Нечаянные знакомства

                Два генерала

 В конце августа 1993 года довелось нам с женой отдыхать в санатории МВД РФ в городе Звенигород. Старинный город, основан, как говорит предание, в середине 12 века.  Храмы, возведенные в 14 – 15-х  веках, само расположение города на возвышенности на берегу Москва – реки и окружающий город лес, делают его поистине хорошим местом отдыха. Сам санаторий расположился на возвышенности в исторической  части города за Собором Успения Пресвятой Богородицы, который был построен на рубеже 1400 года, сохранившиеся росписи в Соборе приписывают кисти самого Андрея Рублева. Чуть дальше на запад находится Саввино - Сторожевский монастырь, который был основан в 1398 монахом Саввой, учеником преподобного Сергея Радонежского, по просьбе и при поддержке звенигородского князя Юрия Дмитриевича. Спустившись вниз от санатория и перейдя улицу Фрунзе и далее немного, опять вниз и вы на берегу Москва – реки. В этих местах она не напоминают ту, что бежит в каменных берегах в столице, здесь она более похожа на своих рек – сестер бегущих по просторам необъятной нашей страны, простых деревенских рек  не облаченных названием «столичная». В конце августа вода в реке уже более спокойная, дает знать приближение осени. Она становиться как бы томной, понимая, что спешить уже не куда, впереди холод и лед.
Расселившись, отправились в столовую. Кто отдыхал в санатории, знает эту процедуру – сестра диетолог подводит к столу, за которым вам предстоит трапезничать в течение всех дней отдыха. Нашим соседом по обеденному столу оказался мужчина преклонного возраста, назвавшийся Николаем Михайловичем.
Срок его путевки скоро заканчивался. В  праздных разговорах во время ожидания очередных блюд коснулись природы Подмосковья. Надо сказать, что природа там действительно хороша. Вокруг санатория раскинулся лес, в котором уживалось всё разнообразие флоры. Причем по высоте подмосковные деревья превосходили наши, сибирские. Как-то сам собой разговор перешел в плоскость художественного изображения природы в целом и природы Подмосковья в частности. Николай Михайлович предложил мне зайти к нему в номер, для продолжения начатой темы. Первое, что бросилось в глаза, когда я зашел в номер Николая Михайловича, был походный мольберт и порядка десяти набросков карандашом, как раз  пейзажей мест вокруг санатория.
«Да Вы художник, Николай Михайлович?» немного удивленно воскликнул я.
«Есть немного» и он достал из стола, как я понял,  буклет, раскрыл его, что-то написал и протянул мне. Сначала я прочёл, что написал Николай Михайлович, а потом углубился в сам буклет.
«Николай Михайлович Буланов, график, член Союза художников СССР, генерал – майор в отставке и далее его биография и места персональных выставок, а это не только города   СССР, но и зарубежные страны». В буклете были и фотографии работ Николая Михайловича.
Через день у Николая Михайловича закончился срок путевки, мы распрощались. Буклет храниться у меня дома. В интернете можно найти о нем более подробную информацию.
 
