От шекспира до мюнгхаузена

 
Трещит земля как пустой орех
Как щепка трещит броня
А Боба вновь разбирает смех
Какое мне дело до вас до всех?
А вам до меня! (песня Бена)

Древние говорили – Рождается человек, рождается планета. Древние были мудрее нас. Важность появления новой жизни сравнивали,  с появлением планеты. Потомки же стругали в деревнях десятки детей. Половина,  из которых умирали. Что ж,  бог дал, бог взял. Умерла жена, истощив организм постоянными родами – Что ж, бог дал, бог взял. Конечно, не во всех семьях такое было. Конечно, были и такие которые меняли количество на качество. Воспитывали, любили. Поскольку настоящей планетой человек становится, когда раскроет свой индивидуализм в полной мере. А в противном случае,  просто гражданин. Как все. Каких,  миллионы. Вот, их системы успешно и воспитывают. Ведь папы и мамы на работе. А ведь системы создают не боги, а такие же несовершенные люди как мы. Бывает, даже хуже чем мы. Которых,  даже близко нельзя подпускать к власти. Поскольку они решают,  как нам быть, как нам жить. Что делать. Кого любить. Это иллюзия, что мы принадлежим самим себе. Мы, часть штампованного механизма.  Крутимся в ту сторону,  в которую крутит пружина. Был героем Павлик Морозов, стал подлецом. Нас заставляют восхищаться Шекспиром и Толстым. Отставляя  глубоко в тень всех остальных. А если  не восхищаешься тем, что тебе преподносят учителя – вредители, значит  изгой и дурак,  в одном лице. И тут же сверху  – Ату его, ребята! И, будут гнобить. И. будут считать идиотом. 
Я, как раз об этом. О. людях – планетах.  Я, о прекрасном фильме «Тот самый Мюнхаузен». По мотивам произведения удивительного немецкого писателя Рудольфа Эриха Распе. Но сценарист Александр Горин и режиссер Марк Захаров взяв за основу его идею, довели ее по глубине и юмору до вершины Олимпа. На котором,  восседают великие авторы. И на которые молится весь мир. И нас заставляют это делать. Но их знает весь мир, а Горина, Захарова и исполнителя главной роли Олега Янковского, только любители и ценители искусства в  стране.  И в школе этот замечательный фильм никто изучать не будет. Потому, что Гамлет выше. А, чем выше? Слышу,  как скрипят зубы у натасканных в учебных заведениях ценителей и специалистов. Я же утверждаю, что совместить юмор, философию, интригу и прекрасную игру актеров в одном бокале, без огромного таланта не возможно. Это, скажу вам, наш отечественный Гамлет. Предлагаю вспомнить цитаты.

; Есть пары, созданные для любви. Мы же были созданы для развода.

;Нужно было выбирать одно из двух: погибнуть или как-то спастись.
;Ну, что же Вы выбрали?
;Угадайте.

;Вы утверждаете, что человек может поднять себя за волосы?
;Обязательно. Мыслящий человек просто обязан время от времени это делать.

;Как, вишневое дерево?
;Дерево? На голове оленя? Скажите лучше - вишневый сад!
;Если бы вырос сад, я бы сказал - сад. А поскольку выросло дерево, зачем же мне врать?

;Господин барон пошел как-то раз в лес на охоту. Медведь бросился на него. А поскольку господин барон был без ружья...
;Чего же он был без ружья?
;Я же Вам говорю, он пошел на охоту.

Это лишь часть цитат, прозвучавших в этом фильме. Кто после скажет, что фильм не достоин мировой славы?! А Янковский? Он сам признавался, что это его самая замечательная роль. Актер из дворянской семьи. В своей жизни, играл представителей своего сословия. И, успешно. Но здесь другое. Здесь юмор плавно переходящий в настоящую трагедию. Разочарование. Когда,  тебя не хотят понять и отвергают. Что самое страшное,  пытаются поломать. Даже любимая женщина,  отвергает человека – планету. Выход один.  Подняться над этим миром. Что сделали Мастер и Маргарита. К чему уходил в своих  мыслях и Гамлет. Эти нелегкую внутреннюю  борьбу должен был передать Янковский.  Захаров точно выбрал актера. Кстати, и актер стремился на роль. Словно чувствовал, что это его Гамлет. Сложно представить кого другого в этой роли.  Значит в точку. Лицо актера, отдельная тема. Почти, обычное в повседневной жизни, на экране совершенно другое. Это не тот случай, когда актер играет самого себя. В то же время, это и не игра. Это та загадочная и опасная трансформация таланта в персонаж. Мюнзаузен,  тот случай, когда актер,  полностью раскрыл свой творческий потенциал, благодаря кинематографу. Что, бывает не часто. Такое больше происходит в спектаклях. При живой игре. Но не в данном случае. Разве можно  в зале столько раз увидеть на первом плане тонкое мыслящее лицо актера? Его мимику? Знаменитые паузы? В этом сцена проигрывает экрану.
В связи с этим у меня и родилась идея воплотить лицо  любимого актера в скульптурном ассамбляже. Когда начинал лепить, не был уверен, что добьюсь сходства. Слишком сложное лицо. Ухватиться для лепки не за что. Но, почти, получилось. Этого достаточно. На фото всего лишь. Но это самое главное. Остальное, дело техники.
Когда работа будет готова, опубликую, как звезду своей копилки.
;Я понял, в чем ваша беда. Вы слишком серьезны. Умное лицо - это еще не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа, улыбайтесь.  ( Мюнхаузен)


Рецензии