Джорджия. Маргарет Митчелл. 3

http://proza.ru/2021/01/16/287

Дом окружён деревьями.  Правда не кедрами, а дубами и клёнами, но описание Тары вполне подходит: "Тенистая темно-зеленая кедровая аллея, ведущая от дороги к дому, — обязательная принадлежность каждого плантаторского особняка в Джорджии, — создавала приятный для глаз контраст с яркой зеленью остальных деревьев, окружавших, дом. Оплетавшая веранды глициния красиво выделялась на белой извёстке стен, а курчаво-розовые кусты мирта возле крыльца и белоснежные цветы магнолий в саду хорошо маскировали угловатые линии дома."


Среди деревьев разбросаны хозяйственные постройки - некоторые были привезены, другие сохранились исстари. Материалы, в большинстве, свои - леса и глины было достаточно.  В основном для построек использовалась древесина сосны и кипариса - они легко поддавались распилу, а крыши и полы часто делали из белого дуба - его твёрдая древесина хорошо выдерживает влажность и жару. Крыши крыли чаще всего деревянной черепицей - металлическая крыша была дорогим удовольствием. Иногда для увеличения долговечности черепицы наносили защитное покрытие, такое как смесь кирпичной крошки и рыбьего жира или краска из красного оксида железа и льняного семени.


В доме нет ни кухни, ни водопровода. По обычаю того времени, кухня - небольшая постройка без окон из тёсаных досок без привычной нам плиты, но с открытым очагом - стояла отдельно от главного дома во избежание пожара. А воду брали из крытого колодца, который находился в том же кухонном дворе. Скарлетт “миновала задний двор, сгоревшие амбары, коптильню и птичник. Изгороди из кольев, которой был обнесён огород, не было, и аккуратные ряды зелёных грядок подверглись такому же опустошению, как и огород в Таре.”  Обычно там же были отдельные здания для кладовой, прачечной, коптильни и ледника, а также цистерна для воды, но здесь всего этого нет. Зато есть "скворечник" уборной, которая на самом деле  должна была быть расположена на некотором расстоянии от дома плантации и двора кухни. Как нам сказали, ею пользовались только "джентльмены" , что неудивительно - трудно себе представить даму в кринолине в этой убогой щелястой хижине.


У кухни разбит маленький огородик с лекарственными травами- первый раз увидела цветущий розмарин, куст высотой метра полтора, с нежно-голубыми цветочками. Мелисса, лимонная вербена, окопник, чабрец, иссоп, тимьян - все старые знакомцы только-только выбрасывали новые побеги. Лечила всех – от детей до рабов – хозяйка дома, и только в самых сложных случаях вызывали врача. Смертность была огромная, особенно детская, да и матери, измотанные бесконечными родами, и огромным хозяйством, не очень заживались.


Важнейшим жилым строением на больших плантациях был дом надсмотрщика/управляющего. Управляющий нёс большую ответственность не только за эффективность работы рабов, но и за урожай, обработку земли, хранение семян и хлопка-сырца, за его отправку покупателям и т.д. В общем, это была важная фигура на плантации, но все же не ровня плантатору. Домик надсмотрщика в Дубах - однокомнатная хижина  без фундамента с небольшой верандой. Обстановка более чем скромная - стол, несколько стульев, кресло-качалка и кровать с верёвочной сеткой, поддерживающей тюфяк. Получалось что-то вроде гамака, так как кровать провисала по центру. Дом этот обычно стоял неподалёку от деревни рабов.


Понятно, что от деревни рабов ничего не осталось. В своё время там стояли "ряды белёных хижин," а теперь просто специально построенная  «хижина дяди Тома» - крошечная глиняная постройка в которой помещалась только деревянная кровать с верёвочным «матрасом» - на верёвки бросали сено и так спали.  Непонятно, почему так тесно – глина была своя, не купленная, земли тоже хватало. У каждого домика "был свой маленький огородик" и Скарлетт нашла еду в виде "репы и кочанов капусты — вялых, сморщившихся без поливки, но все же державшихся на грядках, — и стручков фасоли и бобов, пожелтевших, но ещё годных в пищу." Рабам выдавали еду из кладовой, но они могли иметь и свой "приварок", хотя непонятно, где они готовили. В хижине Дубов никакого очага нет.
 

