Бывает ли общественным счастье?

       Бывает ли общественным счастье? Вопрос представляется глупым. Конечно, нет! Но почему-то в России с момента осознания себя государством все время ищут всеобщего счастья, особенно на Западе.

       Сегодня есть смысл немного об этом поговорить, поскольку 25 января исполнилось 180 лет со дня рождения Константина Леонтьева. Словарь Брокгауза и Ефрона, выпущенный после русской революции 1905 – 1907 годов, определяет его как консерватора-мистика и ярого противника демократии. И понятно – почему. Российское общество находилось на пороге Октября и слово «демократия» являлось тогда святым, как и сейчас. Ну, почти.

       К.Н. Леонтьев (1831 – 1891) происходил из семьи богатых помещиков, закончил медицинский факультет Московского университета, работал врачом, писал романы в стиле Жорж Санд, находился на дипломатической службе (в основном в османской Порте), затем вернулся на родину, бросил занятия беллетристикой и принялся за написание публицистических и философских статей, чем и прославился, несколько раз ездил в Оптину пустынь, познакомился со знаменитым старцем Амвросием, поселился поблизости от обители, выполнял послушание как секретарь и переводчик духовной литературы с греческого языка, перед смертью принял тайный монашеский постриг и переселился в Сергиев Посад, где до сих пор расположен главный монастырь России. 

       Леонтьев был несчастен в семейной жизни, единственная его супруга сошла с ума. Всякое несчастье, по мнению К. Н., происходит от желания выделится в кругу себе подобных – богатством, взглядами, эксцентричностью.

       Нашему герою – первому на русской почве – пришло в голову сравнивать государства и народы с живыми организмами, у коих есть период расцвета, стабилизации и затухания. Леонтьев одним из первых пришел к выводу, что западный либерализм переживает эпоху «продолжительного и, возможно, окончательного кризиса, подражательство ничего хорошего нам не сулит».

       У Константина Леонтьева есть две обширные статьи, посвященные Федору Достоевскому и Льву Толстому. Оба, по мнению К. Н., искали счастья для русского народа и всего человечества, но сами были глубоко не счастливы.

       Счастье, если оно существует, является исключительно индивидуальным поиском. И некоторые его находят, утверждал К. Н. Леонтьев.

26.01.2021


Рецензии