Встречи -загадки..

   Перепел - небольшая дикая  "курочка", повсеместно обитающая у нас ,в России, не крупнее обыкновенного скворца ,но плотного телосложения . Раньше являлся объектом массовой любительской охоты ,особенно в западных областях нашей страны .
   Вот так характеризуют знатоки -специалисты эту птицу .
   Относится он к семейству фазановых, и является единственным перелетным видом отряда куриных.
   К нам в Забайкалье они из мест зимовок возвращаются в первой декаде мая. А зимуют ,в центральной Африке, Иране ,Пакистане, Индии ..и т.д.. Отлет к местам зимовок начинается уже в конце августа .
   Речь конечно не об этом я хочу вести,-не об этом хочу рассказать, в этом этюде..
   Летом у нас перепелки обычные птицы ,- по полям ,по заросшим лугам и перелескам.. И, что странно, мне не приходилось услышать их , сколь живу в этих местах -если можно так выразиться,-их пение.. Скорее всего сюда  , в Забайкалье ,прилетают " японские перепелки ..",- иначе их ещё называют , -немыми ,то есть они не поют ,как обычно ,как в Поволжье ,-откуда я родом .. Их, ночные призывные пения,  в хлебах, на полях с кукурузой..-  " поть-полоть, поть -полоть ..",старики наши пересказывали как," спать пора, спать пора..".. " Идите спать ,вот уже и перепелки на полях спать хотят.."..
   Читателю наверное невдомёк, почему я про обыкновенную птицу ,в " загадках-встречах решил рассказать..? Вот слушайте.
       Встреча первая.
   Ноябрь 1989 г. Зима . Снега в лесу по колено, местами по пояс.. Мы ,втроем ,братья Савватеевы и я рыскаем поисках дичи в в распадке Черемошном .. К распадку ,со стороны поселка тянется длинный овраг ,заросший разнообразным кустарником ..За целый день никого не добыв ,возвращаемся по тому же ..На краю леса ,на подходе к этому оврагу ,в ложке ,где ветер успокаивается цепляясь за вершины берез ,натыкаемся на стайку рябчиков . Они ,один за одним ,поднимая фонтаны снега взлетают ,издавая звуки похожие на бульканье, верещание ,и рассаживаются на березах ,очумевшие от неожиданности.. Не сходя с места снимаю, двух ..Перезаряжаю ,и ещё успеваю по двум стрельнуть ..Мои попутчики тоже от неожиданности рты пора скрывали ..Опомнившись Сергей ,у кого была одностволка стреляет " сваливает "одну птицу.. Остальные срываются и скрываются в лесной чаще. Собираем добычу ,идем дальше ,довольные ,выпавшей удачей..
   Почти у края леса ,свечкой из -под снега взлетает необычно маленькая птица.. Машинально вскидываю свою " ижевку " ,стреляю , птица камнем падает ,и теряется из виду в снегу.. Занятие на круглом стенде ,дало свои плоды ..не прошли даром..
  Подхожу извлекаю добычу из -под снега.. Ух ты ,-перепелка ..?!Глазам своим не верю, у меня в руках перепелка ,зимой ! Подходят мои спутники ,и " разевают "рты от удивления.. Перепелка ,перелетная птица, её уже не должна быть здесь,-а сейчас ноябрь ! Может подранком была, не смогла вовремя откочевать ..или же поздний выводок ..? Визуально вроде никаких отклонений ..Ин-те-рес-но ! Мы ,так и не могли придумать причину её задержания в наших до зимы ..
    Случай второй.
    Тоже ноябрь, но уже 1999 год..
    Горная гряда Кодая ,со стороны пади Бырохча ..С другом Саней перевалили пешком из села Турга ,в Бырохчу. Обследовали бывшую лесосеку ,на предмет обитания косачей ,косуль ..Но увы ..Поднимаемся по голому взлобку обратно в лес ,по открытому месту ,с южной стороны ..Под ногами мягкий, глубокий ,свежевыпавший снег . Вдруг из-под ног моих свечкой взлетает серо-желтоватая птица и поднявшись на определенную высоту горизонтальными полетом удаляется от меня, туда ,откуда мы идем ..По характерному полету узнаю,-это ж перепелка !  Наклоняюсь , и вижу две лунки соединенные между собой траншейкой .. Видно ,в одной лунке ночевала (помет ), в другой кормилась семяножками трав - наша запоздалая луговая курочка.. Сделав второй подход ,поднимаю её и сбиваю .. Точно перепел ! " Почему задержалась бедная ,до ноября ..7 "Все равно ведь погибла ,замерзла ..",- размышлял я оправдывая свои действия .. Может климат 2подвёл " ? Что интересно, в обоих  случаях снега очень было много. Может какая другая причина ..не знаю ..
   Про эти два случая вспомнил потому что они , " как две капли воды " ,похожи ..В одно время ,климатические условия были одинаковые,-снежный покров и относительно теплая для ноября погода . Первую встречу вспомнил только тогда, когда произошла вторая.. И тогда я ,как видеокассету прокрутил назад свою память ,восстанавливая с мельчайшими подробностями , и поведал Вам , " дорогой мой читатель..".. Как любит говорить ,один мой заочно знакомый писатель . А вы что думаете ,об этом ?
    Вот, такие встречи -загадки подбрасывает нам матушка -природа ..И я этому всегда рад !
              З.Исхаки.
           Золотореченск. Забайкальский край.


Рецензии