26. Анна Новикова - Киноязык

Цикл лекций педагогов ВКСР и ВГИК.
Новикова Анна Владиславовна, продюсер, режиссёр, педагог.
14 сентября 2002 года

Как стать настоящим режиссёром? Учитесь у Тарковского. Он точно рассчитывал каждый кадр. Между игровым и документальным кино не делаем разницы - киноязык один, внутренний язык един. Это не так как у художника. У нас идеи реализуются иначе.

Предложу вам тест. Фильм, который строго просчитан, но таким не кажется. Будем смотреть игровые моменты, экспериментальные ходы.

Первая проблема любого фильма – достоверность изображаемого. Придумали как этого добиться. В традиционном кино (даже если история самая сумасшедшая) герой - это человек, который что-то преодолевает. Он должен совершать поступки. Это пассионарий. Отсюда проблема - кино должно быть достоверным. Зритель должен ему поверить. Потому что кино создаёт собственную реальность. И строится она по своим закономерностям. Ценится кино авторское.

Сейчас будем смотреть фильм, в котором история совершенно невероятная. Ваше задание: зафиксировать приёмы, обеспечивающие достоверность восприятия.

"Зелиг"
Ч. б. в начале. Якобы кинохроника и воспоминания. Ускоренные танцы, клиповость - набор кадров. как в хронике. Переход к конкретному случаю на приёме. Т.е. события в контексте реальной истории.
О бейсбольном месте. На поле - неизвестный... Далее - частная вечеринка. Рассказывает очевидец. "Я увидел незнакомца..."Он исчез, потом в оркестре появился подобный... Потом пропал. Полиция поймала странного китайца. Костюм не удалось снять. Вскоре он изменился во внешности. Его спрятали в психбольницу. На беседе выдал себя за психиатра.

Парадоксальность фраз - совет отца: береги деньги. В обществе француза - это француз, китайца -китаец. В России говорили - нарушение эндокринной системы. Он скоро умрёт. Через несколько недель именно предсказатель умер.

У пациента - ноги вывернуты. То есть нагнетается абсурд. Привели к нему женщин, кур - он не изменился. Постепенно всё превращается в абсурд и карикатурность. Зритель уже окончательно увлечён.  Публика кричит: “Зелиг достойный человек Америки. Я буду голосовать за него”. Итак, весь мир ломает голову о загадке Зелига.  Человек - хамелеон. (Раскручено массовое сознание толпы - характер Америки...) О Зелиге говорили всюду и везде...

Смотреть на экран не обязательно. Можно слушать лишь диктора... Темп фильма растёт. Чарльстон... ускоренный ритм. Толпы, массы, митинги. Плакаты: "Зелиг - угроза рабочему движению".

А героиня доктор Флетчер продолжает наблюдение за клиентом. Она (для достоверности) - думающий учёный. Публичная дискуссия. А он ходит по стене.
Зелига забирает из больницы сестра. Врачи рады. Но её муж - мошенник.  И сестра превратила Зелига в аттракцион - по доллару. На публике он менял внешность. Вышел фильм - человек, который менялся. Куклы, танец "хамелеон". В Голливуде его любили. Зелиг общается с известными людьми, его представили ГУВЕРУ. Зелиг - символ нашего времени. Известный композитор пытался писать песню...

А у Зелига жизнь идёт банально. Он в одиночестве. Живёт скромно. Но доктор Флетчер помнит о нем, хотя теряет надежды на его возвращение в больницу. Абсурдность и в параллельных историях (о скандале за ухо быка и трёх смертях).

Сенсация - Зелиг пропал. Все возбуждены, но вскоре забывает о нем. А доктор Флетчер ищет его. (Традиционные киноштампы Флетчер - штамп, Действия и мотивы - шаблонны)
Папа на балконе...Итальянцы депортируют Зелига. Американцы помещают его в больницу. Флетчер: "Я сделаю его нормальным человеком". Она хочет проникнуть в его физиологию.
 
Идут наблюдения - в белой комнате. Ведущий - я считал, что Зелиг - суперконформист. Беседы . Флетчер не удается взять психологически верх, подчинить пациента своему плану. Флетчер изобретает новый подход. Она признает его врачом и просит помочь себе. В состоянии гипноза он говорит - в детстве все били друг друга... Это карикатура и на Фрейда... Я ненавижу природу и то, как вы готовите. Вы зануда... Я хочу с вами переспать. Я вас люблю...

Ситуация становится обратной. Зелиг высказывается... “Я – демократ”. Говорит глубокомысленно штампами "свободного общества".
Врачи решили посетить Зелига. Он принял их. Сам во врача не превращается. Говорят, спорят. Устраивается потасовка... (Это комикс).

