Лекция о Ключевском

28 января 2021 года – 180 лет со дня рождения Василия Осиповича Ключевского, великого сына России.

Осенью минувшего года продолжились (в рамках известных ограничений) занятия лектория «Время культуры» в новокузнецкой городской библиотеке. 
Мне предложили подготовить и прочитать лекцию к юбилейной дате российского историка В.О. Ключевского. 
Тема лекции: «Исторические взгляды Василия Ключевского».
Предложение было для меня неожиданным, но не случайным.

Ключевский... Воспоминание школьных лет.
«Курс русской истории», несколько томов  Ключевского (издание, вероятно, 1950-1960 гг.), у бабушки в Буграх, в деревенском доме, в кладовке, среди прочих книг её младшего сына (привёз с севера, где жил и работал). 
Сколько мне было лет: четырнадцать, пятнадцать? Читала, как художественную литературу, «запойно», как всегда, когда интересно. История Ключевского была совсем не похожа на историю из школьного учебника. В ней действовали живые персонажи исторического прошлого.
Позже книги Ключевского куда-то пропали, о чём  дядя впоследствии сожалел. Родственников было много, и многие «любили книгу, источник знаний».

Но имя Ключевского осталось в моей памяти. Потом, в конце 1980-х или в начале 1990-х, в нашей семье появились «макулатурный» Карамзин и «макулатурный» Соловьёв. Ключевского в обмен на макулатуру не издавали.
С тех пор в моей жизни было много разных интересных книг, но «Ключевский» не случался.

Прошло полвека, и вот - новая встреча. Теперь уже на просторах интернета. Бумажные библиотечные книги тоже под рукой: литературные портреты, письма, дневники,  и, конечно,  «Курс русской истории» в трёх томах, где все 86 лекций историка. Начала читать, но вскоре нашла их аудиоверсии, прослушала больше половины, потом «насытилась» и уже выборочно открывала отдельные лекции. 
Сведения о самом Ключевском, о его книгах и взглядах учёного – в основном «черпала» из интернета, и помногу...
Статьи, фотографии, портреты, слайды презентаций разных авторов, на разных сайтах – отбирала, анализировала, как умела.
Строго-упорядоченный метод Ключевского в построении лекционного материала  настолько меня вдохновил, что я составила план не только лекции (чего раньше не делала), но и всего лекционного занятия:
 
ПЛАН* лекционного занятия
1. Демонстрация историко-документального видеофильма «Планета Ключевский», созданного при поддержке Российского исторического общества, 2015 г. (26 мин.)https://www.youtube.com/watch?v=EjZm1aRA69c&t=302s
2. Лекция с презентацией «В.О. Ключевский. Исторические взгляды» (45-50 мин.).
3. Обсуждение по теме.
* Дополнительно:  Просмотр презентации слайдов «В.О. Ключевский. Афоризмы о человеке» (3-4 мин.)

***

Исторические взгляды Василия Ключевского**.
К 180-летию со дня рождения историка В.О. Ключевского
ПЛАН
Введение
1. Краткая биография
2. Взгляд на историю Русского государства с позиций В.О. Ключевского
3. Творчество В.О. Ключевского как заметное явление русской культуры
Заключение


Введение

Заслуги российского историка В.О. Ключевского были признаны при жизни. Он был профессором Московского университета, академиком Петербургской Академии наук, тайным советником. Также был избран членом Общества истории и древностей российских, Московского археологического общества, Общества любителей российской словесности, Московского литературно-художественного кружка.
Сам же Василий Осипович считал: «В жизни учёного и писателя главные биографические факты – книги, важнейшие события – мысли».

1. Краткая биография

Родился 28(16) января 1841 года в семье бедного приходского священника Пензенской епархии.
И со стороны отца, и со стороны матери великий историк происходил из духовного сословия.
Учился в Пензе в духовном училище и в духовной семинарии. На последнем курсе намеренно бросил семинарию, чтобы посвятить себя науке.
Учился на историко-филологическом факультете Московского университета (1861-1865).
Изучал русскую историю под руководством крупнейшего российского историка С.М. Соловьёва, которого считал своим учителем.
Окончил Московский университет с золотой медалью, остался при кафедре русской истории для приготовления к профессорскому званию.