На некоторых плантациях была своя школа. В Дубах здание  однокомнатной школы Вефиль появилось в 1980-е годы. Его  перевезли  из окрестностей Джонсборо. Такие крошечные школы были типичными для маленьких городков в конце 19 века. Скарлетт и ее сестры обучались в "академии", но на плантациях, где было много детей в семье, иногда строили свои школы, по крайней мере для начального обучения. В изящном белом домике из пилёных досок есть не только парты, грифельные доски и учебники, но даже пианино.


Еще одна достопримечательность Дубов - универсальный магазин Джадди, сразу напомнивший лавку Фрэнка Кеннеди:"Внутри лавка очень походила на лавку Булларда в Джонсборо — разве что здесь у докрасна раскалённой печки не толкались бездельники, жуя табак и смачно сплёвывая в ящик, наполненный песком. Правда, лавка Франка была больше лавки Булларда, но и гораздо темнее. Деревянные навесы над окнами почти не давали доступа зимнему свету — он проникал сюда через маленькое, засиженное мухами оконце, прорезанное высоко в боковой стене, поэтому внутри было сумеречно и затхло. Пол был покрыт грязными опилками, на всем лежала пыль. Если в передней части лавки ещё наблюдалось какое-то подобие порядка — на уходивших во мрак полках лежали штуки яркой материи, посуда, кухонные принадлежности, галантерея, — то в заднем помещении, за перегородкой, царил хаос." Хаоса нет, но есть масса странных и любопытных товаров, в частности "Самогонное желе Джадди", которое я не решилась попробовать, о чем теперь жалею.


После посещения Дубов  моё представление о довоенном Юге несколько пошатнулось.  И я бы продолжала думать, что Тара это миф, если бы не побывала в Мэйконе, городе в 90 милях к югу от Атланты, который  может похвастаться замечательными примерами довоенной южной архитектуры, поскольку война его пощадила. Hay House, особняк хранителя казначейства Конфедерации Уильяма Батлера Джонстона не уступает лучшим образцам архитектуры середины 19 века.   Вдохновленные особняками Флоренции и Рима во время трехлетнего свадебного путешествия в Европе, Джонстон и его жена Анна потратили четыре года на строительство особняка площадью 18000 квадратных футов в стиле итальянского Возрождения, который теперь является национальным историческим памятником. Великолепное здание Hay House было закончено только в 1859 году и только благодаря тому, что янки не взяли Мейкон силой, а город сдался после поражения армии генерала Ли, это  уникальное здание уцелело. Особняк может похвастаться красивой мебелью 18-го века, каминами из итальянского каррарского мрамора, одними из лучших в стране образцами росписи стен под мрамор и тромпель, музыкальным залом с потолком высотой 10 метров, резьбой по дереву, покрытой  24-каратным сусальным золотом и витражами.


Это, несомненно самое роскошное здание в Мейконе, но в глазах у меня стоит другая картинка. Белый особняк со стройными колоннами посреди изумрудно-зеленого газона, окружённого древними, причудливо изогнутыми дубами, с ветвями, увешенными плетьми серо-зеленого "испанского мха" - полное впечатление, что сейчас выйдет Скарлетт или пронесётся на коне Джон О'Хара. Двери открываются и выходит ... не знаю что, затянутое в чёрную кожу и со сверкающим шлемом на голове. Прыгает на стоящий рядом мотоцикл и с рёвом уносится  вдаль.  Всё действительно унесено ветром. Но стоит отъехать от города  и можно увидеть "белый дом, приветливо просвечивающий сквозь красноватую осеннюю листву," ощутить "тишину сельских сумерек, нисходившую ... благодатью,"  самой кожей" почувствовать "как увлажняет роса протянувшиеся на многие акры кусты хлопка с их коробочками, мерцающими среди зелени, как звезды," узнать "эту пронзительно красную землю и мрачную тёмную красоту сосен на холмах," и с благодарностью подумать:" Завтра будет новый день!"

Иллюстрация: Испанский мох


Рецензии