретаря горкома», скажет он потом, на «Волге» к школе, где встретил его улыбающийся Василий Макарович.
4-й чтец: Вечерами вся киногруппа собиралась послушать алтайского балалаечника. Балалайка его то всхлипывала от сдерживаемого горя, то взрывалась разудалой пляской, то задумчиво грустила о чем-то таинственном и грозном. Оформили Федю по указанию Шукшина в группу, как члена коллектива, с аванса одели и обули, а спать вот со всеми балалаечник отказался наотрез. Спал в закутке, рядом с комнатой Шукшина. Уперся: или – ли. Что с ним поделаешь? Талант имеет право и на причуду.
1-й чтец: Кто из артистов работал с Шукшиным, навсегда становился ему другом, потому что Василий Макарович в каждом из них видел прежде всего человека, не подавляя индивидуальности режиссерским узурпаторством. К Георгию Буркову долго и внимательно присматривался.  Не знал, как называть, ибо в обиходе имя Жора не мог принять, а Егор не подходило к характеру Буркова. Георгий – не вязалось с фамилией. Но однажды Шукшин явился на работу повеселевшим.
- Джорджоне, - обратился к Буркову Шукшин, и все на площадке грохнули от смеха, - твой выход.
Оказалось, накануне Бурков увидел в руках у Шукшина журнал «Огонек», где была опубликована репродукция итальянского живописца Джорджоне «Спящая Венера», о которой Бурков сказал просто: «Голая Джорджоне!»
Имя Джорджоне к Буркову прилепилось и очень шло к веселому, общительному, несколько хулиганистому его облику и поведению.
2-й чтец: Фильм «Печки-лавочки», очень дорогой для Шукшина, не был, к сожалению, принят и понят по достоинству на Алтае – сыграло свою недобрую роль мнение идеологического руководства края.
Это было горько слышать, горько вдвойне, потому что критика была несправедливой и облыжной. И Шукшин вскоре пишет ответ – «Слово о малой родине». Статья, однако полностью  увидела свет лишь после смерти Василия Макаровича:
3-й чтец: « Сказать, что я все это принял спокойно, значит зачем-то скрыть правду. Правда же тут в том, все это неожиданно и грустно. В фильм я вложил много труда (это, впрочем, не главное, халтура тоже не без труда создается), главное, я вложил в него мою любовь к родине, к Алтаю, какая живет в сердце, - вот главное, и я думал, что это-то не останется незамеченным».
1-й чтец: Это и осталось незамеченным. Фильм был принят зрителями, его поняли и полюбили – и он остался жить.
Демонстрация отрывка из Фильма «Печки-лавочки»
2-й чтец: Шукшин самозабвенно и преданно любил Алтай. В одном из последних писем матери он писал:
3-й чтец: «Здравствуй, родная моя! Сам измучился и вас измучил своими обещаниями приехать. Все никак не могу вырваться… Сам соскучился, сил нет.
…Мама, одна просьба: пока меня нет, не придумывайте ничего с домом, т.е. не продавайте. У меня в мыслях-то – в дальнейшем – больше дома жить, а дом мне этот нравится. Вот после большой картины подумываю с кино связываться пореже, совсем редко, а лучше писать и жить дома… Тянуть эти три воза как-то не под силу становится. И вот мечтаю жить и работать с удовольствием на своей родине».
1-й чтец: Писатель Михаил Алексеев как-то сказал: «Сердце Василия Макаровича Шукшина принадлежит сельским жителям. Он неподдельно любил деревню. Жизнь современной деревни рисовал довольно суровыми красками, не скрывая при этом ни деревенской грубости, ни противоречий».
2-й чтец: Шукшин окончил институт в 30 лет. Первую книгу «Сельские жители» опубликовал в 34 года, первый кинофильм «Живет такой парень» создал в 35 лет.
1-й чтец: Однажды в Новосибирске Шукшина познакомили с Михаилом Петровичем Михеевым – писателем, и сообщили при этом: «Он, между, прочим, написал песню «Есть по Чуйскому тракту дорога», которую исполняют в вашем фильме «Живет такой парень».
-«Да?» - удивился Шукшин, пожимая руку Михееву, - «У этой песни есть автор?».
