Чем же всё-таки он тычет?

          Помню первый год работы в школе. На всю жизнь врезался в память смешной случай на экзамене, он так и вошёл в жизнь под названием: « Чем же всё-таки он тычет?»

         Шёл экзамен по литературе в десятом классе. Классическая литература Х1Х века, А.П.Чехов «Ионыч». Карина Алексеевна, учитель литературы,  задала вопрос юноше, прочно стоящему на ногах.  Вся его плотная, коренастая фигура внушала уважение. И стоял он, действительно, прочно, широко расставив ноги. Широкоплечий, коротко подстриженный, про таких ещё говорят: «Косая сажень в плечах». Ну и что? Ну и… Карина Алексеевна задала вопрос:

       -Объясни, Лёша, как это Дмитрий Старцев, врач по профессии, интеллигентный, всеми уважаемый человек, вдруг превратился в Ионыча?
Лёша задумался, какое-то подобие мысли пробежало в глазах. Он даже покраснел слегка от «натуги мысли». Но, увы, выдавить он ничего не мог. А время, между тем, шло. Что тут поделаешь? Учитель всегда придёт на помощь своему ученику. И Карина Алексеевна, добрейшей души человек, решив помочь, задала наводящий, второй вопрос:

      -Вспомни, Алексей, как Старцев, невзирая на полуголых женщин, тычет в них этим самым?..

        Вопрос прозвучал именно так.  Ничего не подозревающая  Карина Алексеевна с пафосом задала вопрос и  замолчала. А потом и вовсе  задумалась.  Сколько она задала таких вопросов на своём «учительском» веку? Сколько звёзд на небе? Или песчинок на берегу океана?

       После второго вопроса у меня что-то мелко-мелко  задрожало внутри, стало так смешно, что я, чтобы не рассмеяться (государственный экзамен же!), полезла зачем-то в сумку, что-то достала, потом что-то положила, но внутри уже всё клокотало, торопилось выбраться наружу.

         Смех- это «серьёзное» дело, с ним не шутят.
 И пока я мужественно боролась со смехом, прозвучал третий вопрос. Он прозвучал, как удар грома среди ясного неба, как удар хлыста тореро на арене среди мёртвой тишины.  Сигнал атаки,  после которого бык идёт в смертельное нападение. Наверное, я не найду даже таких сравнений, чтобы передать то, что сделал вопрос Карины Алексеевны.

         Пауза слишком затянулась. Наконец, Карина Алексеевна не выдержала, всё её долготерпение улетучилось без следа, и вопрос грянул:
       - Так чем же всё-таки он тычет?! – загремела она.
Всё, я не знаю, что было дальше на экзамене, я пулей вылетела из кабинета. В рекреации смеяться тоже нельзя – выпускники кругом.

     Я забежала в соседний кабинет, где
параллельно шел такой же экзамен, и пыталась пересказать это комиссии (благо в это время никто не отвечал), но никак не могла дойти до третьего вопроса – смех душил меня со всех сторон. Наконец, Элеонора Самойловна не выдержала и сказала мне тоже со смехом: - Иди отсюда!  Как мне хватило сил дойти до учительской – одному Богу известно.

     Я, буквально, вползла в неё, согнулась пополам и по всему помещению понеслось:

            -Ха-ха-ха! Хо-хо-хо! Хи-хи-хи! Как только можно на бумаге передать то, когда у тебя от смеха выворачиваются все внутренности, тебя душит, давит, а ты всё смеёшься и смеёшься.

     Кстати, люди ведь умирают от смеха. Согласно легенде  от  смеха умер греческий философ  Хрисипп, когда он наблюдал за пьяным ослом, который пытался есть инжир.
        Действительно, «смешная» смерть.  В учительской яблоку негде было упасть. После того, как я пересказала всё, что я  «пережила» на экзамене, казалось, что сейчас рухнут стены, лопнут окна.

     Теперь уже хохотали, стонали, охали все учителя. Но, как это бывает в хорошей истории, дело ещё этим не закончилось. Надежда Ананьевна, наш математик, весьма заинтересовавшаяся этим вопросом, не выдержала, и, буквально, выдернула Карину Алексеевну с экзамена, завела в учительскую и спросила:

          -Так чем же всё-таки он тычет?!
На что Карина Алексеевна, сделав удивлённые глаза, ответила:
          -Как чем? Зонтиком!
 
Милые вы наши ученики! Сколько неприятностей вы нам доставляете и сколько приятных и весёлых минут, когда читаем и слушаем ваше творчество.
 
 
     Для тех учителей, кто знает эту историю, достаточно сказать:

            - Так чем же всё-таки он тычет?! И мы все смеёмся, настроение поднимается.

      Этот  мой первый экзамен литературы, на котором я присутствовала в качестве учителя,  запомнился мне на всю жизнь.

            -Чем же все-таки он тычет?


Рецензии