Странники в ночи или Ода одиночеству

Спектакль Светлана Баженова «ГЕРБ ГОРОДА ЭН».
По пьесе Светланы Баженовой.
Режиссёр – Пётр ШЕРЕШНВСКИЙ
Художник – Надежда ЛОПАРДИНА
Саунд-дизайн – Ник ТИХОНОВ
Свет – Юрий СОКОЛОВ
Звук – Сергей ДРОБОТ
В ролях.
Торик – Олег ПОПКОВ
Лиза – Алина КИКЕЛЯ
Тошик – Андрей ЖИЛИН
Тамара – Светлана БАЛЫХИНА
Надя – Светлана ЦИКЛАУРИ
Камерный Театр Малыщицкого. Санкт Петербург.
Премьера состоялась 21 ноября 2020 года.
В спектакле «ГЕРБ ГОРОДА ЭН» Пётр Шерешевский обращается к сложной и многогранной теме художника и пространства его жизни, которую он предлагает нам познать в сценическом воплощении пьесы современного российского драматурга Светланы Баженовой. Наш путь познания этой бесконечной во времени и пространстве философской темы начинается с изучения сценического полотна, в центре которой мы видим художника, чья жизнь окружена ликами великих мастеров и лоскутными фрагментами их творений. Они заполняют пространство его мастерской, места где плоды его творческое эго обретают реальную оболочку, но их лики невидимы для мира большого искусства, так как после того как они покидают эти стены, эти творения растворяются на обезличенных, урбанистических  просторах некого провинциального города. В этом замкнутом пространстве его жизнь и творческий дар находит своё воплощение в скульптурных объектах для детских площадок и дворов, в этих стенах десятилетия его творческого пути и лики персонажей инспирировавших его искусство образуют сложный многомерный тандем, определяющий парадигму его существования. Его появления в фокусе нашего внимания создаёт нам визуальную проекцию фрагмента его творческого пути, на котором он находится в процессе работы над арт – объектом, символичным итогом его творческого пути, в незримых ликах этого творения он собирает лики своей жизни и результаты его познания мира.
Наше проникновение в это пространство происходит через возникновение события,  при котором среда существования художника теряет однородность и на её поверхности появляются люди, для которых это место является единственным шансом обрести спасение в сложной жизненной ситуации. Внешняя оболочка этого сюжетообразующего события производит впечатления случайности, некого трагикомичного стечения обстоятельств, при котором замкнутость этого пространства разрушается и в нём происходит объединение людских жизней, которые на первый взгляд между собой не имеют ничего общего. В спектакле «ГЕРБ ГОРОДА ЭН» это событие обладает потенциалом изменения среды существования, оно создаёт в сюжетном пространстве точку случайного соприкосновения внутренних миров этих людей и предоставляет нам возможность сфокусировать наш взгляд на изучении философской концепции человека творящего искусство изменяющего окружающий мир.
Одновременно с помощью познания этих точек соприкосновений мы получаем возможность изучения различных проявлений философии эскапизма в галерее персонажей этой истории. В спектакле «ГЕРБ ГОРОДА ЭН», познание этой сложной философской материи начинается в нашем изучении визуальной проекции среды существования, в центре которой находится образ художника – человека, обособленно существующего в некотором отдалении от мира людей. Это затворничество является некой формой проявления мизантропии, при которой он отдалён, но в своём существовании он не отшельник, избегающий мира людей. В его мировоззренческой системе взглядов мир вокруг него является неким художественным полотном, на котором он воплощает свой творческий дар, местом, где он создаёт объекты, несущие идеи гуманизма людям.
Выбор этой формы эскейпизма объясняется его осознанием собственного предназначения, которое находит воплощение в выборе направления его творческого пути на котором он сфокусировал свой творческий дар на скульптурном воплощении образов, формирующих сознание человека на раннем этапе его жизни. Он верит, что его произведения, разрушают унылую, обезличенную, урбанистическую среду человеческого существования и создают точки положительного влияние на сознания человека в начале его жизненного пути. В этом приближении мы получаем возможность изучения концепции понятия убежища художника-творца, которое в границах сюжетного пространства этой истории выходит за рамки утилитарного понятия жилища - места проживания человека. В проекции образа художника это понятие приобретает трактовку символического окна возможности, позволяющего человеку абстрагироваться от внешнего мира и посвятить себя творчеству во благо человечества.
