Окно в Израиль

 
К 30-летию восстановления дипломатических отношений между Израилем и Россией
            
Город на Дону
Мне давно хотелось побывать в этом необычном городе и написать о его музыкантах. Интерес подогревался ещё и тем, что сам я учился в Одессе, а эти два города – Одесса и Ростов-на-Дону - в ментальном смысле, как бы находятся на одной линии.
В среде знатоков Ростов-на-Дону считается столицей российского джаза. А я давно знаком с Александром Канцбергом, известным джазовым музыкантом из Ростова-на-Дону. Сегодня он израильский дирижёр-аранжировщик, педагог, художественный руководитель джаз-оркестра «Big Zbang» и муниципального биг-бэнда города Кфар-Сабы. С 1994 года - заведующий джазовым отделением консерватории в Кфар-Сабе и преподаватель джазовых дисциплин Высшей школы имени Б. Каценельсон.
А. Канцберг регулярно выступает со своими программами на различных концертных площадках Израиля, а также в российских городах - Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Ростове-на-Дону - и в Беларуси: в Минске и Гродно.
Кроме того, в Ростове-на-Дону регулярно проходит уже ставший традиционным международный конкурс молодых джазовых исполнителей «Мир джаза». Инициатор и художественный руководитель конкурса - известный российский джазовый музыкант Адам Терацуян, председатель жюри – прославленный джазмен Игорь Бутман. Александр является постоянным членом жюри, и благодаря ему конкурс не обходится без израильских талантливых исполнителей. Это, по словам Игоря Бутмана, один из главных российских джазовых конкурсов, и не случайно он проводится именно на донской земле, в городе с богатыми джазовыми традициями.
А ещё в России и Израиле усилиями всё тех же энтузиастов действует и развивается международный джазовый проект «Окно в Израиль».
Программа «Окно в Израиль» зародилась по инициативе А. Канцберга и бывшего атташе по культуре, а ныне консула посольства государства Израиль в России Яффы Оливецки. Проект был изначально приурочен к 25-летию восстановления дипломатических отношений между нашими странами (2016).
Первый концерт проекта состоялся в Москве (2016) при участии джаз- оркестра под управлением народного артиста России Игоря Бутмана, солистов - лауреата международных конкурсов, финалиста популярной в программы «ГОЛОС» Олега Аккуратова и израильской певицы Аяллы Фоссфельд - и, конечно, аранжировщика и дирижера Александра Канцберга. Мероприятие проводилось при поддержке израильского посольства в Москве и продюсерского центра Игоря Бутмана. Присутствовали руководители российских еврейских организаций, деятели культуры обеих стран, дипломатический корпус израильского посольства в России, а также известные представители различных израильских организаций и творческие деятели - такие как Юрий Каннер, Юрий Домбровский, Билана Шахар, Александр Борода, композитор Александр Журбин, и многие другие.
 После этого последовала серия выступлений с различными оркестрами и солистами двух стран в ряде городов России и Израиля. В программе выступлений звучала хорошо известная израильская музыка. Все выступления проходили при полных залах и с большим успехом.
В октябре 2021 ожидается празднование 30-летия восстановления отношений Израиля и России и 5-летия музыкального проекта «Окно в Израиль». Намечаются выступления как в Израиле, так и в Москве при участии российских и израильских музыкантов.
***
Более восьми лет подряд А. Канцберг организовывает в своем родном городе Ростове-на-Дону праздничные концерты Ханука-Свинг. На них звучит как традиционная еврейская, так и современная израильская музыка, аранжированная для джаз-оркестра. И уживаются эти два стиля прекрасно!
Наше интервью
 - Александр, кем были твои родители и какую роль сыграли они в твоём музыкальном образовании?
 «Мой отец Яков Айзикович Канцберг был большим любителем джазовой музыки и посещал почти все концерты, какие только проводились в Ростове. Естественно, с собой брал и меня, не подозревая, что этим самым взращивает во мне зёрна любви к этому виду искусства.
  У отца было большое собрание виниловых пластинок. Он любил слушать оркестры Эдди Рознера, Леонида Утёсова, Гленна Миллера, Дюка Эллингтона. Наблюдая за мной, отец вскоре понял, что и мне эта музыка по душе. У него родилась мечта, чтобы в будущем я тоже стал джазовым музыкантом, а может, и дирижёром джазового оркестра. На то время мечта, можно сказать, утопическая. Вспомним, какую роль отвели партия и правительство этому виду искусства. К сожалению, мой отец не дожил до того времени, когда я встал на подиум дирижёра. Он был бы счастлив!
После музыкальной школы я поступил в музучилище. Играл в рок-группе на клавишных и на саксофоне. Увлекался джазом, биг-бэндами, Чарли Паркером. Как все эстрадники, работал в различных оркестрах, ресторанах. Набирался опыта. «После работы, ночью мы собирались в одном из ресторанов - играли джаз, импровизировали». Часто играли джаз на ночных джем сейшенах с приезжими музыкантами. Так произошло знакомство и с Игорем Бутманом».
 «Музыка очень интересная, оригинальная, колоритная»
 
