Глава 4. Мыльные пузыри и звезды

На фото Бойз, Чарльз Вернон



Занятия музыкой, работа на пришкольном участке, исследование лесов, прилежащих к деревне, чтение по ночам и многое другое заполняло Юлькину жизнь. В возрасте с 12 до 14 лет она открыла для себя таких писателей как Достоевский, Фейхтвангер, Цвейг, Алексей Толстой и других, она читала у них все подряд, причем читала по ночам с фонариком под одеялом так, чтобы родители не видели, что дочь не спит. Особенно взволновала ее книга Достоевского «Преступление и Наказание». Но, будучи уже взрослой, Юлька решила перечитать эту книгу, но не нашла в ней ничего интересного и отбросила прочь. И возникает вопрос: «Когда же мы умнее: в детстве или во взрослом состоянии?»

Как-то зайдя в школьную библиотеку, Юлька увидела в углу на полу кучу разных книг, которые библиотекари посчитали устаревшими и ненужными и собирались выбросить. Юлька с интересом стала перебирать и рассматривать эти книги. Ее згляд остановился на книге под названием «Мыльные пузыри». Эта тонкая книжечка была в красивой матерчатой обложке. Любознательная девочка забрала эту никому не нужную книгу себе домой. Издана книга была в 1936 году. А выбросили ее на свалку в 1956 году, когда Юлька уже училась в 6 классе. Эта книга была издана в естественно- научной серии издательством детской литературы тиражем 25000 экземпляров. Автором книги был замечательный английский физик — экспериментатор и популяризатор науки Бойз, Чарльз Вернон. (см. его фото в начале главы). И надо сказать, что книга в наше время уже пережила более 11 изданий. И она оказалось первой книгой на полочке, куда Юлька будет ставить свои книги по физике и химии, которые стали со временем ее любимыми предметами.
 Все дети умели делать мыльные пузыри в то время. Для этого нужно было взять маленькую баночку, настругать в нее немного мыла, все это залить небольшим количеством теплой воды и хорошенько взбить воду, затем найти крепкую соломинку, набрать в нее немного мыльной воды и попытаться выдуть ее из соломинки так, чтобы получился мыльный пузырь. На первый взгляд рецепт казался очень простым, но это на первый взгляд. Искусством выдувать мыльные пузыри мог овладеть далеко не каждый подросток.

Дома Юлька, как большую ценность, положила спасённую книгу на стол и стала рассматривать в ней картинки и читать названия глав, написанные большими буквами.

В предисловии Чарльз Бойс советовал всем читателям проделать все описанные в книжке опыты с помощью стеклянной трубки.

«Надо будет попробовать!» — подумала любознательная Юлька.

Но попробовать было не так просто. На первой странице этой загадочной книги ее остановило небльшое высказывание какого-то Кельвина, которое, видимо, отображало суть этой книги.
 Поскольку Юлька вспомнила, что всегда, когда ученики писали сочинения дома или в школе, то её любимая учительница Вера Афанасьевна по русскому и литературе  говорила: «Поставьте перед началом сочинения такой эпиграф, чтобы он  отображал основную идею произведения.»

Какую же идею отражает эпиграф к книге «Мыльные пузыри», взятый из книги «Величина атома», написанной физиком А. Кельвином:
«Выдуйте мыльный пузырь и посмотрите на него, вы можете заниматься, может быть, всю жизнь изучением этого пузыря, не переставая извлекать из него уроки физики.»

«Как много здесь непонятных слов!» — думала Юлька.

«Например, атом, капилляры!!!" А дальше в книге таких слов было все больше и больше!

Юльке много чего хотелось уметь делать. Например, бумажные самолетики, которые искусно делают маьчишки, они так хорошо высоко и плавно у них летают на большое расстояние. Что же их заставляет так хорошо лететь и почему ее самолетики сразу падают на землю и не могут летать. Это очень огорчало Юльку.

В Юлькиной хлопотливой жизни дел было много. Ее голова, заполненная множеством непонятных слов и понятий, искала выход из положения. Но это не огорчало девочку. Она понимала, что у нее много времени впереди, и на все вопросы она еще сумеет найти ответы.

 Она стала почаще заходить в библиотеку, где на полочках лежали разные журналы, многие из них были для взрослых. В некоторых взрослых журналах можно было почитать о разных научных фактах.
 В детской библиотеке было много интересных и занимательны книг по физике, химии, астрономии, написанных Яковом Перельманом. Юльке повезло. Одной из первых ею была прочитана книга Якова Перельмана для детей о межпланетных путешествиях.

 Это небо, покрытое сверкающими звездами, оказалось огромным, бесконечным и непонятным миром. Чего там только не было!!! И сколько тайн хранит этот загадочный мир космоса!

   Оказалось,то, что человек может видеть в небе даже и близко не похоже на то, что на самом деле там происходит. Нашему взору открывается  очень уменьшенное прошлое нашей вселенной. Поэтому, когда речь заходит о звёздах, у человека обычно либо возникает образ ярких точек в небе, либо нечто очень напоминающее наше Солнце, парящее в глубинах пространства. На самом деле, большинство звёзд и есть эти «скучные» газовые, ярко светящиеся шары. Но есть в просторах космоса и нечто невероятное! Хоть и выглядит это для нас такой же маленькой и тусклой точечкой на небосводе.

Есть звёзды с планетными системами. Обнаружение таких планет началось относительно недавно, но количество уже найденых планет и кандидатов поражает! Буквально за последний год было открыто чуть меньше тысячи планет! Можно показать насколько разнообразно понятие «звезда» и насколько это разнообразие несоотносимо с тем, что в этот термин мы вкладываем с детства  и до более поздних пор.

Юльке удалось получить небольшие знания о звездах из занимательных книг Я. Перельмана.

Следующим открытием, сделанным Юлькой, была еще одна замечательная книга. Это просто удивительно, что в Советское время в маленькую глухую деревушку завозили такие замечательные книги по физике. Однажды, зайдя в маленький деревенский магазин, Юлька увидела яркую книгу, стоящую на полке среди других научно-популярных книг. Заголовок книги гласил: «Миннарт М. Свет и цвет в природе». Это первое издание на русском языке появилось в деревенском магазине примерно в 1956—57 году, когда Юльке было 13—14 лет. Более точную дату сейчас установить трудно. Хорошо, что Юлькина мама была школьной учительницей, она одобряла и поддерживала все Юлькины научные увлечения и давала ей деньги на покупку всех интересных для Юльки книг.

Ярким солнечным днем Юлька забиралась на крышу их дома, чтобы смотреть на голубое небо и одновременно читать объяснение в книге Миннарта, почему небо голубое. И много других интересных знаний ей удалось получить из этой книги.

Но самый большой шок Юлька пережила через пару лет, когда познакомилась с популярным изложением теории относительности Альберта Эйнштейна.

Количество научно-популярных книг на Юлькиной полочке быстро увеличивалось.


Рецензии
Это был совсем другой, Советский мир и дети были другие...

Каприка 2   26.01.2021 22:17     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.