Тема дипломного сочинения Ключевского: «Сказания иностранцев о Московском государстве» (1865), первое  опубликованное исследование молодого историка. Начало его пути в науку.
Магистерская диссертация «Древнерусские жития святых как исторический источник» (1871).
После её защиты Ключевский получил право преподавать в высших учебных заведениях.
Первым рабочим местом молодого историка стало Александровское военное училище (1967-1883).
Читал лекции слушательницам Высших женских курсов (проф. В.И. Герье) в течение 15 лет (1872-1888).
Параллельно читал курс гражданской русской истории в Московской духовной академии (Сергиев Посад). Служба Ключевского в Академии продолжалась 36 лет – до конца 1906 г. –  больше, чем в каком-либо ином учебном заведении.
С 1879 преподавал в Московском университете, где заменил на кафедре русской истории скончавшегося С.М. Соловьёва.
В 1893-1895 годах, по поручению императора Александра III, читал курс «Новейшая история Западной Европы в связи с историей России» великому князю Георгию Александровичу, который, будучи больным туберкулёзом, жил на Кавказе, в Абастумане.
С 1898 по 1910 г. преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества.
Научно-педагогическая деятельность Василия Осиповича Ключевского продолжалась около 50 лет.
 
В.О. КЛЮЧЕВСКИЙ: «Чтобы быть хорошим преподавателем, надо любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь».
 
Докторская диссертация «Боярская Дума Древней Руси» (1882). Это фундаментальное исследование заняло у него почти 10 лет напряжённого труда; изданное отдельной книгой, стало подлинным научным событием того времени.
Временем расцвета научной деятельности Ключевского были 70-80-е годы 19 века. В это время им было написано исследование «Происхождение крепостного права в России» (1885) и «Подушная подать и отмена холопства в России»(1886), которые дали сильный и плодотворный толчок полемике о происхождении крестьянского прикрепления в древней Руси.

В.О. КЛЮЧЕВСКИЙ: «Кто неспособен работать по 16 часов в сутки, тот не имел права родиться и должен быть устранён из жизни как узурпатор бытия».

Главным делом жизни В.О. Ключевского был «Курс русской истории», как результат тщательной обработки лекций, читавшихся в Московском университете на протяжении более 30 лет.
Историк успел подготовить к изданию первые четыре части «Курса» (1904-1911). Пятая часть вышла после Октябрьской революции в 1922 г.
Умер 25 (12) мая  1911 г. Похоронен на Донском кладбище в Москве.

В.О. КЛЮЧЕВСКИЙ: «Смерть – величайший математик, ибо безошибочно решает все задачи».

 
2. Взгляд на историю Русского государства с позиций В.О. Ключевского

Ключевский в своих монографических исследованиях и в «Курсе русской истории» дает своё, строго субъективное понимание русского исторического процесса. По Ключевскому, исторический процесс – это «ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в её развитии и результатах». Свою концепцию Ключевский называл «исторической социологией», понимая её как «историческое изучение <…> свойств и действия сил, созидающих и направляющих людское общежитие».
«Основные исторические силы, которые строят людское общежитие: человеческая личность, людское общество и природа страны». Каждая из этих сил вносит в состав общежития свой запас элементов или связей, в которых проявляется её деятельность.
В.О. КЛЮЧЕВСКИЙ: «Народ становится государством, когда чувство национального единства получает выражение в связях политических, в единстве верховной власти и закона».
«В государстве народ становится не только юридическим лицом, но и исторической личностью с более или менее ясно выраженным национальным характером и сознанием своего мирового значения».

В.О. КЛЮЧЕВСКИЙ: «Доверие народа к своим вождям есть признак его веры в себя, в свои нравственные силы».