В качестве дирижёра различных джаз-оркестров Александр Канцберг много работал с известными солистами, среди которых легендарный трубач Рэнди Бреккер, Игорь Бутман, Адам Терацуян, Олег Аккуратов, Леонид Пташка,  Роберт Анчиполовский, Эрец Барной, Амос Хофман, Дорон Рафаэли, Петер Вертхаймер, Авраам Фельдер, Йоси Файн, Саня Кройтор, Леонид Сендерский и другие.
Авторитетнейший Игорь Бутман не только часто и с удовольствием исполняет музыку и аранжировки Александра Канцберга, но и неизменно даёт им высокую оценку – по его словам, музыка Саши «очень интересная, оригинальная, колоритная». Недаром он приглашает Александра на свои многочисленные проекты и выступления и как солиста, и как дирижёра, и как члена жюри всевозможных джазовых конкурсов.
 Этот город, знакомый до слёз
 - Александр, тебе очень близок Ростов-на-Дону, твой родной город. Что в нём есть такого, что, когда ты о нём рассказываешь, собеседник ощущает волну положительных эмоций?
 «Я люблю свой город, в котором провёл свои лучшие годы жизни, не только за то, что он красивый, родной и знакомый мне с детства - кажется, до каждой трещинки на асфальте. Я не могу не любить его и за то, что тут дали реализоваться моей мечте!
Консерваторию я окончил как дирижёр-хормейстер и факультативно учился на кафедре симфонического дирижирования. Направление получил в детскую музыкальную школу имени П.И. Чайковского, руководителем хора. Не скрою, что мне не очень это было интересно. Я переключился на детский камерный хор, с которым в дальнейшем много выступал. Пели и джаз, и классику. С большим успехом выступили в Ленинградской консерватории, в концертном зале капеллы им. Глинки, ездили на различные хоровые фестивали, концерты, была гастрольная поездка в Польшу. В хоре пели дети 9-13 лет. Многие из них стали затем профессиональными музыкантами. И все они в один голос благодарят за прекрасную музыкальную базу, которую получили в детстве. Это дорогого стоит».
 Солдат… с саксофоном
  - Александр, я знаю, что в армии ты играл на саксофоне, пел в хоре. Интересно было бы услышать твои воспоминания о военной службе в ансамбле песни и пляски Северокавказского военного округа. Какая тебе в этом творческом коллективе была отведена роль?
 «В армию меня призвали после консерватории на полтора года. Почти все солдаты срочной службы, которые служили со мной, были моими друзьями. Пел в хоре. Играл на саксофоне в оркестре ансамбля. Ну, и, конечно, свою эстрадную лепту я внёс в репертуар коллектива. Делал аранжировки, и к концу службы начальник ансамбля предложил мне подписать с ним контракт. Предлагали офицерское звание, предлагали стать помощником руководителя хора. И я уже чуть было не уехал служить в ансамбль песни и пляски в город Веймар, но в это время легендарный Ким Назаретов (первый профессор джаза в Советском Союзе) пригласил меня преподавать в консерватории на джазовой кафедре, и я конечно же выбрал второе. Это была моя мечта, и она осуществилась».
 - Саша, неоднократно я слушал твой замечательный молодёжный джаз-оркестр из Кфар-Сабы. Как тебе с ним работается?
 «В 1996 году мне представился случай создать в городе Кфар-Саба молодёжный джазовый оркестр. Изначально он был при школе Каценельсон, а сегодня это городской оркестр. По совместительству я начал работать и с местным любительским оркестром (в Советском Союзе он назывался бы самодеятельным). С этим коллективом я работаю уже 14 лет.
Постепенно оркестр превращается в профессиональный коллектив, и мы мечтаем превратить его в штатный. С оркестром выступают различные израильские солисты-вокалисты.
Также я преподаю в консерватории Кфар-Сабы, заведую джазовым отделением. Практически, в каждом израильском
музыкальном ансамбле есть мои ученики».
Сочи, площадь Флага
В центре Сочи, на площади Флага, из года в год проводятся традиционный джазовый парад и концерт джаз-оркестра прославленного Игоря Бутмана. Саксофонисты, трубачи и барабанщики во главе с российским джазменом, президентом фестиваля Игорем Бутманом, проходят по Навагинской, главной пешеходной улице города-курорта.
Традиционно в концерте принимают участие музыканты из США, России и Израиля. Конечно же, не обходится без нашего Александра Канцберга.
Я беседовал с устроителями, и они рассказали мне, что очень непросто делать каждый последующий фестиваль так, чтобы он стал лучше предыдущего, - а именно в этом состоит одна из главных задач! Но Игорю Бутману и его помощникам такая задача по плечу. В чём секрет? Прежде всего в том, что Бутман безошибочно находит именно тех артистов, которые нужны. Большой джазмен, выдающийся организатор!
 