В истории под названием «ГЕРБ ГОРОДА ЭН» появлении в этом пространстве этих людей расширяет диапазон понимания концепции убежища и здесь мы видим типичный случай, когда обращение к эскейпизму является логическим завершением кризисной ситуации, при которой персонажи не могут найти выход из сложившейся ситуации. В пространстве этой ситуации происходит конденсация эмоций, которые доводят персонажей до высшей точки эмоционального состояния, в ней происходит бунт - символический акт сопротивления реалиям среды существования, которые они не могут ни предотвратить, ни изменить.
В нашем изучении образов этих персонажей происходит нивелирование оболочки случайности этого события, их появление в жизненном пространстве художника позволяет нам разглядеть в их силуэтных образах творческих личностей, пытающихся найти выход в сложной жизненной ситуации, в которой они пытаются противостоять агрессивной среде внешнего мира. Они - люди, обладающие даром создавать искусство, но кандалы цинизма окружающих их мира лишают их возможности раскрытия их творческого потенциала. Их пребывание в стенах квартиры художника предоставляет нам возможности расширения пространства изучения эскейпизма, в этой  символической точке их жизненного пути они пытаются обрести для себя убежище – места в котором смогут выстроить свою жизнь с чистого листа, скрыться от кризиса их жизни. В этом пространстве, отчужденном от цинизма окружающего мира они пытаются отгородиться за тонкими иллюзорными стенами любви от тяготеющих их реалий.
Сообщество, объединенное в границах четырёх стен творческой мастерской художника, позволяет нам разглядеть в них людей обреченных на странствие вслепую в поисках пристанища. Эта трактовка парадигмы их существования находит аудиовизуальное выделение в звучании песни Берта Кемфорта “Strangers in the night” в исполнении Frank Sinatra (1966), которая служит лейтмотивом спектакля «ГЕРБ ГОРОДА ЭН». Лирика и мотив этой композиции органично обрамляет силуэтные образы персонажей, прокладывающих свой путь под покровом ночи. Их одинокие образы возникают из темноты, в которой пламя горящей спички в их руках создаёт крохотный островок в безграничном пространстве, погруженном во мрак. Шерешевский в этом подходе к воплощению образов персонажей истории запечатленных в пьесе Баженовой использует яркую, образную палитру символизма. В ней мрак, окутывающий их путь, символизирует серую обезличенную среду цинизма и безразличия человеческого общества. В этом оформлении образов персонажей свет, исходящий от пламени спички создаёт сложную аллегорию, в которой этот символический источник света символизирует творческое эго персонажа, свет которого прорезает мрачную реальность и  подчеркивает хрупкость и скоротечность жизни.
Скитание их одиноких фигур во мраке подводит нас к мысли о предопределённости их существования в мире и появления их в стенах убежища художника это символическая веха их скитаний, в которой они смогут найти выход из кризиса их жизни. В их странствиях они воспринимают эту точку с надеждой, что в ней они смогут переосмыслить пространство своего существования, в ней они надеются разобраться в кризисной ситуации своей жизни и определить направление в котором они смогут обрести необходимую для них свободу творчества.
В спектакле «ГЕРБ ГОРОДА ЭН» Шерешевский в образах странников в ночи и пространстве их существования предоставляет нам возможность увидеть зеркальное отраженье мира вокруг нас, в котором цинизм и безразличие торжествует и играет определяющую роль. В картине реалий нашего существования эти огоньки творчества, разрезающие пространство окутанное мраком являются нашей единственной надеждой и возможностью изменить мир вокруг нас, осветив его просторы очагами красоты и искусства.
Видео анализ спектакля и его фрагмент можно посмотреть на https://youtu.be/_1d0XYXR56E


Рецензии