Новаторство Василия Осиповича заключалось в том, что он обнаруживал общие закономерности всемирно-исторического процесса, где главная роль отдавалась народу. В связи с этим появился новый термин «историческая личность народа».

Первостепенным фактором отечественной истории Ключевский считал колонизацию обширных пространств России русским народом. «История России есть история страны, которая колонизуется». Область колонизации в ней расширялась вместе с государственной ее территорией.

До Ключевского учёные делили историю России на три периода, связанных с укреплением государственной власти: время феодальной раздробленности, эпоха объединения княжеств в Московское государство и Российская империя, начиная с правления Петра I.
Ключевский отошёл от периодизации по царствованиям монархов, отказался от хронологического изложения событий. Он наметил периодизацию, исходя из главных моментов, определяющих, по его мнению, развитие исторического процесса.
В основу периодизации были положены географический, хозяйственный и социальный признаки.

В зависимости от направления потоков колонизации весь русский исторический процесс - от древнейших времён до реформ 60-х годов 19 века - Ключевский делил на четыре периода:
1). VIII – XIII вв. Русь днепровская, городовая, торговая (днепровский).
2). XIII – середина XV вв. Русь верхневолжская, удельно-княжеская, вольно-земледельческая (верхневолжский).
3). Середина XV в. – второе десятилетие XVII в. Русь Великая Московская, царско-боярская, военно-землевладельческая (великорусский).
4). Начало XVII в. – вторая половина XIX в. Всероссийский, императорско-дворянский, период крепостного хозяйства, земледельческого и фабрично-заводского (всероссийский).

Обозначив хронологические периоды, Ключевский в дальнейшем мало считается с хронологией. Во всем дальнейшем изложении русской истории он думает о ней как о едином целом. Большинство глав «Курса» посвящено описанию истории административных учреждений и сословий, в особенности истории закрепощения крестьян.

«Курс русской истории» В.О. Ключевского - итог «мыслительной работы русского народа над своим прошлым, подведенный одним из талантливейших его сынов» (М. М. Богословский)

В.О. КЛЮЧЕВСКИЙ:  «Умственный труд и нравственный подвиг всегда останутся лучшими строителями общества, самыми мощными двигателями человеческого развития».


3. Творчество В.О. Ключевского как заметное явление русской культуры

Творчество В.О. Ключевского представляет интерес не только как яркая страница отечественной исторической науки, но и как явление русской культуры. Глубокое знание исторических источников и фольклора, владение мастерством исторического портрета, афористичный стиль сделали Ключевского одним из наиболее читаемых и чтимых историков конца XIX - начала XX в.

В.О. КЛЮЧЕВСКИЙ: «Чтобы защитить отечество от врагов, Пётр опустошил его больше всякого врага».
«Сердце Екатерины никогда не ложилось поперек дороги ее честолюбию».
«История не учительница, а надзирательница, наставница жизни, она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков».

Ключевский - талантливый автор статей о духовной жизни русского народа и его выдающихся представителей: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, русский просветитель и издатель Н.И. Новиков и др.
В.О. КЛЮЧЕВСКИЙ: «О Пушкине всегда хочется сказать слишком много, всегда наговоришь много лишнего и никогда не скажешь всего, что следует».

Ряд работ посвящён русской литературе как историческому источнику: «Евгений Онегин и его предки», «Недоросль Фонвизина», «О взгляде художника на обстановку и убор изображаемого им лица».
«Добрые люди Древней Руси»  - о частной благотворительности. Публичная лекция, изданная отдельной брошюрой, в пользу пострадавших от неурожая.
В.О. КЛЮЧЕВСКИЙ: «Истинная цель дела благотворительности не в том, чтобы благотворить, а чтобы некому было благотворить».

В 1892 году в Сергиевом Посаде, в торжественном собрании Московской Духовной Академии, В.О. Ключевский произнёс свою знаменитую речь о Сергии Радонежском.
 «… Творя память Преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка, обновляем его, пополняя произведенные в нем траты.
Ворота Лавры Преподобного Сергия затворятся и лампады погаснут над его гробницей только тогда, когда мы растратим этот запас без остатка, не пополняя его».