Александр продолжает заниматься своим любимым делом – адаптирует различные темы к джазу, и получается это очень интересно.
 «Творческий контакт между мной, джаз оркестром «Big Zbang», которым я руковожу, и различными солистами приносит новые идеи для создания уникальных проектов, которые в таком молодом государстве, как наше, ещё не осуществлялись на должном уровне.
У меня есть проекты, которые прошли презентацию в нашей стране и успешно воплощаются с различными джаз-оркестрами за рубежом. Среди них – новый проект «Лас Вегас» с прекрасным вокалистом Рэмом Флэмингом, в который вошли хиты из репертуара известных вокалистов и который исполнялся на концертных площадках Лас Вегаса.
Для большей части европейцев, в том числе и россиян, музыка Израиля ассоциируется с песней «Хава Нагила» и еще парой известных песен на идиш. Все путают еврейскую музыку с израильской. А ведь за 70 лет нашей новой израильской истории появился целый пласт замечательной музыки композиторов страны. Надо отдать должное нашим посольствам за границей, которые поддерживают наши идеи. Однако больше поддержки можно получить от еврейских общин в разных городах России».
Год 2020 по понятным причинам можно считать вычеркнутым из творческой жизни. А чем был примечателен 2019?
«Выступления на джаз-фестивале в Сочи.
Израильский конкурс молодых исполнителей на духовых инструментах, играющих джаз, где я был художественным руководителем.
Новая программа с джаз оркестром «Big Zbang» и солистом Романом Фельдманом под названием «Лас Вегас» - в Кфар-Сабе и Тель-Авиве.
Лекция «Музыкальное воспитание в израильских школах» - прочитал ее в Москве по просьбе еврейской организации «Сохнут».
Выступление на джаз-фестивале в белорусском городе Гродно.
Концерт «Еврейский джаз» в джаз-клубе Адама Терацуяна в городе Ростове-на-Дону при участии пианиста и певца Олега Аккуратова. Думаю, сегодня все знакомы с этим талантливым музыкантом».
***
Страны… города… фестивали… концерты… Контакты… ученики… Работа. Продуктивная, востребованная, счастливая!
Твоя энергия, Александр, - перпетуум-мобиле. Дальнейшей удачи тебе! А нам – новых и новых встреч с тобой! 
               
Борис Турчинский               


Рецензии