- «Было такое» - признался Михеев, «давно как-то написал».
2-й чтец: В начале 30-х годов двадцатилетний электрик Бийского авторемонтного завода Совмонголторга Михаил Михеев написал песню, которую знали все, живущие вблизи от Чуйского тракта. Песня эта, подаренная Михеевым своему другу шоферу, неожиданно пошла гулять по свету, и, как часто бывает, «потеряла» автора.
Отрывок из фильма «Живет такой парень»
1-й чтец: «Если бы меня попросили как-то обозначить явление Шукшина, - вспоминает Георгий Бурков, - то я предпочел бы такое «неуклюжее» определение как «авторское творчество». Снимался ли Шукшин как актер, режиссировал ли фильм, писал ли рассказ или сценарий, он при всей разности этих занятий оставался Шукшиным. В каждом созданном им произведении, будь то написанная строка или сыгранный образ, обнаруживаешь черты его характера, его биографии Шукшин секретов не имел. Садился и писал страничку, тут же читал — так, без помарок, потом и печаталось, как будто это произошло здесь, сейчас, где он сидел и писал».
4-й чтец: По воспоминаниям Л.Н. Федосеевой–Шукшиной, Василий Макарович работал ночами, печатал на машинке в маленькой кухоньке. Времени он не замечал. Однажды поздно вечером, когда дети уснули, Лидия Николаевна мыла пол. Не отвлекая Василия Макаровича от работы, она попросила его поднять ноги. Прошло около часа. Лидия Николаевна заглянула в кухню. Василий Макарович всё ещё сидел с поднятыми ногами.
1-й чтец: Шукшина постоянно осаждали «орды» так называемых друзей, которым он не смел в чем-то отказать. Эти «друзья» не щадили его здоровья, времени, авторитета. А настоящие друзья не афишировали себя. Их было немного, они любили Шукшина бескорыстно, не требуя ничего взамен. К ним Василий шел безбоязненно, и всегда находил душевный прием и сочувствие. В любое время дня и ночи. В исключительный миг отогревающейся души любил верных людей до разрыва сердца, до самозабвения, мог о них говорить часами. Неустроенный, неприхотливый, с четырнадцати лет знавший, что такое тяжелый труд, Василий от простой мелочи – незначительного внимания к себе приходил в волнение.
1-й чтец: Заболел радикулитом Мучился от болей, пронзающих спину. Люся Земеля (Людмила Пшеничная тоже родом с Алтая), видя его страдания, взяла и сшила Василию байковый стеженый пояс. Стесняясь своего поступка, передала незаметно Василию. Когда Шукшин развернул сверток, Людмила увидела смятение и беспомощность на лице Шукшина, глаза, которые медленно заплывали крупными слезами. Людмила вдруг поняла, что Василий мало видел добра в жизни, и теплом человеческим тоже был обделен. Благодарные слезы в глазах Шукшина она помнила долго.
2-й чтец: Год 1964 – на 16 международном кинофестивале в Венеции за фильм «Живет такой парень» вручена главная награда фестиваля «Золотой лев Святого марка».
1-й чтец: Год 1966 – за фильм «Ваш сын, и брат» вручена Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых.
2-й чтец: Год 1967 – за фильм «Калина Красная» удостоен премии Всесоюзного кинофестиваля в Баку.
Творческая лаборатория Шукшина-кинематографиста — тема пока мало освещенная в воспоминаниях. Ближайшими соратниками Василия Макаровича во времена создания «Калины» были Лидия Николаевна Федосеева-Шукшина и оператор Анатолий Дмитриевич Заболоцкий (у которого, кстати, есть прекрасная экранная работа под названием «Мелочи жизни» о том, как снимался эпизод встречи Прокудина с матерью).
1-й чтец: Одержимо стремясь к правде, Шукшин отважился на эксперимент: он снял в роли Куделихи — матери Егора — крестьянку деревни Садовая Белозерского района Вологодской области.