Реклама "Хамелеон вылечен доктором Флетчер". Шумиха и это опять штамп - успех Флетчер это успех психиатрии. Снова научное сообщество внимает Флетчер. Репортаж кино... встреча её с Бором. Он - гений психиатрии. Американская мечта - стать знаменитым. Флетчер становится знаменитой.

Опять приём - правдоподобный рассказ об успехе Флетчер. Отвлечение внимания зрителя на светские события. Удовлетворение тщеславия, встречи со знаменитостями.

Зелиг даёт напутствие молодёжи - "Вы в Америке и вы свободны". Это хэппи-энд. Но критичный зритель ждёт разоблачений. Должна быть насмешка над зрителем или над Америкой.

Флетчер достигла славы и признания. Намерена выйти замуж за Зелига. Но Зелиг - пустышка. Его нет. Он - пустота и это должно кончиться скандалом. Актриса варьете заявила, что она замужем за ним, что он актёр.
Теперь уже типовой судебный скандал с участием многих. Много жён... С нелепыми подробностями... то наехал на руку, то покрасил дом невесты в жуткий цвет... Посыпались обвинения...украл, обманул, многоженец... Общественное мнение: "Америка - страна высоких ценностей, линчевать Зелига". Всеобщий кумир рушится и за три дня до судебного процесса Зелиг исчез.

Его ищут. Но на фото из Калифорнии он не похож (как и в начале фильма). Вдруг она увидела Зелига среди нацистов. Он стал анонимом, как все. Кто Зелиг - это каждый (мимикрия). Зритель это понимает. Всё это сложная социально-политическая сатира. Справа от фюрера она видит его. Фюрер кричит... Всеобщий психоз...
Зелиг в суматохе сбежал. Фюрер расстроен. Они летели на самолёте, Зелиг превратился в пилота и вверх ногами улетел от немцев. Он становится снова героем. Нью-Йорк встречает героя. Новое слово в авиации. Он - национальный герой. Его встречает мэрия...”Вы - воплощение новой молодёжи Америки”. Недуг помог ему спастись. "Сенсация. Все снова в него влюбились. Это 20 годы. Америка и сейчас такая" . "Его вылечила любовь одной единственной женщины"...
Эпический конец. Перед смертью он сказал, что начал читать Моби Дик, но не успеет узнать чем кончится. Это карикатура и издёвка.

ЗАДАНИЕ СТУДЕНТАМ

Взять "культовое" кино. Изменяем фильм - вместо плача смеёмся, или концовка другая). Герой один и тот же (как у Тарковского). Сделать свою историю из одного фильма. На компьютере любые трансформации. Заказ - хотят купить. Начнётся вычленение своей логики, монтаж.

Мы - экспериментальная мастерская. Нужно решить, что делать с актёром. Кино отработало контексты, утыкается в тупик, находит в языке то, что расширяет пространство, и идёт дальше. Нужно отталкиваться от того, что есть. Эксплуатируя его идти дальше. Нужно разобраться с камерой, посмотрим все возможности, которые она даёт... один точный эффект желаемо заявленный ... вам нужно новое слово сказать с точки зрения того же языка. Я беру на себя функцию оценки. Потратим октябрь на ключевые позиции, как все это принято, без чего нельзя. Позволим себе поэкспериментировать. Хочу чтобы вы сняли, чтобы сознание проявлялось в этом мире на полную катушку, чтобы вы отталкивались от чего-то и шли вперёд.  Сокуров говорит, что все это слышали, а Финн - что именно вам интересно в киноязыке. Напишите мне. Начнётся камера и начнёте снимать. Драматургия с актёром и не  актёром. Камера. Вам, девушки, нужна практика. Приедет Крутой, а он работает в Берлине, дело пойдёт быстро. Он не любит, когда путаются. Сейчас зависла в воздухе проблема форматов и эффекты. Давайте что-то навороченное, чтобы смотреть в кино как летит пуля. Дайте катастрофу, научитесь. И тогда цены вам не будет в Москве.

О Герасимове.
Делали чудеса с плёнкой - меняли экспозиции, царапали... Получались шедевры. Режиссёр Рыбчинский - манипуляция с изображением.
Будем искать смыслы, формы...
 
О фильме Бергмана "Пани и Александр". Это красивый фильм. В России испортились все его лучшие цветные копии. Напрасно говорят, что "режиссёры публичного кино чаще всего не публичные люди".

После просмотра затеем игру - делимся на две команды: вы и я. У меня семинар. Тема: Замысел и реализация шедевра. Влезем в печёнки к кинофильму и автору. И вот мой афоризм: "Все явления делятся на кочан капусты и лук. Чистишь и находишь или кочерыжку, или слезы".


Рецензии