Художественный дар Ключевского нашёл воплощение в его афоризмах, репликах, оценках, часть которых была широко известна в интеллектуальных кругах России. Большой интерес представляют изданные дневники и письма Василия Осиповича Ключевского.

В.О. КЛЮЧЕВСКИЙ: «На Западе Церковь без Бога, в России Бог без Церкви».
«Христы редко являются, как кометы, но Иуды не переводятся, как комары». «В России центр на периферии».
«Спорт становится любимым предметом размышления и скоро станет единственным методом мышления».
«В России историю следует издавать в виде блокнота, в котором легко изъять любую страницу и заменить её новой».
«Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего».


Заключение

Главным делом для В.О. Ключевского всегда оставалось изучение истории. Без её знания, считал учёный, «мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего мы живём, как и к чему должны стремиться…».

«Ключевский … сам глубоко переживая прошлые судьбы нашей родины, … своими трудами хотел содействовать тому, чтобы каждый из нас был "хоть немного историком" и мог "стать сознательно и добросовестно действующим гражданином"». (А.С. Лаппо-Данилевский, российский историк).

Именно этим пожеланием так остро современен Ключевский.
Он по праву является гордостью России и многими гранями своего удивительного таланта по-прежнему привлекает пристальное внимание современных научных и читательских кругов.

** Сокращённый вариант текста лекции.


* Дополнительно: Афоризмы из презентации «В.О. Ключевский. Афоризмы о человеке».

Люди ищут себя везде, только не в себе самих.
Хотеть быть чем-то другим, а не самим собой значит хотеть стать ничем.
Уважение к чужому мнению, уму – признак своего.
Жить своим умом - не значит игнорировать чужой ум, а уметь им пользоваться для понимания вещей.
Надобно не жаловаться на то, что мало умных людей, а благодарить Бога за то, что они есть.
Не цветы виноваты, что слепой их не видит.
Под свободой совести обыкновенно разумеется свобода от совести.
Крепкие слова не могут быть сильными доказательствами.
Жалоба, что нас люди не понимают, всего чаще происходит оттого, что мы не понимаем людей.
Справедливость – доблесть избранных натур, правдивость – долг каждого порядочного человека
Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства.
Добрый человек не тот,  кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла.
Одни вечно больны только потому, что очень заботятся быть здоровыми, а другие здоровы только потому, что не боятся быть больными.
Жизнь не в том, чтобы жить, а в том, чтобы чувствовать, что живёшь.
Было бы сердце, а печали  найдутся…


Рецензии
*«Курс русской истории», несколько томов Ключевского
(издание, вероятно, 1950-1960 гг.)*, -пишете вы, Вера.

В темно-синей обложке, сочинения в восьми томах, год издания 1957.
Москва. Государственное Издательство Политической Литературы.

У меня только два, купила в середине шестидесятых в сельском книжном Маймы.
Завалявшиесяся, уценённые до 80-ти копеек за том.
Купила первый и второй, а впоследствии так жалела,
что не все, сколько их там было(!?).
В школе о Ключевском нам не говорили, тем более по нему не учили...
И у детей историю преподавали не лучше, увы.

Афоризмы=напутствия Ключевского "культивируются"
всеми желающими
без ссылок на первоисточник, или сами,
свои умом доходят до понимания(!?)

Всего доброго, Вера!

Зоя Чепрасова   24.02.2023 16:33     Заявить о нарушении
Да, Зоя, Ключевский "не вписался" в когорту русско-советских историков. Он хорошо знал первоисточники, которые тогда были доступны ему как исследователю-историку. Не обо всем он мог рассказать в своих лекциях, тем более, в книгах. У него была записная книжка, куда он записывал то, что часто не мог сказать публично. И его горькое замечание:
«В России историю следует издавать в виде блокнота, в котором легко изъять любую страницу и заменить её новой».
С уважением и признательностью,

Вера Третьякова   27.02.2023 10:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.