2-й чтец: Ясно, что старый неграмотный человек не в состоянии был выучить текст сценария. По счастью, в поле зрения Шукшина попала именно Офимья Ефимовна Быстрова, чья судьба в главном повторяла судьбу Куделихи (припоминаю, с каким радостным удивлением Василий Макарович рассказывал мне об этом, вводя в курс уже созревшего решения, когда я на три дня приехала в экспедицию). Кстати, на натуре Шукшин всегда ходил в игровом костюме Прокудина: кирзовые сапоги, телогрейка или кожаная куртка с красной рубашкой.
1-й чтец: Офимью Ефимовну снимали в ее избе. Камера включалась в тот момент, когда увлеченная воспоминаниями, женщина не обращала на нее никакого внимания. Вопросы, задаваемые по ходу эпизода Л. Федосеевой — Любой Байкаловой, были заранее продуманы и направляли рассказ в нужное для фильма русло («Ну, бабушка, а про сынов-то теперь расскажи» и т. п.). Остальное довершил монтаж и съемки реакции Егора — Шукшина.
2-й чтец: Офимья Ефимовна охотно, с подробностями, поведала свою жизнь, без актерского «нажима», желания разжалобить.
Тихое робкое горе одинокой старой женщины, родившей сына и .брошенной им, достоинство настоящей матери, смело запечатленные кинокамерой, наносят последний удар по разворошенной душе героя фильма. И многие миллионы зрителей, глядя на экран, поверили, что прожженный рецидивист после такой встречи разрыдался, катался по земле: «Тварь я последняя, тварь подколодная...» Эта сцена — важнейший поворотный момент, киноповести.
1-й чтец: Уже в Москве, когда работа над фильмом завершилась, Василий Макарович признался: «Боялся я, могло ведь и не получиться. А теперь думаю, как бы нам, остальным актерам, дотянуться до такого уровня правды».
Рискнул он включить в ткань своего фильма и пронзительный эпизод из документальной ленты кинофонда МВД, в котором подлинный заключенный поет песню «Ты жива еще, моя старушка» на слова С. Есенина, что не было предусмотрено сценарием. Шукшин вместе со всеми создателями фильма просмотрел из этого фонда огромное количество кинопленки, вглядываясь в лица, проникаясь атмосферой, мало ему знакомой. Кстати, первая сцена «Калины», где Шукшин — Прокудин повторяет «бом-бом» в хоре, исполняющем «Вечерний звон», снята в настоящей исправительно-трудовой колонии под Москвой. В зрительном зале не массовка, а «зеки».
2-й чтец: Счастье... Премьера «Калины красной» в московском Доме кино. Прекрасная речь А. Я. Каплера, представлявшего фильм. Реакция зала во время просмотра: добрый дружный смех, заглушавший последующие афористичные реплики героев фильма; тишина, когда тысяча человек, охваченная одним переживанием, на мгновение задерживает дыхание...
1-й чтец: Шукшин в последнем ряду поднимающихся ступеньками кресел, за микшером. Он сверху видит одновременно и зрителей, и экран. После надписи «конец фильма» зал в каком-то общем, объединившем всех движении, разворачивается к Шукшину. Миг молчания и... шквал овации, овации долгой, благодарной, щедрой. Перед Шукшиным лица, глаза людей, которые его поняли. Их много: сотни и сотни.
4-й чтец: Через несколько минут в фойе сияющий счастьем, каким я его никогда не видела, - вспоминает Е. Сергиевская, - помогавших ему делать картину, и, потирая характерным для него жестом руки, сказал: «Вот теперь только и начинается, после этого можно работать».
2-й чтец: Находился он в тот момент счастья метрах в двух от места, где спустя несколько месяцев установили гроб с его телом, и тысячи скорбных, ошеломленных неожиданностью его ухода из жизни почитателей редкостного таланта много часов шли нескончаемым потоком, прощаясь с ним навсегда, засыпали его живыми цветами и ветками красной калины.
1-й чтец: Кинодраматург и кинорежиссер Б. Метельников писал после его смерти: «Жизнь не слишком баловала его, и настоящее признание не спешила ему навстречу. Солнце его славы уже исходило, но многие, в том числе и он сам, не видели его. И мгновенный и всенародный успех «Калины Красной» был похож на солнце, прорвавшиеся из-за облаков, и было этому солнцу еще далеко до зенита, когда он умер, как пахарь на поле, едва закончив одну борозду и не успев начать другую…».