                *             *               *

  Кто отдыхал в санаториях, наверное, встречал там отдыхающих, которые  обо всех всё знают. Не стало исключением и наше пребывание в санатории на этот раз. Примерно  через неделю нашего отдыха ко мне подошел один из отдыхающих и спросил «Вы из Омска?»
«Да» ответил я.
«Знаете, здесь отдыхает бывший начальник вашего УВД генерал – лейтенант Смирнов Александр Григорьевич с супругой, хотите я Вас с ним познакомлю?»
 Конечно, я знал о А.Г. Смирнове, именно так - "А.Г." почему-то звали его те, кто застал его начальником УВД области и отзывались о нем, как очень требовательном и справедливом начальнике. А.Г. руководил УВД Омской области с 1964 по 1970 год, затем был начальником УВД Оренбургской области , после чего был переведен в Москву в Академию МВД СССР ( с 1991 года академия МВД РФ).
«Буду признателен» ответил я на предложение познакомить нас. Вечером того же дня, когда мы с женой направлялись в столовую нас остановил утренний знакомец и сказал, что сейчас представит нас Смирновым. Через некоторое время мы увидели пару к которой  подошел наш визави,  и они  вместе  подошли к нам. Я представился, представил жену, они представились тоже. Перекинувшись парой фраз, все мы пошли на ужин.
 На следующее утро мы встретились со Смирновыми на прогулке. Александр Григорьевич живо интересовался делами в Омске, спрашивал о тех, с кем работал, я подробно рассказывал. Он вспоминал, как выбивал в обкоме и горисполкоме  здания для отделов милиции, узнав, что я работаю в Советском РОВД, рассказал, как удалось перенести отдел из барака на первый этаж пятиэтажки и о много другом, что осталось у него в памяти от работы в Омске. Его жена, Надежда Александровна, нашла общий язык с моей женой, но иногда она задавала вопросы мне, про Омск, о бывших сослуживцах Александра Григорьевича. Попросила передать привет жене Анатолия Ивановича Бабикова, который был, в своё время, начальником уголовного розыска области, а затем заместителем начальника УВД. На момент нашего знакомства с четой Смирновых, Анатолия Ивановича уже не было в живых. А.Г. поинтересовался Стороженко Евгением Афанасьевичем, я ответил, что он сейчас первый заместитель начальника УВД области.
«А начальник кто?»
 «Лотков Виктор Николаевич» был мой ответ.
«Не знаю такого»
«Он недавно назначен, в милицию пришел уже после вашего отъезда из Омска»
«Из молодых?»
« Да я бы не сказал, сорок шесть лет ему»
« Знаешь, к нам в Академию, как-то Ельцин приезжал, а с ним свита из генералов, возрастом лет по тридцать не больше.  Мы стоим в строю и спрашиваем друг друга «откуда столько генералов не знакомых в наших милицейских формах?».
« Александр Григорьевич, Лотков прошел путь от младшего лейтенанта до полковника милиции, был начальником УУР УВД области. Мы с ним в Советском уголовном розыске на одной «зоне» работали».
« Слушай, по приезду передай большой привет Стороженко, да и вообще, кому будет возможно от бывшего начальника УВД. А ты в Академию не хочешь поступить, а то я могу посодействовать, как-никак заместитель председателя Совета ветеранов Академии?»
«Нет, благодарю. А Стороженко обязательно передам от Вас привет».
  Примерно через неделю нашего знакомства Смирновы пригласили нас к себе в номер. На столе стояла бутылка коньяка и нехитрая закуска.
«Сегодня у Александра Григорьевича день рождения, ему стукнуло 84» сказала Надежда Александровна.
«Что ж вы не предупредили, как-то неудобно без подарка» спросил я.
«Вы наш подарок, омичи. Нам очень приятно пообщаться с вами, вспомнить наше пребывание в Омске, людей, с которыми общались, да и просто – молодость» ответила Надежда Александровна.
Мы выпили по рюмке. Больше А.Г. было пить нельзя, как ни как, а четыре инфаркта за плечами.
    По приезду в Омск и выйдя на работу как-то утром заехал в УВД, чтобы забрать суточный рапорт, компьютеры тогда уже были, но прямой связи с отделами не было. В фойе управления встретил Стороженко Евгения Афанасьевича, поздоровавшись, я  передал ему привет от А.Г.
«Ты где с ним виделся?», удивился Евгений Афанасьевич.
Вкратце рассказал ему о нашей встрече.
А чуть позже позвонил и жене Анатолия Ивановича Бабикова и тоже передал поклон от четы Смирновых, она была очень рада. А на день уголовного розыска, выступая перед коллегами по РУВД, передал и им поздравление от А.Г. Смирнова .



               


Рецензии