О стихотворении М. Цветаевой Бабушке

Фото: Анастасия Цветаева, Сергей Эфрон, Марина Цветаева. Москва, Трехпрудный переулок, 8. Осень, 1911 г.
На стене – портрет М.Л.Бернацкой.

Тех, кто любит творчество М. Цветаевой, всегда интересует, почему Поэт именно тогда пишет именно об этом? Хочется в окне временного портала увидеть тот день и толчок события, которое стало поводом к написанию стихотворения. Ведь Марина Цветаева всегда писала по следам событий. Внешнее и внутреннее часто смешивалось, менялось местами. Но в раннем творчестве внешних поводов к стихам было особенно много. Марина Цветаева обладала необыкновенной впечатлительностью, чувствительностью, творческой отзывчивостью. На что именно отозвалось сердце Поэта 4 сентября 1914 года, можно попытаться предположить…

В самом начале сентября 1914 года Марина Цветаева и Сергей Эфрон переезжают только что снятую квартиру в Борисоглебском переулке, дом № Марина очень радовалась, когда нашла это необыкновенное жилище, как сейчас бы сказали – двухуровневое. Планировка напоминает и дом в Трехпрудном переулке, где прошло детство Марины, и Сережин родной дом, который в свое время был продан. К тому же в гостиной есть потолочное окно-фонарь, которое бесконечно нравится Марине. Похожие окна устроил в недавно открытом Музее отец. Память еще свежа. Папы нет всего-то год с небольшим.

Марина и Сергей очень увлечены переездом, с любовью и энтузиазмом устраивают новое семейное «гнездо». Что делают? Да понятно – что! Это легко представить! На извозчике перевозят вещи, сначала быстро разгружают в общую кучу, потом в спешном порядке расставляют по комнатам. 5 сентября их красавице-доченьке Алечке исполняется 2 годика. Из Коктебеля должна приехать Алечкина крестная Елена Оттобальдовна Кириенко-Волошина – мать большого друга семьи Макса Волошина, любимая Пра, т.е. Праматерь всем. Марине – 22 года, Сереже – 21 год, и к этому времени уже нет их родителей. А дорогая Пра уже едет поездом, и молодые очень торопятся поскорее подготовить комнату для нее.

Можно предположить, что именно 4 сентября Марина и Сергей украшали комнаты, расставляли и развешивали памятные вещи, в том числе и портреты. На одном из них – молодая, вероятно, около 20 лет, девушка. Портрет большой, рама массивная. Это – портрет бабушки по маминой линии Марии Лукиничны Бернацкой. Марина уже нашла место для него.
– Вот здесь будет лучше всего! И просторно, и свет хорошо падает…
Из какого-то угла, где вещи сложены кучей, Сережа приносит живописную работу.
– Мариночка, подержите немного.
Почему-то кажется, что Сергей Яковлевич сам забивал гвоздь в стену: взял молоток, встал на стул… Марина в это время стояла рядом и рассматривала бабушкин портрет, который стоял на полу у ее ног. Она была очень близорука, носила очки и, может быть, впервые увидела картину так близко.
 – Все, Мариночка, можно вешать.
Сережа хотел взять портрет, но Марина остановила его руку.
– Сейчас, одну минуту…
Она присела и еще несколько минут рассматривала живописное полотно очень близко, потом встала и рукой отодвинула верхний край рамы.
– Все! Поднимайте, Сереженька!
Сергей повесил портрет на стену.
– Так хорошо?
Марина внимательно следила за процессом.
– Слева поправьте немного… Вот так будет ровнее.
Сережа спрыгнул со стула. Марина отошла от картины и еще несколько минут в одиночестве рассматривала портрет целиком. Из глубины квартиры донеслось:
– Мариночка, подойдите! Посмотрите, куда лучше поставить вот это?
– Иду!..
А поздним вечером, когда множество радостных бытовых дел было закончено, и Алечку уложили спать, Марина в своей новой комнате уютно устроилась возле любимого письменного стола в нише у окна и написала стихотворение «Бабушке», вспоминая каждую деталь портрета…

Продолговатый и твердый овал,
Черного платья раструбы…
Юная бабушка! Кто целовал
Ваши надменные губы?

Руки, которые в залах дворца
Вальсы Шопена играли…
По сторонам ледяного лица
Локоны, в виде спирали.

Темный, прямой и взыскательный взгляд.
Взгляд, к обороне готовый.
Юные женщины так не глядят.
Юная бабушка, кто вы?

Сколько возможностей вы унесли,
И невозможностей – сколько? –
В ненасытимую прорву земли,
Двадцатилетняя полька!

День был невинен, и ветер был свеж.
Темные звезды погасли.
– Бабушка! – Этот жестокий мятеж
В сердце моем – не от вас ли?..

4 сентября 1914 г.

Стихотворение написано. Марина еще раз прочла и осталась довольна. Завтра… Нет, скорее всего уже сегодня (5 сентября) придут родные, крестная и друзья поздравлять Ариадну Сергеевну с 2-х-летием. Будет шумно и весело. Марина обязательно прочтет новые записи о том, что и как говорят дети, в частности – ее необыкновенная дочь Алечка. Еще прозвучат Маринины новые стихи, а Сережа будет мило шутить…

Так могло быть… Даже самые удивительные Поэты иногда ведут себя, как самые обыкновенные люди.

Пра действительно приехала и остановилась у знакомых – в семье архитектора В.А.Рогозинского.(1) Ребята не успели подготовить комнату для дорогой гостьи. Только примерно через неделю Елена Оттобальдовна переселилась к Марине и Сереже… (2)

Марина Цветаева мало знала о своей бабушке
Сначала, по малолетству, не задумывалась об этом, а потом спросить было уже не у кого. Трудно сказать, знала ли она о том, что дом Бернацких находился в этом же переулке, только чуть дальше! Вот ведь что удивительно: есть какой-то особый знак в том, что первое стихотворение, написанное в новом доме, Марина Цветаева посвящает бабушке, которая много лет ходила по этой улице. Может быть, и образ ее навсегда остался здесь и мог «заглянуть» в окошко, возле которого внучка пишет посвящение ей…

5 июня 2020 г.

************
Примечание:

************

Дополнительная информация.

Есть прекрасная статья: «Польская бабушка Марины Цветаевой»

Автор: Наталья Громова
Опубликовано: 17 июля 2015

Сайт Culture.pl

"Наталья Громова – писатель, историк литературы, автор книг, в т. ч. «Дальний Чистополь на Каме. Писательская колония: Москва – Елабуга – Чистополь – Москва», «Цветы и гончарня. Письма Марины Цветаевой к Наталье Гончаровой», «Распад. Судьба советского критика в 40-е-50-е годы», «Ключ. Последняя Москва» (вошла в финал премии «Русский Букер» 2014), старший научный сотрудник Дома-музея М. И. Цветаевой в Москве, ведущий научный сотрудник Дома музея Бориса Пастернака в Переделкино."

************

Публикация на Стихи.ру https://stihi.ru/2020/06/06/7573


Рецензии