Демонстрация отрывка из фильма «Калина Красная».
2-й чтец: Год 1971 – Шукшин стал кавалером ордена Трудового Красного Знамени и лауреатом Государственной премии СССР за исполнение роли Черных в фильме «У озера».
1-й чтец: Год 1974 – признан лучшим актером года на конкурсе советского экрана за исполнение роли Егора Прокудина в фильме «Калина красная».
2-й чтец: За короткое время (1972 -1974 гг.) он успел неправдоподобно много: «Калина красная» (сценарий написан раньше, но он поставил фильм, сыграл в нем главную роль). Сыграл еще в двух фильмах режиссеров, которых уважал: у Г. А. Панфилова («Прошу слова») и Н. Н. Губенко («Если хочешь быть счастливым»). Осуществил сложнейшую актерскую работу в фильме С. Ф. Бондарчука «Они сражались за Родину». Выпустил две большие книги: «Беседы при ясной луне» и «Я пришел дать вам волю», написал десятки лучших рассказов, две пьесы для театра: «Энергичные люди», сказку «До третьих петухов»; очень много сил отдал своему любимому детищу — фильму «Степан Разин» (картина за два-три месяца до его неожиданной кончины была запущена в предподготовительный период). Казалось, что он надеялся прожить еще лет этак 20—25, а темпов деятельности снижать не собирался. Он ощущал внутри себя гигантские запасы материала, идей, намерений; и того, на что был рассчитан природой, думается, далеко не завершил. Если бы все происходило не на наших глазах, в это трудно было бы поверить.
1-й чтец: Шукшин, действительно, в свои сорок четыре много знал о жизни, о человеке. Понимал, что обязан поведать о том, до чего дошел в напряженных духовных исканиях.
2-й чтец: Он никогда не поучал своих героев, страдал вместе с ними, отдавал себя им, метался в погоне за нравственной правдой, разгадкой сути бытия.
4-й чтец: Писал и снимал только о том, что знал: о настоящем и прошлом российского крестьянина, постигал национальный характер. Раскрывая душу своего народа, поднимался к высотам общечеловеческих художественных открытий. Недаром Шукшина понимают далеко за пределами нашей страны.
1-й чтец: Для зарубежных почитателей его творчество (так же, впрочем, как и творчество русских классиков и нескольких современных серьезных писателей) — путеводитель, помогающий понять Россию.
«Человек есть тайна, ее надо разгадать. И ежели на это уйдет целая жизнь, не говори, что она прошла напрасно. Я занимаюсь этой тайной, значит, я человек»,— эти слова Достоевского вполне мог бы применить к себе и Шукшин.
2-й чтец: Последнее время Шукшин жил предчувствием праздника – долгожданной работы над фильмом о Степане Разине.
1-й чтец: О Степане Разине Вася Шукшин услышал на уроке в шестом классе. Пришел из школы встревоженный, завороженный, подступил к матери:
- Сходи, мама, к соседям, перепиши для меня песню о Степане Разине.
Несколько вечеров Василий старательно разучивал песню, пока не понял, что Стенька навсегда с ним. Образ Разина мелькнет в одном из ранних рассказов Шукшина.
2-й чтец: Замысел о фильме Василий Макарович вынашивал с шестидесятых годов. В 1971 году директору киностудии им. М.Горького была сдана заявка на постановку фильм о Степане Разине, но картину закрыли. В первой половине 1974 года Шукшин сдаст новую заявку, но уже на киностудию «Мосфильм».
1-й чтец: Год 1974 - 2 октября В.М. Шукшин скончался от острой сердечной недостаточности на съемках фильма «Они сражались за Родину».
2-й чтец: Шукшин работал на износ. Он всегда был как солдат, стоявший на передовой искусства насмерть. И в первом фильме «Два Федора» он играл военного, и в последнем «Они сражались за Родину» Шукшин играл солдата-бронебойщика.
1-й чтец: Годы идут. Выросли дочери: Катя, Маша и Оля. Маша стала актрисой. Подрастают внуки. Может быть, в ком-то из них найдется продолжение Василия Шукшина, и мы увидим фильм о Степане Разине режиссера Макара Шукшина.
Отрывок из фильма «Печки-лавочки»


Рецензии