Рассказ школьного учителя. Со слов моего мужа

Рассказ школьного учителя
Кем только ни побывал я в своём воображении в детстве! В мечтах то взлетал в заоблачные выси, то вгрызался в земные недра вместе с другими горняками.  Да, именно так. Ведь раньше мы мечтали не о профессиях белых воротничков и не о богатстве.  Нашими героями были первопроходцы, шахтёры, моряки, лётчики, космонавты. 
Но вот в нашу школу пришёл новый учитель математики – Анатолий Максимович Гриценко. Непохожий на других. Оригинальный во всём. Своим появлением в классе он постоянно вносил что-то новое, неожиданное не только в сам урок, в преподнесение той или иной темы, но и своим обликом, манерой поведения. И к ученикам он относился не так, как другие учителя. Хоть и держал дистанцию, но был с нами на равных. С ним было просто и легко. Его уроки никогда не были скучными или неинтересными. Если раньше я сравнительно одинаково относился ко всем школьным дисциплинам, всегда хорошо учился, то с его приходом буквально влюбился в математику, как и в самого Анатолия Максимовича. Надо сказать, что дитя войны, я, как и многие в те годы, никогда не видел и не знал своего отца, и школьный учитель в какой-то степени заменил его, стал своего рода образцом. Мне хотелось быть к нему ближе, похожим на него. Копировал его манеру поведения, его похвала для меня стала важнее всех оценок. А он, похоже, понимал это. Исподволь влиял на моё поведение, хвалил за успехи, по-отцовски журил.
- Да ты такой же, как все! – говорил он иногда, узнав о каком-то нелицеприятном моём поступке. И этого было достаточно, чтобы больше не допускать подобного. Всегда хотел слышать от него только слова одобрения.
В 10-м классе я стал победителем Первой областной математической олимпиады школьников, а потом и участником Первой всероссийской олимпиады юных математиков в Москве. Это была неслыханная победа! Анатолий Максимович радовался моим успехам и гордился своим учеником. А я был горд тем, что не подвёл своего учителя и оправдал его надежды.
Окончив школу и отслужив положенное время в армии, я поступил на заочное отделение педагогического института, как вы уже догадались, на физико-математический факультет.
Анатолий Максимович до конца своей жизни оставался моим другом и наставником. Я делился с ним своими успехами и неудачами. Он радовался или огорчался в зависимости от обстоятельств. И мне всегда хотелось, чтобы он знал, что я заслуживаю его уважения и доверия.
Получив диплом, я много лет работал в школе учителем математики, позднее – детским тренером по шахматам. В профессиональной деятельности мне всегда помогали жизненные уроки Анатолия Максимовича. Как и он, я старался сделать каждый урок для детей неповторимым, чтобы в их глазах никогда не гас огонёк интереса. И, наверное, это удавалось. Среди моих юных шахматистов немало победителей различных соревнований.  А в нашей общей копилке – дипломы, грамоты и кубки разного достоинства.
Подводя итог всему, часто думаю:
- Анатолий Максимович мог бы гордиться мной. Его уроки прошли не зря.
И это греет мою душу.
 


Рецензии